Крымчаки. Странные вещи творятся последнее время в Евпатории. Потерявшие разум люди, пытаются соединить мир мертвых с миром живых. В городской газете «Евпаторийская здравница» можно прочитать о том, что на «Красной горке», там, где были расстреляны во время немецко-фашистской оккупации тысячи евреев и крымчаков, надо установить трибуну с общественным туалетом, техническими помещениями и провести линию связи для усиления звука. Все это делается для того, чтобы рядом с могилами в День Победы ораторам легче было произносить дежурные фразы о погибших, петь песни и, воспитывать на примере расстрелянных, молодежь. Еще одна удивительная традиция прижилась в Евпатории. В день свадьбы к могилам расстрелянных в противотанковых рвах, приезжают эскорты украшенных лентами автомобилей с молодоженами. Веселая компания, смеясь и радуясь, а свадьба это действительно праздник, фотографируются у противотанкового рва, где были расстреляны тысячи евпаторийцев. Я никак не могу понять, зачем в день свадьбы эти люди приезжают к братским могилам и почему они не едут в этот день на городское кладбище помянуть своих родственников. Неужели в городе не осталось ни одного разумного человека, который бы разъяснил своим неразумным детям, что день свадьбы нельзя соединять с днем памяти мертвых, потому что Мир мертвых нельзя соединять с миром живых!
Мне могут возразить, что это традиция, но почему никому из симферопольских молодоженов не придет в голову мысль, приехать в день свадьбы к памятникам евреям и крымчакам, расстрелянным у противотанкового рва? Почему там, не строят сортиров, трибун и технических помещений для того, чтобы облегчить труд связистов при организации траурных мероприятий, которые ежегодно проводят республиканские власти. Рядом с братской могилой в Евпатории строится огромное торжище. Его создатели обещают, что этот рынок у могил, обогатит тех, кто рискнет развернуть там свою торговлю. Боюсь, что это не так. Те, кто потревожит мир мертвых, кто построит свои дома на кладбище – не станут богатыми.
Известный русский писатель Александр Ткаченко написал замечательный рассказ «Слободка», который включил в свою последнюю книгу «Сон крымчака или оторванная земля». Речь идет о том, как пришельцы, построили на крымчакском кладбище в Карасубазаре свои дома.
«Когда старое кладбище стало исчезать под варварскими ударами кувалд, ломов, кирок и лопат и люди стали растаскивать крепкие горные камни для своих заборов и домов, когда на земле захоронений стали подниматься новые дома и переселенцы стали зажигать в них свет, - начали происходить вещи, которые никак не укладывались в мозгу новых хозяев. Ребенок открыл окно и случайно разбил стекло, порезав при этом руку. А через несколько дней умер от заражения крови. В одном из домов провалился пол, и вся семья ушла под землю, никто не успел спасти даже кошку. Однажды всей семьей сели обедать прямо в саду, но в тарелках вместо супа появилась кровь, и бараньи кости в нем стали человечьими.
Новые хозяева стали призывать (старого крымчака) Яко и спрашивать, что происходит, но, Яко лишь отвечал: «Я же говорил вам: мир мертвых нельзя соединить с миром живых, но я не имею влияния на потустороннюю жизнь, думайте сами…». Выстроенных домов было жаль, и хозяева стали приглашать священника или муллу, чтобы отогнать проклятие, как они думали, с места, где они поселились. Однако бесполезно. Молитвы, заклинания, ничто не помогало и, наконец, все пришли к выводу, что это проклятие. Даже придорожные цыгане, узнав о страшных случаях, ушли, сказав перед этим: «Кочуют только кости живых, кости мертвых кочуют вместе с землей. Кто трогает мертвых, тот останавливает землю… А это против воли неба и солнца…».
… В скором времени Карасу разлилась настолько, что стала подмывать новые дома на месте крымчакского кладбища. Два из них в ночь тихого и прекрасного мая унесло течением, люди успели выскочить из домов и долгое время ночевали под открытым небом. Многие могли видеть, как плыли комоды, диваны и кровати, на которых спали и сидели обреченные люди. Им кричали, пытались их спасти, но они были словно завороженные – не отвечали, не поворачивали голов. Скорее всего, они действительно спали. Мертвым сном».
Этот жуткий рассказ Александр Ткаченко не выдумал. Несчастья обрушились на тех, кто нарушил покой мертвых, построив свои дома на старом крымчакском кладбище в Карасубазаре. То же самое ждет и тех, кто пытается в Евпатории соединить мир мертвых с миром живых.
Я считаю, что евпаторийцам надо отказаться от митингов у расстрельного рва. День Победы с танцами и песнями отмечать лучше на театральной площади, а к могилам людей те, кто пожелает, могут принести цветы, и совсем неуместны здесь пустопорожние речи штатных ораторов и звонкие речевки самодеятельных артистов.
«Крымчаки ходили на свое кладбище посидеть над рекой, подумать и вспомнить умерших, близких или далеких родственников, и это давало им силу. Странно, но общение с давними предками заражало их плоть не на день, не на два. И уходя, каждый оставлял над надгробием камешек или еще какую-нибудь бытовую мелочь, говоря этим: «Я здесь был, я тебя помню»…
Марк Агатов 25 декабря 2007 года Фото - Kalamit.info.
|