Главная arrow Крымчаки Расстрелянный народ
22.12.2024 г.
 
 
Главное меню
Главная
О проекте
Статьи, очерки, рассказы
Новости
Советы туристам
Книги Марка Агатова
Рецензии, интервью
Крымчаки Расстрелянный народ
Фоторепортажи
Российские журналисты в Крыму
Коридоры власти
Контакты
odnaknopka.ru/kolyan.cz
Реклама
Лента комментариев
no comments
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Крымчаки Расстрелянный народ
Крымчаки - небольшая часть крымского населения, сформировавшаяся в немногочисленную народность в средневековый период крымской истории. Во времена Крымского ханства общины крымчаков проживали в Карасубазаре и Кафе.

В XIX в. основными занятиями крымчаков были ремесла, связанные с кожевенным производством. Среди них отмечают производства кож и сафьянов, различной обуви, седельное и шорное дело, изготовление шапок.

Разговорным языком крымчаков до середины прошлого столетия был крымчакский язык – чагатай. В годы Великой отечественной войны фашистами было уничтожено более 80% крымчаков. В настоящее время в Крыму проживает 204 крымчака.

История Крыма. Крымчаки. КАК НЕВЕСТУ ГОТОВИЛИ К СВАДЬБЕ Печать E-mail
Крымчаки9 октября 2009 года крымчаки отмечают 20 - летие создание крымского общества "Кръмчахлар". Создано оно было в 1989 году при крымском областном отделении Украинского фонда Культуры. "Крымский аналитик" публикует сегодня несколько материалов из нового, четвертого по счету, литературно-художественного альманаха "Кърымчахлар", который в настоящее время готовится к печати. Одна из статей называется "Как невесту готовили к свадьбе".
 Рассказ старой крымчачки. В давние времена девушки и юноши между собой сговаривались о сватовстве. В Тымшабат (праздник сбора плодов) женихи дарили невестам «бэ» (подарки — Ред.): золотые серьги или браслет. В Пырым (Пурим) состоялось обручение, после которого начинали готовиться к свадьбе родственники как жениха, так и невесты. Свадьбы устраивались или  осенью, или весной. Начиналась свадьба в воскресенье вечером, а днем развешивалось приданое невесты. Во вторник устраивался девичник, а в среду — мальчишник. Все приданое невесты вносили в «кесубу» (опись), а затем — в дом жениха. Устраивали большое гулянье «марама съурмек». Родственники жениха складывали все вещи невесты в сундук, оставляя только свадебную одежду. Постель, подушки, одеяла помещали в «юк» (специальная ниша для постельных принадлежностей).
 
История Крыма. Крымчаки. Народ хранимый Печать E-mail
Ткун в ИзраилеВластелин, изобильный милосердием, обитающий высоко! Дай обрести покой, уготовленный под крылами Шехины на ступенях святых и чистых, лучащихся сиянием небосвода, – душам всех шести миллионов евреев – жертвам Катастрофы, которых убили, зарезали, сожгли, уничтожили за Веру убийцы-фашисты и их пособники ради того, что все общество молится за их вознесшиеся души.  Посему да укроет их Властелин милосердия под сенью крыл своих навеки и приобщит к сонму вечно живых души их. Во  Всевышнем удел их, да покоятся они на ложе своем в мире. И возгласим: Аминь! – А-а-амен! Заметили разницу в произношении этого магического слова? Живя здесь, на земле Израиля, кто меньше, а кто и больше времени, уже постигшие тайны иврита, в совершенстве владеющие им и совершенно не знающие этого древнего языка, мы отвечаем на молитву все одинаково: «А-а-мен!»... Мне показалось, что в момент, когда разом более ста голосов будто пропели это «А-а-мен!», вырвавшееся из глубины сердец, язычки пламени зажженных на столах свечек затрепетали, как на ветру, и вновь выпрямились, освещая наши напряженные лица. Мы передавали из рук в руки небольшую стеклянную капсулу, каждый, думая о своем, о своих близких, ставших жертвами Катастрофы еврейства шестьдесят семь лет назад. В этой капсуле земля, которую Михаил Измерли, организатор Тъкуна в Израиле, взял с места расстрела крымчаков и евреев – на десятом километре дороги, ведущей из Симферополя в Феодосию. Именно здесь были расстреляны все близкие родственники самой старшей в общине 92-летней Рики Измерли.
 
Крымчаки. История семьи Доры Пирковой Печать E-mail
Дора ПирковаДолжно быть, жизнь каждого человека достойна если не романа, то рассказа. И судьбы наших предков, чья юность выпала на полные драматизма годы гражданской войны, революции, войны с белофиннами и  Великой Отечественной войны, тем более достойны памяти. Грандиозные события, трагедии народов, связанные с эпохой перемен, причудливо отразились и на моей семье, о которой я хочу рассказать. Что только не пережили мои родные за эти годы!   Моя бабушка  Джамлепай (1890 г. р.)  прожила  очень  тяжелую жизнь.  В 1920 г., имея мужа и  четырех детей, она заболела тифом и пролежала долгое время в больнице, выйдя из которой, узнала, что все  ее  дети и муж умерли  от голода. Она осталась совсем одна, и ей негде было жить. Помог ей крымчак Юда Ломброзо, взяв к себе в услужение: у него умерла жена и на попечении  остались пятеро детей. Прошло время, Юда и Джамлепай поженились. От этого брака родилось трое детей, в том числе и моя мама. Долгие годы бабушка прожила в нашей семье. Все мое детство  прошло с ней. Мы ее очень любили. Она плохо говорила по-русски,  поэтому дома всегда звучал родной язык.    Дома готовились крымчакские  блюда (кубетэ, шорва, сузме и многое другое). От бабушки всегда исходило тепло и  доброта. Джамлепай была хранительницей домашнего очага, поддерживала добрые отношения в семье. Бабушка всегда старалась помочь нашей небогатой семье и вносила в наш скромный бюджет свой вклад. Несмотря на преклонный возраст, работала на фабрике им. Морозова,  плела сетки (авоськи),  а мы, дети, старались ей в этом помочь. Мне очень хорошо запомнились бабушкины песни, которые они пели с отцом, особенно в зимние вечера. Мы, дети, впитывали их в себя. Мы узнавали крымчакские напевы, слышали крымчакскую речь, но так и не научились крымчакскому языку. Когда я вышла замуж, бабушке пришлось уехать к старшей дочери в г.  Макеевку. Там она и умерла в    1972 г. на восемьдесят втором году жизни.
 
История Крыма. Крымчаки. Триптих Печать E-mail
ЗРИМАЯ ПОВЕСТЬ О СОКРОВЕННОМ (о триптихе «История, традиции, драмы крымчаков»)
Илья БороховИдея создания триптиха по истории, традициям и о просветителях доброго народа крымчаков родилась в конце прошлого века. Холокост ХХ столетия поставил под угрозу существование народа, который сформировался на крымской земле. Предложение написать картину, зримо отразить яркие вехи в жизни крымчаков исходило от Виктора Михайловича Ломброзо, в то время – председателя крымчакского общества. Замысел был воплощен в эскизе 19х28 см в конце 1998 года. Центром триптиха стала картина размером 148х148 см. Все объединялось вокруг свадебных событий. Свадьба – это время, когда весь народ находится вместе в доме радости. Рисунок и подмалевок сразу были нанесены на все три части будущего триптиха. Сила жизни и бессмертие народного духа – вот идея произведения о крымчаках, которым была нанесена смертельная рана фашизмом в 1941–1942 годах.    История народа была сохранена и собраны этнографические материалы благодаря активной деятельности ленинградца Евсея Исааковича Пейсаха. Научный материал для триптиха мне предоставили Давид Ильич Реби и Игорь Вениаминович Ачкинази.
 
История Крыма. Крымчаки. Карасубазарский хахам Медини Печать E-mail
К 175-летию со дня рождения Х.Х. Медини (1833-1905 гг.)
Х.Х. МединиХаим Хизкияу Медини (Хахам) родился в 1833 году в Иерусалиме. «Хахам»  означает ученый, знаток, мудрец. У крымчаков Хахам был высшим духовным лицом и судьей. Отец Медини  был из испанских евреев-сефардов. Еще в детстве Хаим Медини поражал глубиной своего ума и феноменальной памятью. Получив высшее духовное образование, он стал духовным писателем и религиозным судьей в Стамбуле (1853 – 1860 гг.). В 1867 г. по приглашению карасубазарских крымчаков он прибыл в г. Карасубазар     (г. Белогорск) и стал их духовным руководителем. Х. Х. Медини основал здесь семинарию и в течение долгих лет обучал и наставлял несколько поколений крымчаков. Крымчаки в то время были одним из отсталых в культурном отношении народов Крыма, нуждались в духовном наставнике, который возбудил бы интерес к грамоте и просвещению. За 33 года деятельности Хахама в Карасубазаре крымчаки повысили свой культурный уровень. Медини обладал высокими духовными качествами, отличался удивительной скромностью,  избегал всяких услуг и весь излишек от 40-рублевого месячного жалованья отдавал нуждающимся. Х.Х. Медини издал много трудов. Основными из них являются  «Респонсы и новеллы» (Смирна, 1865 г.), «Респонсы» (1874 г.), Pakku of Sadeh (Иерусалим, 1900), Sede ehemed (Обширная Энциклопедия ритуальных законов, оставшаяся незаконченной).
 
Новости Украины. На сессии Верховного Совета Крыма поговорят о крымчаках и караимах Печать E-mail
Заседание Президиума Верховной Рады АРК
Здание парламента Симферополь6 октября состоялось очередное заседание Президиума Верховной Рады АРК, которое провел глава крымского парламента Анатолий Гриценко.  Члены Президиума обсудили ряд вопросов, связанных с подготовкой  очередных пленарных заседаний, которые  пройдут 21-23 октября.  Было предложено внести дополнения в повестку дня восьмой сессии Верховной Рады АРК. Проект повестки дня октябрьских пленарных заседаний  состоит из 18 вопросов, среди которых отчет Совета министров АРК об исполнении бюджета за 1 квартал 2009 года и за первое полугодие текущего года, программа развития автономии в сфере курортов и туризма на 2009-2011 годы, мероприятия по сохранению историко-культурного наследия крымских караимов и крымчаков на 2010 год, кадровые вопросы. В частности, Председатель Верховной Рады АРК А.Гриценко пояснил, что  накануне подали заявления с просьбой освободить их от занимаемых должностей первый заместитель Председателя Верховной Рады АРК Сергей Цеков и председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по науке  и образованию Анатолий Жилин. Соответствующие распоряжения уже подписаны, а на пленарном заседании  необходимо принять решения в соответствии с Законом Украины «О Верховной Раде АРК».
 
История Крыма. Крымчаки пещерных городов Чуфут-Кале и Мангупа Печать E-mail
Статья из журнала "Кърымчахлар" № 4. ГУРДЖИ ИЛИ АШКЕНАЗИ, или Крымчаки в городе Чуфут-Кале
Пещерный городУченые до сих пор только с некоторой осторожностью могли предполагать, что на территории «пещерных городов» Чуфут-Кале и Мангуп  проживали не только караимы, но и крымчаки. Не вызывает никакого сомнения, что именно караимы составляли большинство населения этих  городов в XVII-XVIII вв. Тем не менее не вызывает также никакого сомнения, что наряду с караимами в Чуфут-Кале и Мангупе в это время  также проживали разрозненные семьи крымских иудеев-раввинистов, позднее ставших называться крымчаками. О пребывании крымчаков на  Мангупе достаточно однозначно свидетельствует крымчакская фамилия Мангупли (т.е. «выходец из Мангупа»), а также наличие там пещеры,  по-видимому, использовавшейся в качестве миквы (т. е. бани для ритуального омовения; как известно, миква не входит в культовую обрядность  караимов).  О пребывании иудеев-раввинистов в Чуфут-Кале свидетельствует несколько надгробий на кладбище в Иосафатовой долине. Так, в  1669 г. там был похоронен Йосеф бен Моше Меворах, о котором сам Авраам Фиркович писал, что «он был из крымских раввинистов, учитель  Пятикнижия (меламед Тора) в Кале».  Интересно, что раввинист Йосеф Меворах, таким образом, преподавал религиозный закон караимам  Чуфут-Кале. Таковы вкратце практически все сведения о крымчаках в Чуфут-Кале и Мангупе, которые можно извлечь из доступных на  настоящий момент источников эпиграфического, ономастического и археологического характера (несомненно, что дополнительные сведения об  этом будут получены после полной каталогизации надгробных памятников в Иосафатовой долине).
 
История Крыма. Крымчаки. Редколлегией подготовлен к печати альманах "Кърымчахлар № 4" Печать E-mail
Красубазар - Родина крымчаковКрым. Симферополь. Редколлегия Крымского республиканского культурно-просветительского общества крымчаков "Кърымчахлар" подготовила к печати очередной выпуск научно-популярного литературно-художественного альманаха "Кърымчахлар №4". Рукопись уже передана в издательство. Сегодня "Крымский аналитик" публикует статью Михаила Гурджи из альманаха "Кърымчахлар №4" об истории благотворительности крымчаков "Возлюби БЛИЖНЕГО…". Важнейшая черта культурно-бытовой жизни общины крымчаков – благотворительность. Интерес представляет механизм действия и характер благотворительности как фактор, скрепляющий общину изнутри. Исторической подоплекой благотворительности является создание на рубеже XV и XVI веков «Молитвенника ритуала Кафы» (Махэор мивхаг Кафа), приведшее к появлению новой религиозно-бытовой традиции, объединяющей различные иудейские ритуалы в единый комплекс. Окончательное оформление иудейского религиозного комплекса произошло в XVI-XVIII вв. Основная заповедь ритуала – «Возлюби ближнего как самого себя». Эта заповедь побуждает верующего к активной благотворительной деятельности. В коллекции А. А. Кауфмана есть рукописный средневековый документ, свидетельствующий о выполнении этой заповеди: «И в стенах Кафы, и  в ее округах было издавна заведено четыре специальных дня для благотворительных сборов: в субботу «Шекалим» – на ремонт дома Божия, т. е., синагоги, первый день Пасхи – на покупку светильного масла (для синагог и нуждающихся ученых), второй день Пятидесятницы – на обучение Торе и в субботу «Нахму» – на вспомоществование бедным».
 
История Крыма. Крымчаки. История семьи Ломброзо из Сухуми Печать E-mail
"Крымский аналитик" обращается к крымчакам, проживающим в Крыму, на Украине, России, Грузии, Израиле, США, Канады и Германии с просьбой поделиться воспоминаниями о своих родных и знакомых.
памятник погибшим1 августа 2009 года "Крымский аналитик" получил письмо из Ташкента от Юрия Михайловича Ломброзо который просит помочь восстановить историю своей семьи. Юрий Ломброзо родился в Сухуми. К сожалению, помочь ему мы ничем не можем, из-за того, что нам до сих пор не удалось получить информацию о крымчаках из Сухуми. Выжили ли они во время грузино-абхазской войны, мы не знаем. Поэтому публикуем письмо Юрия Михайловича Ломброзо в надежде, что кто - нибудь из крымчаков помнит его семью. "Крымский аналитик" еще раз обращается к крымчакам с просьбой,  помочь в сборе информации о крымчаках из Сухуми. "Уважаемый Марк. Спасибо что вы многое делаете для восстановления истории многострадального крымчакского народа. Я родом из Сухуми,проживаю в г.Ташкенте. Мой отец Ломброзо Михаил  1912-1914 года рождения, родился в Карасубазаре, после войны проживал в Сухуми. В семье Беньямина Ломброзо и Ривы Ломброзо. Он был 10-тым ребенком в семье. С 1937-1939 по 1946 год служил во флоте. Отца давно нет в живых. Моя мать Ломброзо (Ашкинази) Ольга Менафемовна 1921 г.р., уроженка г.Керчь - крымчачка. Мне очень хочется узнать о своих корнях. О семье. В 1941-42 годах родителей отца растреляли в Карасубазаре. Если имеется какая-либо возможность прошу вас сообщить какие-нибудь сведения об истории моей семьи и происхождении нашего народа.
 
Украина. История Крыма. Крымчаки. КАРАСУБАЗАРСКАЯ ОБЩИНА КРЫМЧАКОВ Печать E-mail
КарасубазарКарасубазарская община крымчаков на протяжении всей своей истории (предположительно стала формироваться в конце XV – начале XVI вв. за счет крымчаков, ранее проживавших в Мангупе и Кафе и переселившихся в глубь полуострова вследствие разрухи, учиненной турками в 1475 году) была относительно малочисленна. В конце  XVIII – начале XIX вв. ее пополнили крымчаки из Эски-Кырыма, Мангупа, Тамани, частично из Феодосии – 1500 человек (по рекрутским данным, 509 человек мужского пола). В последней трети XIX века наблюдается миграция крымчаков в другие города Таврической губернии. Общинно-религиозная перепись, проведенная в 1913 году инициативной группой крымчаков во главе с И. С. Кая, насчитала в Карасубазаре 2487 человек, причем к этому моменту основная масса жила уже за его пределами. Карасубазарская община прекратила свое существование 18 января 1942 года, полностью уничтоженная гитлеровцами.  В Белогорске (бывшем Карасубазаре) в 1954 году проживало только две семьи крымчаков.
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 51 - 60 из 150
Нравится
     
 
© Agatov.com - сайт Марка Агатова, 2007-2013
При использовании материалов
указание источника и гиперссылка на http://www.agatov.com/ обязательны

Rambler's Top100