Главная arrow Крымчаки Расстрелянный народ
30.12.2024 г.
 
 
Главное меню
Главная
О проекте
Статьи, очерки, рассказы
Новости
Советы туристам
Книги Марка Агатова
Рецензии, интервью
Крымчаки Расстрелянный народ
Фоторепортажи
Российские журналисты в Крыму
Коридоры власти
Контакты
odnaknopka.ru/kolyan.cz
Реклама
Лента комментариев
no comments
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Крымчаки Расстрелянный народ
Крымчаки - небольшая часть крымского населения, сформировавшаяся в немногочисленную народность в средневековый период крымской истории. Во времена Крымского ханства общины крымчаков проживали в Карасубазаре и Кафе.

В XIX в. основными занятиями крымчаков были ремесла, связанные с кожевенным производством. Среди них отмечают производства кож и сафьянов, различной обуви, седельное и шорное дело, изготовление шапок.

Разговорным языком крымчаков до середины прошлого столетия был крымчакский язык – чагатай. В годы Великой отечественной войны фашистами было уничтожено более 80% крымчаков. В настоящее время в Крыму проживает 204 крымчака.

История. Крымчаки. Последний крымчак Карасубазара Печать E-mail
КрымчакиКрымчаки. Сто лет тому назад было в Карасубазаре, нынешнем Белогорске, тихое и обособленное место – Крымчакская сторона. Там тесной общиной жили лучшие ремесленники полуострова – шапочники, кузнецы, сапожники, жестянщики, ювелиры. Там родился отец Якова Мангупли, и дед его, и прадед. Цепочка тянулась в глубь крымчакского народа. Она оборвется на Якове, у которого нет детей. Этот невысокий человек с седеющими висками – последний крымчак Белогорска. Пожалуй, многочисленные предки были бы довольны Яковом: он  всю жизнь трудился и не искал себе другой славы, кроме как отличного мастера-краснодеревщика. Это он пошел по стопам отца, тоже работавшего с деревом. А отец, Абрам Мангупли, такую профессию выбрал для того… чтобы его приняли в футбольную команду Карасубазара. Это был конец 30-х годов, когда на футбольные матчи съезжались жители всего города и окрестных сел, а каждый мальчишка мечтал когда-нибудь сменить своего кумира в местной команде. В команду могли и не взять Абрама – сына мелкого Карасубазарского торговца. А вот рабочего парня по фамилии Мангупли приняли.
 
История Крыма. Крымчаки. Тъкун Печать E-mail

Крымчаки. Истоки традиции
Так уж случилось, что Крымский полуостров освободили от фашистов к 9 мая  1944 г. Радость местных жителей еще не была омрачена депортациями, скорбели о тех, кто не вернулся из партизанского леса да погиб на фронтах войны за годы оккупации Крыма, о ком родные и близкие узнавали только теперь, после освобождения… Однако среди переживших оккупацию, не осталось представителей одной из древнейших народностей Крыма – крымчаков. Случайно уцелевшие, встречая возвращавшихся с фронта или эвакуации, они поведали страшную быль: крымчаки – от мала до велика – были уничтожены фашистами так же, как цыгане, евреи – в первые месяцы оккупации …

 
История Крыма. Крымчаки. Обманутые и расстрелянные Печать E-mail
Крымчаки. В прошедшем 2004 году 11 декабря – день массового истребления крымчаков и евреев в 1941 году немецкими фашистами – впервые отмечался на государственном уровне как День крымского Холокоста, день траура.  Трагические события нашли отражение в воспоминаниях ветерана трех войн (первой мировой, финской и Великой Отечественной) симферопольца Марка Евсеевича Пиастро. Пройдя боевой путь в составе 51-й Армии, после войны ветеран много времени уделял поисковой работе. Находил могилы погибших в Крыму бойцов, устанавливал имена погибших. Марк Евсеевич умер в возрасте 87 лет 9 мая 1982 на трибуне во время парада Победы в г. Нарве.
 
История Крыма. Крымчаки. Музыка и песни Печать E-mail
ImageКрымчаки. «Шу Ялтадан даш юкледым», «Араба къапу», «Акъяр къайтармасы»…Услышав эти словосочетания, любой крымский татарин скажет вам, что это название крымскотатарских песен. И не ошибется. Однако то же самое вам скажут и крымчаки. Дело в том, что фольклор этого малочисленного коренного народа Крыма, как и караимов,  а также урумов (мариупольских греков), неразрывно связан и практически не отличим от духовного наследия крымских татар. Все названные песни, а с ними – 17 других образцов крымского музыкального фольклора записаны на первом в мире компакт-диске музыки крымчаков, выпущенном в Москве при поддержке Голландского еврейского гуманитарного фонда и ВААД России. Уникальность этого диска состоит еще и в том, что он содержит архивные записи аутентичных исполнителей, сделанные в 50-70-е годы прошлого века на бытовой аппаратуре. Собрать сейчас подобную коллекцию уже невозможно – безвозвратно изменилась исполнительская манера, и сегодня эти песни звучат иначе.
 
История Крыма. Крымчаки. Воспоминание Е. Пиастро Печать E-mail
Крымчаки. (О быте крымчакской семьи  конца XIX – начала XX вв.)
Давно это было. Были у нашего племени свои праздники и обычаи. В старину их отмечали. Семья была абсолютно безбожная. Вот пасха. Чистили и мыли все. Вываривали в семи щелоках медную посуду. По возможности детям делали кое-какие обновки. Вечером вся семья собиралась за столом. Отец облачался в белое с полосами покрывало, доставал какой-то талмудик и, пародируя молитву, бубнил что-то себе под нос, то повышая голос, то понижая его. Дети хором скандировали. Получалось нечто вроде «мамины штаны голому Гозе». Всем было весело. Затем мама надевала белый шарф, открывала настежь двери, чтобы вошел Илья Пророк. Мы ждали. Илья Пророк не входил. Из двери дуло. Подождав еще немного, мама закрывала двери; начиналась трапеза. Рюмка вина для Ильи Пророка оставалась нетронутой. В этот день готовили детям подарки, каждому мешочек с восточными сладостями: рахат-лукум, хурма, каштаны, инжир, фисташки, орехи, мандарины или яблоки, какие-то сладкие стручки (названия не помню) и белая халва с орехами, теперь такого лакомства не делают и секрет его знают немногие.
 
История Крыма. Музей Сельвинского Печать E-mail
Этот образ хранил в своем сердце выдающийся поэт ХХ века, сын крымчакского народа, Илья Львович Сельвинский всю свою жизнь. И завещал, чтобы  его прах развеяли над Чатырдагом. Но родные решили:  пусть будет рядом, и похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище, а в Симферополе восстановили родительский дом и передали его в дар Крыму, а  в придачу более 5 тысяч экспонатов: документов, фотографий, книг, предметов, живописных полотен – пусть будет музей поэта Ильи Сельвинского.   Пока здание музея реставрируется, идет подготовка к созданию в нем экспозиции, ученые, краеведы изучают  жизнь и творчество поэта. Уже несколько лет  в Симферополе проводятся Крымские чтения им. И.Л. Сельвинского. В них принимают участие ведущие языковеды и литературоведы полуострова, а также исследователи творчества поэта из России и других стран мира.
 
История Крыма. Крымчаки. Притча Печать E-mail
Крымчаки. (Крычакская притча)
Это случилось в те далекие времена, когда птицы умели разговаривать, а люди понимали их язык. Посреди моря стоял небольшой островок, а на его самой высокой скале было гнездо, в котором жили орлица и два ее птенца. Однажды ночью налетела страшная буря. Беда подошла к гнезду орлицы, и птица сказала сыновьям: «Нам нужно улетать отсюда. Но вы еще слабы для таких перелетов, я же не смогу перенести через море обоих сразу. Одному придется остаться в гнезде и ждать, когда я вернусь за ним».
 
История Крыма. Организатор общества «Кърымчахлар» Печать E-mail
Крымчаки. Борис (Вениамин) Михайлович Ачкинази (1927–1992) вошел в историю культурно-просветительского общества «Кърымчахлар» как его организатор и первый председатель. Сапожник, домашней библиотеке которого (с классической художественной литературой и редкими специальными изданиями по краеведению, истории, археологии и другим гуманитарным научным дисциплинам) мог бы позавидовать любой современный ученый, занимающийся проблемами истории, этнологии, демографии, востоковедения и крымоведения. Сапожник, круто изменивший свою профессиональную судьбу,  в 43 года поступивший на первый курс Симферопольского государственного университета и окончивший этот вуз в 49 лет. Воспитатель Симферопольской спецшколы для трудновоспитуемых детей – с этой должности он и ушел на пенсию, чтобы заниматься основным в его жизни делом – сохранением  памяти о своем народе, объединением  своих соплеменников, популяризацией знаний о прошлом и настоящем крымчаков.
 
История Крыма. Крымчаки. О чем поведали джонки Печать E-mail
Давид РебиКрымчаки. Несколько лет тому назад я узнал, что в Москве, в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук осуществляется работа по подготовке многотомной энциклопедической серии «Народы и культуры». Я связался с ответственным секретарем, доктором исторических наук С.В. Чешко, который сообщил, что этнографический очерк о крымчаках поручено написать кандидату исторических наук И.В. Ачкинази. В своем письме к С.В. Чешко я написал, что современное представление о крымчаках, их истории, происхождении, языке далеки от реальности. В подтверждении своих слов я привел выдержки из последней Еврейской энциклопедии 1988 года, где в обширной статье о крымчаках приводятся устаревшие сведения. Я изложил свою точку зрения по этому вопросу. В ответном письме ко мне он согласился с моим видением проблемы и написал буквально следующее: «Ваша точка зрения на происхождение крымчаков в томе (имеется в виду том «Караимы. Крымские татары. Крымчаки») будет отражена». И вот этот том наконец вышел в свет, но там я не нашел даже намека на мою точку зрения. В чем же дело?
 
Краткий очерк этнической истории. крымчаки Печать E-mail

КрымчакиКрымчаки . Сегодня на сайте www.agatov.com мы начинаем публиковать электронную версию научно-популярного литературно-художественного альманаха "Кърымчахлар" (крымчаки). Это издание выходит в Симферополе  ограниченным тиражом и в настоящее время является библиографической редкостью.  На сайте  www.agatov.com альманах "Кърымчахлар" будет публиковаться в виде отдельных статей. Здесь же вы сможете прочитать и книги о крымчаках, изданные Крымским республиканским культурно-просветительским обществом крымчаков "Кърымчахлар". "Крымчаки"  ("кърымчахлар") – это  самоназвание  представителей небольшого по численности народа (по данным переписи 1989  г.,  на территории бывшего СССР их насчитывалось 1448 человек, 604 проживали в Крыму, а по данным 2001 года в Украине их проживало 406 чел.), который сформировался в средневековый период на территории Крымского полуострова как  этноконфессиональная  общность из разноэтничных почитателей реформированного иудейского ритуала.

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 11 12 13 14 15 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 121 - 130 из 150
Нравится
     
 
© Agatov.com - сайт Марка Агатова, 2007-2013
При использовании материалов
указание источника и гиперссылка на http://www.agatov.com/ обязательны

Rambler's Top100