Сегодня,"Крымский аналитик" начинает новый интернет - проект: "ЗВЕЗДЫ ГАЛАКТИКИ ЮРИЯ ТЕСЛЕВА". На сайте "Крымский аналитик" будет опубликована "музейная коллекция" фотопортретов известного крымского фотохудожника Юрия Теслева и его размышления о жизни и фотографии. Во всем, если покопаться, можно найти истоки. Как правило, нами правит его величество Случай. В истории с выставкой портретов их было несколько. Давным-давно, заканчивая факультет журналистики Петербургского университета, я выбрал для диплома, как мне поначалу показалось, самую выигрышную тему: «Портрет героя пятилетки в газете». Так как тема казалась пустяковой, то, пользуясь обилием свободного времени, занялся тем, что меня более всего волновало на тот момент: поиском смысла жизни и ответа на вопрос, что такое счастье? Я так увлекся этой проблемой, что написал трактат в двести страниц. Мне бы, дурню, сменить тему диплома, а я не сообразил. И когда до защиты диплома осталась неделя, вдруг с ужасом осознал, что не знаю о чем писать! Я вдруг понял, что никакого портрета современника в наших газетах отродясь не было. Правда жизни никого не интересовала. Ее полагалось приукрашивать, ретушировать, подгонять под неписанный идеал портрета строителя коммунизма. Вот яркий пример. Нельзя было поместить в газете снимок военного, одетого не по уставу или строителя без каски. А так как реальная жизнь выглядела сложнее идеальной схемы, то фотокорреспонденты наловчились возить с собой на строительные объекты каску. Очень было удобно: приехал, нахлобучил герою на макушку каску, щелкнул затвором и, как говорится, дело в шляпе. В общем, диплом я еле-еле защитил, схлопотав за него единственный за всю учебу трояк. Куда важнее полученной оценки было открытие того факта, что внутренняя цензура приучает профессионалов лакировать действительность. Оглянувшись вокруг, я вдруг понял, что мы, журналисты, невольно совершаем преступление перед будущим. Вместо того, чтобы быть летописцами, мы фотографируем вранье.
Нагляднейший пример - история Великой Отечественной войны. Я пролистал десятки альбомов про самую великую войну и ужаснулся. Вы и сейчас не найдете нигде фотодокументов о допросе военнопленного, о жизни заградотрядов, штрафных батальонов, о работе похоронных команд. Можно возразить: «У, чего захотел!». Ладно, согласен, за такое можно было и жизнью поплатиться. Но кто мешал снимать быт? О том, как солдат бреется, а в глазах – дума о доме. А проводы на войну сына, любимого мужа… О сколько ж мыслей можно причесть в лице солдата за мгновение до атаки! Или: солдат пишет письмо домой. А жизнь медсанбата? А сколько тем для съемки в тылу! Блокадник, чуть не падающий от истощения, перед весами, где отмеряют пайку черного хлеба. Ребенок, пытающийся достучаться до убитой матери. А ужас получения похоронки, а встреча в родном дому вернувшегося с войны инвалида. А растерянность в глазах командующего пред принятием ответственного решения. А работа до изнеможения в поле или у станка… Присмотритесь, и вы с удивлением обнаружите, что живых портретов участников войны нет абсолютно. Нет солдат, нет медсестер, нет командующих. Вместо них стоят какие-то артисты возле карты с ничего не выражающими лицами. Из-за этой катастрофической нехватки подлинного материала сейчас научились создавать так называемую реконструкцию. Но одеть солдата можно в форму тех лет, можно красиво разбросать по полю раненых, но чем ты заменишь взгляд ушедшей эпохи?
Как-то, меня послали в киевский университет на переподготовку. И вот читает нам лекцию один военный корреспондент, хвастает, как он летал во вражеский тыл к партизанам и в качестве доказательства показывает снимки 50х60 см, снятые там. И кто же предстал перед нами? Классический заросший мужик в телогрейке, ушанке и с автоматом ППШ на перевес. Чтобы сделать такой снимок, не надо было рисковать жизнью. Все можно было отснять в павильоне.
Интерес к портрету современника подогрел еще один случай. Как-то в одном редком румынском издании мне попался на глаза женский портрет работы нидерландца Рогира ван дер Вейдена. С портрета глядело лицо необычайной внутренней красоты. Художнику удалось передать загадочность своей натуры. Короче, портрет меня потряс. Я думал: этой женщины нет на свете более полутысячи лет, а она до сих пор волнует. Ах, как бы хотелось с ней встретиться, поговорить, узнать ее тайну… К сожалению, куда я ни обращался, портрет этот больше мне не встречался. И долгие годы в душе жило чувство безвозвратной потери, будто от потери друга детства.. Так мне хотелось еще раз взглянуть на поразивший в молодости облик.
И вот, когда написал эти строки, меня вдруг осенило: «Господи, так у меня ж в руках Интернет!» Несколько нажатий клавиш и передо мной - Она. Я очень счастлив, что вновь нашел ее. Оцените и вы. Прошло лет сорок с нашего знакомства, а красота ее ничуть не увяла. Так что может быть и на мои портреты взглянет когда-нибудь благодарный потомок и увидит в них собирательный портрет человека начала третьего тысячелетия.
Но это не весь рассказ. Выставке портретов в евпаторийском краеведческом музее тоже способствовал случай. А дело было так.
Неожиданно мне позвонили из музея и сообщили, что запланирована моя выставка и даже назвали тему: «Звезды Галактики Юрия Теслева».
Я очень удивился тому факту, что меня без меня женили.
- Вроде бы и разговора на эту тему не было? – поразился я.
- А вы забыли, наверное, - корила телефонная трубка, как в интервью «Черноморке» сказали, что следующую выставку мечтаете посвятить исключительно портрету?.
Я человек дотошный, достал диск, подаренный тележурналисткой, вставил в компьютер и с удивлением услышал, как самолично говорю, что следующая выставка будет посвящена исключительно портрету. Ну, что ж, за «базар» положено отвечать. Засучил рукава и так увлекся, что никак не мог поставить последнюю точку. Мне все казалось, что вот без этого-то портрета выставка много потеряет. Это мое стремление не могли понять ни родственники, ни друзья, ни работники музея. И они в чем-то были правы. Несколько ящиков портретов пришлось отвезти домой – места не хватило. Так что прошу прощения у того, кто не попал на этот вернисаж. Но, благодаря Интернету и этому сайту, можно увидеть многое из невошедшего. Но, увы, не все. Портретный жанр обладает одной особенностью: приходится считаться с мнением героя снимка. Этот момент сильно мешает творчеству. Поэтому я завел для себя несколько правил:
1. Не делать портретов на заказ
2. Если и делать, то с условием: делаю, как хочу, а не нравится – не берите.
Бизнес этот овчинку не окупает. Он доставляет лишь моральное удовлетворение. На мой взгляд, это не так уж и мало.
И еще, работая над портретом евпаторийца, я расширил понятие, включив в него и наши городские памятники. Мне кажется. Они полноправные жители города. Надеюсь, вы со мною согласитесь.
Был бы рад получить отзывы, а может быть и предложения по изданию коллективного лица нашего современника. Юрий Теслев.
Мой адрес и телефон:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
8-096-3755-702
Фото Юрия Теслева Фотоконкурс "Лица Евпатории". Фотохудожник Юрий Теслев Фото. Крым. Евпатория. Женский портрет в музее. Мадонна Юрия Теслева
|