Главная arrow Крымчаки Расстрелянный народ
24.11.2024 г.
 
 
Главное меню
Главная
О проекте
Статьи, очерки, рассказы
Новости
Советы туристам
Книги Марка Агатова
Рецензии, интервью
Крымчаки Расстрелянный народ
Фоторепортажи
Российские журналисты в Крыму
Коридоры власти
Контакты
odnaknopka.ru/kolyan.cz
Реклама
Лента комментариев
no comments
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Крымчаки Расстрелянный народ
Крымчаки - небольшая часть крымского населения, сформировавшаяся в немногочисленную народность в средневековый период крымской истории. Во времена Крымского ханства общины крымчаков проживали в Карасубазаре и Кафе.

В XIX в. основными занятиями крымчаков были ремесла, связанные с кожевенным производством. Среди них отмечают производства кож и сафьянов, различной обуви, седельное и шорное дело, изготовление шапок.

Разговорным языком крымчаков до середины прошлого столетия был крымчакский язык – чагатай. В годы Великой отечественной войны фашистами было уничтожено более 80% крымчаков. В настоящее время в Крыму проживает 204 крымчака.

История Крыма. Крымчаки. КАК НЕВЕСТУ ГОТОВИЛИ К СВАДЬБЕ Печать E-mail
Крымчаки9 октября 2009 года крымчаки отмечают 20 - летие создание крымского общества "Кръмчахлар". Создано оно было в 1989 году при крымском областном отделении Украинского фонда Культуры. "Крымский аналитик" публикует сегодня несколько материалов из нового, четвертого по счету, литературно-художественного альманаха "Кърымчахлар", который в настоящее время готовится к печати. Одна из статей называется "Как невесту готовили к свадьбе".
 Рассказ старой крымчачки. В давние времена девушки и юноши между собой сговаривались о сватовстве. В Тымшабат (праздник сбора плодов) женихи дарили невестам «бэ» (подарки — Ред.): золотые серьги или браслет. В Пырым (Пурим) состоялось обручение, после которого начинали готовиться к свадьбе родственники как жениха, так и невесты. Свадьбы устраивались или  осенью, или весной. Начиналась свадьба в воскресенье вечером, а днем развешивалось приданое невесты. Во вторник устраивался девичник, а в среду — мальчишник. Все приданое невесты вносили в «кесубу» (опись), а затем — в дом жениха. Устраивали большое гулянье «марама съурмек». Родственники жениха складывали все вещи невесты в сундук, оставляя только свадебную одежду. Постель, подушки, одеяла помещали в «юк» (специальная ниша для постельных принадлежностей).
 
История Крыма. Крымчаки. Народ хранимый Печать E-mail
Ткун в ИзраилеВластелин, изобильный милосердием, обитающий высоко! Дай обрести покой, уготовленный под крылами Шехины на ступенях святых и чистых, лучащихся сиянием небосвода, – душам всех шести миллионов евреев – жертвам Катастрофы, которых убили, зарезали, сожгли, уничтожили за Веру убийцы-фашисты и их пособники ради того, что все общество молится за их вознесшиеся души.  Посему да укроет их Властелин милосердия под сенью крыл своих навеки и приобщит к сонму вечно живых души их. Во  Всевышнем удел их, да покоятся они на ложе своем в мире. И возгласим: Аминь! – А-а-амен! Заметили разницу в произношении этого магического слова? Живя здесь, на земле Израиля, кто меньше, а кто и больше времени, уже постигшие тайны иврита, в совершенстве владеющие им и совершенно не знающие этого древнего языка, мы отвечаем на молитву все одинаково: «А-а-мен!»... Мне показалось, что в момент, когда разом более ста голосов будто пропели это «А-а-мен!», вырвавшееся из глубины сердец, язычки пламени зажженных на столах свечек затрепетали, как на ветру, и вновь выпрямились, освещая наши напряженные лица. Мы передавали из рук в руки небольшую стеклянную капсулу, каждый, думая о своем, о своих близких, ставших жертвами Катастрофы еврейства шестьдесят семь лет назад. В этой капсуле земля, которую Михаил Измерли, организатор Тъкуна в Израиле, взял с места расстрела крымчаков и евреев – на десятом километре дороги, ведущей из Симферополя в Феодосию. Именно здесь были расстреляны все близкие родственники самой старшей в общине 92-летней Рики Измерли.
 
Крымчаки. История семьи Доры Пирковой Печать E-mail
Дора ПирковаДолжно быть, жизнь каждого человека достойна если не романа, то рассказа. И судьбы наших предков, чья юность выпала на полные драматизма годы гражданской войны, революции, войны с белофиннами и  Великой Отечественной войны, тем более достойны памяти. Грандиозные события, трагедии народов, связанные с эпохой перемен, причудливо отразились и на моей семье, о которой я хочу рассказать. Что только не пережили мои родные за эти годы!   Моя бабушка  Джамлепай (1890 г. р.)  прожила  очень  тяжелую жизнь.  В 1920 г., имея мужа и  четырех детей, она заболела тифом и пролежала долгое время в больнице, выйдя из которой, узнала, что все  ее  дети и муж умерли  от голода. Она осталась совсем одна, и ей негде было жить. Помог ей крымчак Юда Ломброзо, взяв к себе в услужение: у него умерла жена и на попечении  остались пятеро детей. Прошло время, Юда и Джамлепай поженились. От этого брака родилось трое детей, в том числе и моя мама. Долгие годы бабушка прожила в нашей семье. Все мое детство  прошло с ней. Мы ее очень любили. Она плохо говорила по-русски,  поэтому дома всегда звучал родной язык.    Дома готовились крымчакские  блюда (кубетэ, шорва, сузме и многое другое). От бабушки всегда исходило тепло и  доброта. Джамлепай была хранительницей домашнего очага, поддерживала добрые отношения в семье. Бабушка всегда старалась помочь нашей небогатой семье и вносила в наш скромный бюджет свой вклад. Несмотря на преклонный возраст, работала на фабрике им. Морозова,  плела сетки (авоськи),  а мы, дети, старались ей в этом помочь. Мне очень хорошо запомнились бабушкины песни, которые они пели с отцом, особенно в зимние вечера. Мы, дети, впитывали их в себя. Мы узнавали крымчакские напевы, слышали крымчакскую речь, но так и не научились крымчакскому языку. Когда я вышла замуж, бабушке пришлось уехать к старшей дочери в г.  Макеевку. Там она и умерла в    1972 г. на восемьдесят втором году жизни.
 
История Крыма. Крымчаки. Триптих Печать E-mail
ЗРИМАЯ ПОВЕСТЬ О СОКРОВЕННОМ (о триптихе «История, традиции, драмы крымчаков»)
Илья БороховИдея создания триптиха по истории, традициям и о просветителях доброго народа крымчаков родилась в конце прошлого века. Холокост ХХ столетия поставил под угрозу существование народа, который сформировался на крымской земле. Предложение написать картину, зримо отразить яркие вехи в жизни крымчаков исходило от Виктора Михайловича Ломброзо, в то время – председателя крымчакского общества. Замысел был воплощен в эскизе 19х28 см в конце 1998 года. Центром триптиха стала картина размером 148х148 см. Все объединялось вокруг свадебных событий. Свадьба – это время, когда весь народ находится вместе в доме радости. Рисунок и подмалевок сразу были нанесены на все три части будущего триптиха. Сила жизни и бессмертие народного духа – вот идея произведения о крымчаках, которым была нанесена смертельная рана фашизмом в 1941–1942 годах.    История народа была сохранена и собраны этнографические материалы благодаря активной деятельности ленинградца Евсея Исааковича Пейсаха. Научный материал для триптиха мне предоставили Давид Ильич Реби и Игорь Вениаминович Ачкинази.
 
История Крыма. Крымчаки. Карасубазарский хахам Медини Печать E-mail
К 175-летию со дня рождения Х.Х. Медини (1833-1905 гг.)
Х.Х. МединиХаим Хизкияу Медини (Хахам) родился в 1833 году в Иерусалиме. «Хахам»  означает ученый, знаток, мудрец. У крымчаков Хахам был высшим духовным лицом и судьей. Отец Медини  был из испанских евреев-сефардов. Еще в детстве Хаим Медини поражал глубиной своего ума и феноменальной памятью. Получив высшее духовное образование, он стал духовным писателем и религиозным судьей в Стамбуле (1853 – 1860 гг.). В 1867 г. по приглашению карасубазарских крымчаков он прибыл в г. Карасубазар     (г. Белогорск) и стал их духовным руководителем. Х. Х. Медини основал здесь семинарию и в течение долгих лет обучал и наставлял несколько поколений крымчаков. Крымчаки в то время были одним из отсталых в культурном отношении народов Крыма, нуждались в духовном наставнике, который возбудил бы интерес к грамоте и просвещению. За 33 года деятельности Хахама в Карасубазаре крымчаки повысили свой культурный уровень. Медини обладал высокими духовными качествами, отличался удивительной скромностью,  избегал всяких услуг и весь излишек от 40-рублевого месячного жалованья отдавал нуждающимся. Х.Х. Медини издал много трудов. Основными из них являются  «Респонсы и новеллы» (Смирна, 1865 г.), «Респонсы» (1874 г.), Pakku of Sadeh (Иерусалим, 1900), Sede ehemed (Обширная Энциклопедия ритуальных законов, оставшаяся незаконченной).
 
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
<< [Первая] < [Предыдущая] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 51 - 55 из 150
Нравится
     
 
© Agatov.com - сайт Марка Агатова, 2007-2013
При использовании материалов
указание источника и гиперссылка на http://www.agatov.com/ обязательны

Rambler's Top100