Крымчаки . Ученые до сих пор только с некоторой осторожностью могли предполагать, что на территории «пещерных городов» Чуфут-Кале и Мангуп проживали не только караимы, но и крымчаки. Не вызывает никакого сомнения, что именно караимы составляли большинство населения этих городов в XVII-XVIII вв. Тем не менее, не вызывает также никакого сомнения, что наряду с караимами в Чуфут-Кале и Мангупе в это время также проживали разрозненные семьи крымских иудеев-раввинистов, позднее ставших называться крымчаками. О пребывании крымчаков на Мангупе достаточно однозначно свидетельствует крымчакская фамилия «Мангупли» (т.е. «выходец из Мангупа»), а также наличие там пещеры, по всей видимости использовавшейся в качестве миквы (т.е. бани для ритуального омовения; как известно, миква не входит в культовую обрядность караимов).1. О пребывании иудеев-раввинистов в Чуфут-Кале свидетельствует несколько надгробий на кладбище в Иосафатовой долине. Так, в 1669 г. там был похоронен Йосеф бен Моше Меворах, о котором сам Авраам Фиркович писал, что «он был из крымских раввинистов, учитель Пятикнижия (меламед Тора) в Кале».2. Интересно, что раввинист Йосеф Меворах, таким образом, преподавал религиозный закон караимам Чуфут-Кале.
Таковы, вкратце, практически все сведения о крымчаках в Чуфут-Кале и Мангупе, которые можно извлечь из доступных на настоящий момент источников эпиграфического, ономастического и археологического характера (несомненно, что дополнительные сведения об этом будут получены после полной каталогизации надгробных памятников в Иосафатовой долине). Тем не менее, только сейчас нами были обнаружены письменные источники, которые однозначно свидетельствуют о проживании крымчаков на Чуфут-Кале. Особенно интересно, что данные источники происходят из собрания известнейшего караимского деятеля, гахама (или гахана, как он сам себя называл) Серая Шапшала. В личном фонде Шапшала, среди прочего, хранятся письма коллекционера караимских рукописей, Б.Я. Кокеная (рукописный отдел библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф.143, д.1519, д.375). В двух из них, в списке обитателей Чуфут-Кале, основываясь на хранившихся у него актовых метрических книгах Исаака бен Соломона конца XVIII - начала XIX века, Кокенай приводит сведения о проживании там крымчаков. Так в частности, он сообщает, что 1793 г. в общине Чуфут-Кале проживал Моше Ашкенази, выступавший там в роли свидетеля (во время свадьбы или в каком-то юридическом процессе). В том же 1793 г. на территории Чуфут-Кале был рожден и прошел обряд обрезания Йешуа Ашкенази, сын проживавшего там же Давида Ашкенази. В том же году упоминается другой сын Давида, Элияу Ашкенази. В 1809 г. документы пишут о свадьбе между Йаковом Паш? и девицей Малкой, дочкой Авраама Кефели-Гурджи. Фамилия «Гурджи» (т.е. «выходец из Грузии») является типичной крымчакской фамилией, в то время как «Кефели» («выходец из Каффы-Феодосии») – типично караимской. Сам Кокенай с некоторой острожностью указывает на то, что эта фамилия принадлежала крымчаку (рукописный отдел библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф.143, д.1519, л. 18; д.375, л.45-46).
Почему же эти крымчакские семейства проживали на территории Чуфут-Кале, на тот момент фактически полностью принадлежавшего караимам? С одной стороны, они могли там проживать по вполне банальной причине, а именно вследствие того, что Чуфут-Кале находился поблизости от крупного торгового центра, Бахчисарая. Сам Б.Я. Кокенай, тем не менее, предположил, что эти семьи состояли из «крымчаков, принявших караимство». В подтверждение своей гипотезы он сообщает о том, что видел у Т.С. Леви-Бабовича, караимского газзана в Севастополе (позднее в Каире), копию письма, написанного неким крымчаком, жившим в Чуфут-Кале в начале XIX в. В своем письме этот крымчак просит евпаторийскую караимскую общину о материальной помощи, т.к. караимская община Чуфут-Кале ждет в этом деле указания из Евпатории, а также чтобы его бывшие единоверцы-крымчаки, от которых он ушел к караимам, не радовались бы, видя его бедствнное положение (рукописный отдел библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф.143, д.375, л. 46 об.).
Несмотря на то, что вопрос о конфессиональной принадлежности крымчакских семейств, проживавших на Чуфут-Кале, все еще продолжает быть открытым, приведенные выше документы не оставляют никаких сомнений, что на Чуфут-Кале, как минимум с конца XVIII – по начало XIX века, проживало несколько семейств с типичными крымчакскими фамилиями. Остается надеяться, что дальнейшие архивные исследования позволят нам найти дополнительные сведения по этому вопросу. В случае, если у кого-нибудь из современных крымчаков сохранились семейные предания, повествующие о проживании их предков в Чуфут-Кале или Мангупе, автор этой заметки настоятельно просит послать их в редакцию альманаха «Кърымчахлар».
Кизилов М.Б. – доктор исторических наук, Мертон колледж (Оксфорд)
1 Об этой пещере-микве см. А.Г. Герцен, Мангупская синагога-кенасса // Материалы Седьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике, часть 1, Москва: Сэфер, 2000, стр.23. 2 Авраам Фиркович, Сефер Авнэ Зиккарон (Вильно, 1872), стр. 93, № 353.
|