В Симферополе, 16 февраля прошел массовый митинг пророссийских организаций в поддержку активистов Народного фронта «Севастополь - Крым - Россия», над которыми начался судебный процесс по обвинению Службы безопасности Украины (СБУ) в сепаратизме. О перспективах этого дела в интервью «Росбалту» рассказал один из обвиняемых
лидер Фронта Валерий Подъячий.
- Валерий, за что вас судят, как сами считаете? У вас ведь небольшая организация, собираются люди, «выпускают пар», зачем властям судебный процесс?
- Народный фронт «Севастополь - Крым - Россия» – это не общественная организация, а политический проект, зарегистрированный в департаменте интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины. Он чем-то сродни акции «Украина без Кучмы» или «Восстань, Украина!». В противном случае Народный фронт «Севастополь - Крым - Россия» был бы давно уже закрыт. Фиксированного членства у нас нет, однако во фронт входят 14 организаций из восьми городов полуострова – Симферополя, Севастополя, Евпатории, Керчи, Ялты, Феодосии, Сак и Бахчисарая. По данным Центра Разумкова у Народного фронта второй рейтинг после «Русской общины Крыма» – поддержка в Крыму 6% и в Севастополе 7%. Это выше, чем даже у такой массовой организации, как меджлис. И это при том, что Центр Разумкова склонен преуменьшать радикальные пророссийские настроения на полуострове. Поэтому власти забеспокоились.
Не согласен, что у нас просто собираются люди, «выпускают пар», так как посиделок с чаепитиями и фестивалей мы не проводим. Люди собираются только для проведения конкретных акций, и каждая наша акция имеет сильный общественный резонанс (вспомнить хотя бы водружение белого флага капитуляции над штабом ВМС Украины в Севастополе 15 марта 2007 года). Зачем властям судебный процесс? Народный фронт «Севастополь - Крым - Россия» появился раньше, чем другие радикальные организации («Прорыв» и ЕСМ — Евразийский союз молодежи) и до сих пор не прекратил своего существования. Закрыть его не могут, поэтому пытаются расправиться с лидерами поодиночке.
Я также считаю, что репрессивные действия бандеровской политохранки обусловлены прежде всего тем, что впервые в новейшей истории предпринята попытка правового урегулирования вопроса о статусе Крыма в соответствии с волеизъявлением его населения в административных судах (пусть пока только украинских). А правовой путь как раз-то власти Украины и боятся больше всего, потому что это не «выпускание пара». Каждое решение суда можно затем обжаловать вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
На Украине тотальный всепроникающий системный политический и социально-экономический кризис. Чтобы отвлечь от него внимание, нужны враги – внешние и внутренние. С этой целью обанкротившийся неофашистский режим президента Ющенко и пытается организовать «показательные сепаратистские процессы». Впервые в новейшей истории в русском Крыму людей судят по политической статье за то, что они осмелились быть русскими!
Вместе с тем официальный Киев в очередной раз с присущим ему цинизмом демонстрирует политику двойных стандартов. Отдавая часть своей территории Румынии, МИД Украины рапортует о том, что это шаг вперед в утверждении Украины как правового европейского государства. В то же время СБУ лишает граждан права иметь собственное мнение, обращаться с предложениями в органы государственной власти и объявляет преступлением выступления на пресс-конференциях с озвучиванием вопросов, по которым идет разбирательство в административных судах и по которым было народное волеизъявление на общекрымском референдуме 20 января 1991 года.
- Как можно квалифицировать в связи с этим факт потери Украиной части территорий возле острова Змеиный?
- Я обратился 10 февраля в соответствии со статьями 95 и 97 УПК Украины с заявлением о преступлении на имя и.о. председателя СБУ Валентина Наливайченко, в котором прошу провести проверку и принять меры для возбуждения уголовного дела по ст.110 ч.3 «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» и по ст.111 ч.1 «Государственная измена», и привлечь к ответственности высших должностных лиц Украины, в обязанности которых входит осуществление руководства внешнеполитической деятельностью государства.
В соответствии со ст.73 Конституции Украины вопрос об изменении территории Украины решается исключительно всеукраинским референдумом. Фактически 3 февраля часть территории Украины отошла соседнему государству именно в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины. Ведь не было на Украине никакого референдума, разрешающего передачу украинской территории с нефтегазоносным шельфом Румынии. Следует отметить, что проблема Змеиного была давно урегулирована между СССР и Румынией. В момент, когда Украина согласилась на рассмотрение этого дела в Международном суде, она имела все основания этого не делать, поскольку уже имелись подтверждённые договорами границы, и есть конвенция по морскому праву ООН, которая допускает отказ государства от участия в процедурах, которые касаются морских границ. В свое время этой статьей конвенции воспользовался Советский Союз.
Эти территории достались СССР в счёт контрибуции за то, что Румыния маршала Антонеску была союзником гитлеровской Германии и воевала против нас на её стороне. В 1944 году морская пехота ЧФ захватила Змеиный, а в 1948 году Сталин закрепил договором остров и прилегающие территории за Советским Союзом. За них пролита кровь наших солдат и моряков и сдача морского шельфа – это предательство памяти погибших!
- Согласны ли Вы с утверждением Сергея Куницына (мэра Севастополя — ред.) о том, что жители Крыма больше не хотят в Россию?
- Я думаю, что сейчас за возвращение Крыма в Россию проголосовало бы не менее 70% населения полуострова (данные соцопросов это подтверждают), при том что молодёжь воспитывалась уже в Незалежной Украине. Большинство россиян уже не хотят жить в СССР – для них комфортно живётся в путинской России. Владимир Путин, как бы кто к нему не относился, поднял Россию с колен и снова заставил уважать её в мире. Работая в силу своей профессии с молодёжью, я вижу, что и для молодого поколения крымчан кумиром является Владимир Владимирович, а идеалом государства – встающая на ноги Великая Россия, что и бесит украинскую власть.
Возражая севастопольскому градоначальнику, хочу ещё сказать, что сейчас не только жители Крыма проголосовали бы за воссоединение с Россией, но и жители других регионов, о чём свидетельствуют недавние события на Донбассе, где была провозглашена русская, независимая от Украины республика. Кто бы мог это предположить два-три года назад?
- Осуществляют ли давление сотрудники СБУ на членов Вашей организации, на Вас лично?
- А как по-другому назвать постоянную слежку, допросы, обыски, угрозы физической расправы, «душеспасительные» беседы и откровенное выполнение политического заказа по уголовному делу в отношении меня и Семёна Клюева (председатель «Русской общины Евпатории» — ред.)?
- Довольны ли вы тем, что на Вашу защиту вышла «Русская община» — организация, которую вы критиковали? Может ли судебный процесс послужить поводом для консолидации пророссийских сил Крыма?
- Безусловно, это очень большой шаг на пути объединения русских в Крыму. Судебный процесс уже консолидировал не только пророссийские организации Крыма, но и Севастополя. Ведь не зря кто-то придумал в своё время этот гениальный слоган – «Севастополь-Крым-Россия»! Вокруг этой идеи не прочь объединиться все ключевые пророссийские организации полуострова.
- Правда ли, что сотрудники СБУ уже предупредили вас, что получено указание посадить Подъячего?
- Из бесед с ними я понял, что они получили указание свыше и откровенно «втупую» притянули за уши обвинение и пытаются любой ценой добиться от суда обвинительного приговора.
- Правда ли, что СБУ запретило местным телеканалам освещать акции Народного Фронта?
- Да, и в этом мне признавались сами журналисты.
- Какие планы на будущее у вашей организации?
- Такие же, как и в начале деятельности: реализация одной единственной цели – воссоединение Крыма и Севастополя с Россией мирным правовым путём.
- Могут ли крымские татары стать союзниками в деле возвращения Крыма в состав России?
- До недавнего времени считалось, что оплотом украинского государства в Крыму являлись крымско-татарский фактор и местная бюрократия. Однако разработанная Романом Бессмертным (заместитель главы секретариата президента Украины — прим. ред.) во времена президента Кучмы «Политическая технология решения крымской проблемы» сегодня существенно пробуксовывает. В ней, в частности, предлагалось следующее: «Фактор крымских татар является небезопасным для Украины, поэтому в будущем политика сотрудничества с татарами должна будет смениться на политику их ассимиляции и расселения по всей Украине». Сейчас стало очевидным, что крымские татары не могут быть опорой украинской государственности, потому что они, так же как и остальные национальные группы на полуострове, подвергаются этноциду и насильственной украинизации. Немаловажным является и то обстоятельство, что около половины крымских татар не доверяют проукраинскому меджлису, и эта тенденция усиливается.
Крымские татары, безусловно, станут нашими союзниками в деле возвращения Крыма в Россию, поскольку большинство из них считают русский язык родным, а старшее поколение считает Крымскую АССР в составе РСФСР до 1945 года автономией с необходимыми атрибутами национально-территориального суверенитета крымских татар на территории Крымского полуострова. Об этом говорится даже в Декларации о национальном суверенитете татар в Крыму, принятой на Курултае, состоявшемся 26-30 июня 1991 года.
- Оказывает ли помощь в вашей защите консульство России?
- Мне только известно, что в нашу поддержку выступил советник-посланник Посольства РФ на Украине Всеволод Лоскутов.
- Какие шаги, по вашему мнению, должна предпринять Москва по отношению к Крыму?
- Кремль должен задействовать все возможные схемы самой тесной реинтеграции Крыма и России. Уже сейчас понятно, что в ближайшее время сменится политическое руководство Украины. В связи с экономическим кризисом в Киеве будет преобладать прагматический подход, и надо этим воспользоваться для проникновения крупного российского капитала на полуостров. Можно попробовать реализовать создание в Крыму зоны приоритетного российско-украинского экономического сотрудничества с элементами кондомината в управлении. По большому счету, кроме бессрочного пребывания Черноморского флота в Севастополе, Россия должна осуществить настоящую экспансию на полуострове – экономическую, гуманитарную, информационную и многократно усилить здесь своё влияние!
- Как вы оцениваете сокращения на Черноморском флоте, которые проводит Минобороны в рамках затеянной реформы армии?
- Скоро сложится ситуация, когда Украина будет не в состоянии иметь свою армию и обеспечивать собственную безопасность. А Запад (прежде всего США) вряд ли откажется от искушения повторить в Крыму косовский вариант. Я думаю, что реалии потребуют не сокращения, а увеличения группировки ВМФ Российской Федерации в городе-герое. Число кораблей по договору о базировании ЧФ может быть увеличено до сотни (сейчас их только 34), а личный состав – до 25 тысяч человек. Если Россия быстро преодолеет последствия мирового экономического кризиса, она так и сделает.
Новое украинское руководство будет прекрасно осознавать, что военное присутствие России в Крыму – единственная гарантия безопасности для всей Украины.
Сергей Терентьев
ИА "Росбалт"