Понятие карьерная лестница в журналистике достаточно размыто. Сначала ты, еще студент, пишешь статьи в газету или проходишь практику на ТВ внештатно (и часто бесплатно). Затем, после университета, уже получаешь за это деньги, становишься полноправным членом редакции. А дальше долгие годы растешь. Корр., зав. отделом, зам. главного, а там, глядишь, и главным однажды назовут. В это время друзья-управленцы, экономисты и прочие называют себя менеджерами, потом руководителями группы, начальниками отделов, директорами подразделений и, спустя годы, некоторые попадают в топ-менеджмент, ездят по городу на машине с водителем и летают на переговоры в Лондон.
Карьерная лестница менеджера проста и понятна. Карьерная лестница журналиста — скорее тропа на пересечённой местности, по которой, сквозь туман, бредёт ощетинившийся перьями ёжик. Журналист зарабатывает имя и пишет скорее по велению души, чем из денежных соображений. Он, преданный профессии и морали, устоявший перед коррупционными соблазнами, будет доволен собой, но и к 50 годам может не достичь руководящего поста и хорошей зарплаты. Амбициозные студенты и выпускники журфаков, осознавая реалии, ищут альтернативные пути продвижения по службе. Кто-то уходит в пиар или пресс-службы госучреждений, кто-то перепрыгивает сразу через несколько ступенек и становится руководителем проекта. Казалось бы, сумел продать себя работодателю — вперёд и вверх! Но и на таком эскалаторе случаются аварии…
Владелец успешного агентства недвижимости решил воплотить в жизнь детские мечты и стать настоящим издателем. Выпускницу журфака с опытом работы в газетах и информационных агентствах он взял на работу редактором журнала. Но и через год журнал не увидел свет.
Менялись люди, уходили дизайнеры, оформлявшие и верставшие пилот «не так», устаревали материалы. Хозяин не разрешал отправлять журнал в печать. Он бросался редактировать тексты в уверенности, что сделает это лучше дипломированного спеца. Приглашал маркетологов, те изучали рынок и давали ему советы, которые он не слушал. Он придирчиво изучал возможности печати, искал супер-бумагу, озаботился специальными стойками, которые сам и сконструировал (их отказывались изготовить специализированные фирмы). Он упорно искал, теряя людей и время. Больше чем через год он уволил редакцию: кончились деньги. Обещал вернуться к идее после успешного сезона на рынке недвижимости. Другая история: молодой журналист Антон прошёл собеседование в компании, занятой изготовлением пластиковых карт. Об этих картах они и мечтали издавать журнал. Как? А никакой концепции не было. Антон с чистого листа разрабатывал идею. Через полтора месяца его уволили: «Мы так и не поняли, что хотим издавать».
А вот картинка с Украины. Выпускница филфака престижного вуза пришла устраиваться рекрутером в кадровую службу. А ей предложили возглавить и создать с нуля газету, «посвященную работе и обучению». Зачем нужна была спешка — непонятно, однако 16-полосная газета, полностью написанная выпускницей, вышла в срок (кто в такой ситуации пеняет на 12-часовый рабочий день без выходных?). А через месяц она уволилась. Начальница (преподаватель географии) учила её, как нужно писать, как верстать, как ставить рекламные блоки. История закончилась анекдотом. Девушка случайно стала свидетелем разговора начальницы и известного городского предпринимателя. Тот хвалил статью в газете, интересовался автором, а начальница скромно призналась, что автор — она сама.
Это бред, что у выпускников университетов не хватает знаний. Опыта — возможно. Но они точно знают, как писать и редактировать тексты, как делать и раскручивать современное издание. Они не запечатаны штампами, и даже на бизнес смотрят свежим взглядом. Проблема — в издателях, думающих не о читателе, а о том, как они небрежно сунут друзьям «журнальчик» с собственным портретом и скажут: «А вы думали я только машины ремонтирую?» И добавит что-нибудь умное про издательский бизнес, куда стоит вложиться…
Думаю, мало нанять толкового мальчика или грамотную исполнительную девочку, чтобы сделать качественный продукт. Нужен предварительный маркетинг, нужен пул специалистов, нужны редакторы, правящие чужие тексты. И корректоры. И журналисты, охотящиеся за новостями, умеющие брать интервью, писать пронзительные репортажи с места событий. И при всём том трудно застраховаться от неудачи (не только изданию, но и начинающему журналисту). Сейчас считаю, что сначала есть смысл поработать в хорошей команде, в чужом проекте, и лишь потом понять, сумеешь ли держать вожжи целого издания так, чтобы оно вырвалось вперёд, но при этом не понесло под откос.
Марина Пурим
|