Крымчаки. Этническая история крымчаков – небольшой части крымского населения, сформировавшейся в немногочисленную народность в средневековый период крымской истории, насчитывает почти 500 лет. Во времена Крымского ханства основным местом проживания крымчаков являлся город Карасубазар (совр. г.Белогорск) и Кафа (совр. г. Феодосия). Небольшие крымчакские общины были и в других городах Крыма, в том числе Гезлеве (совр. Евпатория). Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Рукописном отделе Российской Национальной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина: брачный контракт крымчака Исаака бен Бениамина Какоза с крымчачкой…, заключенный в Гезлеве 14 марта 1659 года; письмо карасубазарских крымчаков, написанное в 1705 г. Давидом Лехно, с просьбой к гезлевскому караимскому хахаму Моше бен Шинани оказать содействие в строительстве 2-х крымчакских синагог в Гезлеве.
В конце XVIII в. исследователи отмечают переселение крымчаков из ряда крымских городов в Карасубазар, вызванное, возможно, политической и экономической нестабильностью на полуострове накануне присоединения Крыма к России. Практически все крымчаки в конце XVIII в.- начале XIX в. были сосредоточены в Карасубазаре, и только отдельные семьи проживали в Феодосии, Симферополе и Севастополе3. Возможно, тогда же крымчаки покинули и Гезлев, так как пока не имеется свидетельств о проживании в Евпатории крымчаков в первой половине XIX в. После вхождения Крыма в состав Российской империи, начинается новый период истории крымчаков, который характеризуется распространением на крымчаков дискриминационного российского законодательства в отношении евреев. В 1794 г. для евреев были установлены особые подати – «вдвое против положенных с мещан и купцов христианского вероисповедания», кроме того, был введен особый рекрутский налог, внесение определенной платы вместо поставляемых для прохождения воинской службы рекрутов. 4.
Однако согласно «Положения о евреях» 1835 г. евреям, перешедшим к занятиям земледелием, предоставлялись различные льготы, в том числе освобождение на значительный срок от рекрутчины.5. Воспользовавшись этим, в 1837 г. 16 больших семей крымчаков (100 человек, из них 32 мужчин, 21 женщина и 47 детей) ходатайствовали перед администрацией о переселении на землю. И с разрешения Сената, по указу от 24 июня 1842 г., «150 душ мужского пола евреев-мещан города Карасубазара, пожелавших поступить в земледельцы, поселены были на участке казенной земли Таврической губернии, Евпаторийского уезда, где устроили в 1843 г. колонию Роатлы-кой».6.
История этой колонии была непродолжительной. Крымчаки были поселены на казенной земле без всякого пособия от казны. И многие из них «не имели никаких средств к приобретению для хлебопашества орудий и скота». Некоторые, объединив свои усилия и средства, занялись земледелием, но большинство находилось в «самобеднейшем и крайнем положении», в годы неурожая ходили по близлежащим селениям в поисках пропитания, употребляя в пищу вареное зерно. Неполноценное питание стало причиной высокой смертности среди жителей колонии.7. Итог всему подвела Крымская война 1853-1856 гг. Поселение было разорено, жители его были высланы в Карасубазар. Дело о судьбах возвратившихся колонистов затянулось до конца лета 1859 г., когда было утверждено положение Комитета Министров «Об обращении Евреев земледельцев Колонии Рогатликой в мещанство города Карасубазара».8. Именно в этом документе впервые был упомянут термин «крымчаки».
Бурное развитие капиталистических отношений в Крыму второй половины XIX в. стало причиной того, что всего за 30-40 лет почти во всех крымских городах появляются крымчакские общины. Попадая в эти города, переживавшие экономический подъем в 60-90-е гг.XIX в., крымчаки получили возможность занять в городской экономической жизни привычные ниши, в основном, в качестве ремесленников и мелких торговцев. В этот период крымчаки появляются и в Евпатории. Первоначально численность их была невелика. За неимением своего молитвенного дома («къаала») они посещали городскую синагогу. Крымчакские фамилии часто встречаются в списках прихожан евпаторийской синагоги конца XIX в.9.
В 1908 г. крымчакская община открывает в Евпатории собственный молитвенный дом. Для этого община арендовала дом Э.Шишман (ныне жилой дом № 8 по переулку Степовой). С разрешения Строительного Отделения Таврического губернского правления от 12 марта 1908 г. дом был перестроен, приспособлен для проведения богослужений.10. 17 августа 1908 г. в здании Городской Управы были проведены выборы членов духовного правления крымчакского молитвенного дома. Из 37 членов общества, имеющих право участия в выборах, присутствовал 31 человек. В ходе голосования на должность старосты был избран Нисим-Хаим Мееров Таукчи, на должность казначея – Юфуда Эфроимов Кокуш, на должность ученого – Абрам Лейзеров Абрабен.11.
В это же время в Евпатории начинает свою деятельность Общество вспомоществования нуждающимся крымчакам-евреям «Гемелас Хесед». Общество предоставляло своим членам беспроцентные ссуды и безвозвратные субсидии, причем последние выдавались исключительно на нужды образования недостаточным учащимся крымчакам. Средства общества состояли из ежегодных членских взносов, вступительных взносов, дохода с капиталов и имущества Общества, пожертвований Общества и посторонних лиц, учреждений, доходов с устраиваемых Обществом драматических представлений, литературных чтений, публичных лекций и т.д.12.
Подобные общества действовали в Карасубазаре, Феодосии, Симферополе, Керчи. В 1913 г. была проведена национальная перепись крымчаков, которая определила общую численность крымчаков – около 7 тыс. человек. В Евпатории, по данным переписи, проживало 272 крымчака.13.
С установлением в Крыму советской власти в истории крымчакского этноса начинается новый период. Крымчакам были предоставлены все гражданские свободы и социальное равенство, в Крыму действуют культурно-просветительные крымчакские общества, открываются крымчакские школы, детские сады. В Евпатории работает филиал клуба крымчаков г.Симферополя, открывшегося в 1923 году.14.
В тоже время деятельность общин полностью контролировалась государством. Здание крымчакского молитвенного дома г.Евпатории, как и другие культовые здания Евпатории, было национализировано и передано Евпаторийским окрисполкомом прихожанам в бесплатное пользование для проведения богослужений. Об этом 5 марта 1923 г. был заключен договор между Отделом Управления окрисполкома и крымчаками г.Евпатории. Договором предписывалось содержать здание в целости и сохранности, использовать здание только для богослужений и ни в коем случае в целях антисоветской пропаганды.15.
В конце 1920-х гг. внутриполитический курс государства меняется. В апреле 1929 года принято постановление «О религиозных объединениях», фактически запрещавшее религиозным обществам создавать фонды взаимопомощи, оказывать материальную поддержку членам этих обществ, организовывать богослужение или другие мероприятия для детей, молодежи, женщин. Местным органам власти рекомендовалось направить силы на закрытие культовых сооружений.16. В стране разворачивается антирелигиозная кампания. При клубах, предприятиях создаются антирелигиозные кружки, действует «Союз безбожников», члены которых ведут среди рабочих и крестьян систематическую антирелигиозную пропаганду, объясняя «какое скверное влияние оказывает религия на темпы нашего социалистического строительства».17. 5 февраля 1930 г. в Евпаторийский районный исполнительный комитет поступило заявление прихожан Евпаторийского крымчакского молитвенного дома, в котором говорилось: «мы, нижеподписавшиеся евреи-крымчаки г.Евпатории, как исключительно ремесленники считаем, что молитвенный дом этот является лишним бременем для нас, посему настоящем заявляем, что с сего 5 февраля 1930 г. мы совершенно от него отказываемся, считаем его закрытым навсегда, а помещение это передаем под мастерскую Евпаторийского крымчакского общества Взаимопомощи».18.
10 февраля 1930 г. состоялось общее собрание трудящихся крымчаков г.Евпатории. Собрание подтвердило решение о закрытии молитвенного дома, под которым подписались все члены общины.19 .
Заявление крымчаков было рассмотрено 5 ноября 1930 г. на заседании Президиума ЦИКа Совета Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Военморских Депутатов Крымской АССР, который постановил ликвидировать молитвенный дом.20. В 1930-е гг. в городе действовали сапожная и шапочно-фуражная мастерские, организованные Евпаторийским крымчакским обществом Взаимопомощи. Мастерские располагались в здании по ул.Морской, 15 (ныне ул. Караева).21. В 1940-е г. крымчакскому народу был нанесен непоправимый удар. Фашистская Германия, оккупировав среди прочих земель СССР и Крымский полуостров, осуществила геноцид крымчаков, как приверженных иудаизму. Было уничтожено до 80% крымчаков, в основном стариков женщин и детей, что стало началом не только физического, но этнического угасания общности (по данным переписи 2001 г. в Украине проживало 406 крымчаков, из них в Евпатории – 14). Процессы культурной и этнической ассимиляции, отсутствие прироста и мизерность численности говорят о последнем этапе жизни общности. Крымчакский этнос исчезает. И тем важнее сейчас изучение и сохранение культуры и истории этого уникального народа.
Литература: 1 Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк.- Симферополь: «Дар», 2000. – с.5; Культурное наследие народов Крыма// Культурно – этнографический туризм в Крыму. Справочное научно-методическое пособие. Издание второе, доп./Ред.-сост. М.А. Араджиони, Ю.Н.Лаптев.- Симферополь, 2006. – с. 40. 2 Ачкинази И.В. Указ соч. – с.160. 3 Куповецкий М.С. Динамика численности и расселение караимов и крымчаков за последние двести лет// География и культура этнографических групп татар в СССР. – М., 1983. –с. 83; Ачкинази И.В. Указ. соч. – с. 76. 4 Ачкинази И.В. Указ. соч. – с. 80. 5 Кая Л.И. Деревня Раатлыкой (первое сельскохозяйственное поселение крымчаков в Крыму) // Къасевет. – 1991. - № 1. – с. 17. 6 Ачкинази И.В. Указ. соч. – с.94. 7 ГААРК, ф.27, оп. 1, д. 5845, л.47-48. 8 Ачкинази И.В. Указ. соч. – с.94. 9 ГААРК, ф. 681, оп.1, д. 93, л. 7. 10 ГААРК, ф. 27, оп.13, д.3734, л.3. 11 ГААРК, ф. 681, оп. 2, д.412, л.19. 12 ГААРК, ф. 681,оп. 2, д. 429, л. 37 13 Куповецкий М.С. Динамика численности и расселение караимов и крымчаков за последние двести лет// География и культура этнографических групп татар в СССР. – М., 1983. –с. 84. 14 Ачкинази И.В. Указ. соч. – с. 114. 15 ГААРК, ф. Р-663, оп.10, д.545, л. 2. 16 Прохоров Д.А. Караимские общины Крыма в 1920-1930-х годах. К вопросу о развитии караимского народного образования в условиях национально-культурного строительства в Крымской АССР // Историческое наследие Крыма. – 2007. - № 17. – с.193-194. 17 Газета «Красный Крым» от 25 декабря 1930 г. - № 288. 18 ГААРК, ф. Р-663, оп. 10, д. 545, л. 9. 19 Там же, л. 10. 20 Там же, л. 15. 21 Газета «Коллективист» от 24 марта 1931 г. - № 65. Ирина Андриевская
старший научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея
|