В Симферополе Марат Барский сделал еще одно открытие. В то время как его коллеги предавались воспоминаниям о прошлой жизни в московской гостинице «Минск», он продолжил свое дежурство у развалин кинотеатра «Мир» в Симферополе. Ближе к вечеру в парке у Салгира появились мамаши с детьми и несколько пенсионеров. Вначале Марат побеседовал с двумя молодыми женщинами. На этот раз он представился туристом из России. В пользу этой версии говорил болтающийся на шее гостя столицы Крыма японский фотоаппарат. Марат беспрерывно щелкал затвором, выискивая эффективные кадры, поэтому и вопрос его о «развалинах за забором» был в тему. Крашеная блондинка с оранжевой детской коляской пояснила Марату, что за этим забором раньше был кинотеатр «Мир». - С утра и до вечера здесь показывали новые фильмы, а потом на этот кинотеатр положили глаз местные коммунисты и под руководством Леонида Ивановича Грача развалили «Мир» до основания, а светлое будущее в виде современного развлекательного комплекса для молодежи они так и не построили.- А у коммунистов всегда одна болтовня на языке, да измены женам. Посмотрите, что вытворяет этот старый ловелас Симоненко. Бросил больную жену, осчастливил ребенком молодую и туда же, о морали болтает в Верховной Раде Украины. Да если б там сидели настоящие коммунисты, то этого Петручио за аморалку погнали бы в три шеи из партии и депутатов. А там такие же, как Симоненко, борцы за свое светлое будущее. Я до конца жизни не прощу Грачу его теле - болтовню. Как он в ящике распинался: облагородим, украсим, сделаем: «Отдайте «Мир» автозаводу под строительство «Дворца культуры» и мы построим такое». И вот результат, ни кинотеатра, ни дворца, ни культуры. Одни коммунистические развалины в центре Симферополя.
- Тут когда-то был пункт по приему стеклотары, а потом его закрыли, - пояснила одна из женщин. Уточнять у молодых, кто там работал, Марат не стал. С этим вопросом он обратился к пожилой пенсионерке, пристроившейся под деревом на скамейке.
- Когда – то здесь принимали посуду, - подтвердила дама в темных очках, - а сейчас пойди банки сдай. Полгорода обойти надо, чтобы приняли. Поэтому я в стеклотаре ничего не покупаю, чтобы не морочить голову с банками. Бутылки еще в магазине берут, а с пустыми банками намучаешься. А вот попытка выяснить, кто принимал здесь посуду у населения, ни к чему не привела. - Мужики какие-то работали. Да кто их помнит. Вы меня про продавцов сегодняшних из супермаркета спросите. Ни одну не запомнила, - отмахнулась женщина.
Не вспомнили ПАПУ РИМСКОГО и другие посетители парка, зато каждый второй крыл нехорошими словами Леонида Грача и всю его коммунистическую партию за то, что они развалили «Мир».
И все-таки, Марату удалось откопать в этом парке еще одну сенсацию. О ней он рассказал своим коллегам по возвращению АВТОРА и Сергея Овакемяна из Москвы.
Собрались все четверо в Приморске в квартире АВТОРА на проспекте Победы. По этому поводу в большой комнате был накрыт стол и включен кондиционер. В центре стола стояла бутылка настоящего армянского коньяка, на большой тарелке хозяин выложил бутерброды с красной икрой, зелень и, привезенный из Армении сыр.
- Я нашел двух стариков, которые рассказали, что ПАПА РИМСКИЙ начинал свою трудовую деятельность в Симферополе обычным фотографом. Ходил по организациям, снимал передовиков производства, утренники. - После первого тоста начал свой рассказ Марат.- Он после армии работал в быткомбинате.
- И какое отношение этот фотографический бизнес ПАПЫ РИМСКОГО имеет к «ИМПЕРИИ» и «БАШМАКАМ»? - недовольно спросил доктор Маркин. - Ты вообще непонятно, чем занимался все это время. Откопал, какой-то заброшенный стеклопункт у кинотеатра «Мир» и прилепил к нему ПАПУ РИМСКОГО. А доказательства, где? Слова выжившего из ума, сексуально озабоченного старика? Да, мало ли какую пургу несут граждане на берегу реки. Доказательства есть? Нет! А теперь, еще интереснее. Оказывается ПАПА РИМСКИЙ, начинал свою трудовую деятельность фотографом. Наш уважаемый автор тоже с детства занимался фотографией.
- Но я не работал в быткомбинате, и не снимал передовиков производства для «Доски почета», - тут, же осадил не в меру разбушевавшегося доктора АВТОР. - Я бы не был столь категоричным, доктор. Марат сделал много. Дело в том, что в официальной биографии Лев Миримский, как-то обходит вопросы о своей трудовой деятельности. Сразу после службы в армии – у него идет 1987 год, когда он начал заниматься бизнесом. Понятно, что эта информационная дыра и наталкивала некоторых журналистов на мысль о том, что наш уважаемый олигарх в эти годы занимался бандитизмом и рэкетом. Поэтому нам важно узнать, чем же он на самом деле занимался после армии в Симферополе. Бездельничать в советское время Миримский не мог. Милиция могла привлечь за тунеядство. Значит, где-то работал.- Вмешался в разговор Сергей.
- Даже если, информаторы нашего уважаемого Марата Барского сказали правду, и ПАПА РИМСКИЙ действительно начинал свою трудовую деятельность фотографом быткомбината, приемщиком стеклотары и продавцом в аэропорту – это ни на шаг нас не приблизило к разгадке главной тайны ПАПЫ РИМСКОГО, - парировал доктор Маркин. - Я хочу вам напомнить главный вопрос, на который мы с вами ищем ответ. БЫЛ ЛИ ПАПА РИМСКИЙ СВЯЗАН С БАНДИТАМИ, И КТО СТОЯЛ У ИСТОКОВ «ИМПЕРИИ»?
- Был я в этой «Империи», - махнул рукой Марат. – Ничего интересного. Располагается офис в бывшем клубе консервного завода. Никакой охраны у входа, никаких телекамер, никаких - архитектурных излишеств. Я так думаю, если б бандиты отмывали деньги через эту «Империю», то вложились бы в ремонт здания, выкупили б его. Офисная недвижимость в то время росла в цене постоянно. Это было хорошее вложение денег.
- А может, ПАПА РИМСКИЙ не хотел лишний раз обращать на себя внимание властей? – задал вопрос доктор Маркин.
- Как версия принимается, - поддержал доктора Сергей, - но я бы хотел вернуться к его работе приемщиком стеклотары и фотографа. Давала ли эта работа возможность сколотить первичный капитал для кооперативного старта.
- Но у нас нет никаких доказательств, что он там работал, - возмутился доктор. – Одна пенсионерская болтовня. Да, у меня в кабинете выжившие из ума старики такие жуткие истории рассказывают, что от них можно повеситься на собственных подтяжках.
- И все-таки, я настаиваю на освещении этой темы. Тем более что в нашей компании присутствует крупный эксперт по советскому фото бизнесу. Это я к вам с вопросом, уважаемый АВТОР. Ваша отмазка о том, что вы не работали в быткомбинате и не снимали передовиков производства, на мой взгляд, несколько неубедительна.
- Я что-то не понял, что за намеки. – Возмутился доктор Маркин. – Биографию АВТОРА я знаю досконально. Он ее, в отличие от Миримского выложил в сеть без купюр. Там никакого быткомбината нет и в помине.
- И, несмотря, на природную честность АВТОРА, который за свою жизнь, высосав из пальца сотню криминальных сюжетов и придумав 1000 героев, так и ни разу не соврал, мог бы нам раскрыть тайну советского фото бизнеса, - размахивая бутербродом с икрой, произнес Сергей.
- Повторяю еще раз для особо одаренных, ни в каком быткомбинате я не работал и передовиков производства для Доски почета не фотографировал. Я подрабатывал фотокорреспондентом в газетах и на телевидение. Это было.
- А экскурсии? Неужели, забыл.- Стал дожимать Сергей.
- Экскурсии снимал на Демерджи и в Большом каньоне. Каюсь, было, такое дело. Но для меня это был разовый летний бизнес.
- АВТОР, а вот отсюда поподробнее, если можно, - Сергей быстро наполнил рюмки.
- Можно и подробнее. В отличие от Симферополя фото бизнес в курортных городах приносил очень солидный доход тем, кто снимал туристов на пляже и на экскурсиях. Дело в том, что вначале восьмидесятых групповые фото на курортах Крыма и Кавказа покупали практически все туристы, даже те, кто снимал на собственный фотоаппарат. Кроме своих снимков, домой надо было обязательно привести групповое фото с надписью: «Привет из Крыма». В противном случае, ваш рассказ о том, как хорошо было в Крыму и как хреново на работе, сослуживцам казался малоубедительным. Тем более что коллективное черно-белое фото в горах стоило всего-то сорок копеек.
- А вы бы не могли сократить маркетинговые исследования «взагали» и перейти к конкретным цифрам и фактам, - поддел АВТОРА Сергей.
- Могу и конкретно. Фотограф, который сопровождал экскурсии на Южный Берег Крыма, Бахчисарай и Севастополь за день делал фотографий рублей на триста. Там было с десяток точек для обязательного фотографирования, и экскурсовод должен был не только выделить фотографу время на «коллективное фото», но и занять место в центре снимка, загоняя в кадр всю группу.
- И все это экскурсовод делал исключительно из гуманных соображений, для того чтобы городской быткомбинат выполнил и перевыполнил финансовый план и был занесен на городскую «Доску почета»? – Задал уточняющий вопрос Овакемян.
- Счас, так он и станет на шару фотографироваться с группой, – ответил АВТОР. – Несмотря на социализм и близкое завершение строительства КОММУНИЗМА в Советском Союзе были очень развиты отношения: «ТЫ МНЕ – Я - ТЕБЕ». Денег экскурсоводы с фотографов принципиально не брали, но группу выстраивали «за обед». Хорошая работа экскурсовода оплачивалась бесплатным обедом в кафе. Платил, как вы понимаете, фотограф, но и он не оставался внакладе. С каждой экскурсии на ЮБК он должен был привести, скажем, так, рублей сто – сто двадцать «плана». Все, что превышало эту сумму, уходило в карман фотографа и лаборанта, который печатал фотографии. Поймать эту нечистую пару милиции было непросто. У фотографа на руках были квитанции и куча документов, которые должны были «отмазать» его от милиции и народного контроля. Причем фотографии он выдавал сразу нескольким группам в разных районах города. Одни в санаториях, другие – на площади, третьи у мечети. Пойди, разберись потом, сколько человек заплатило «по квитанции», а сколько – без.
- И что мог заработать труженик фотографического фронта? – Уточнил Сергей. Ему казались лишними подробности.
- Рублей сто с каждой экскурсии на ЮБК поднимали, кроме официальной зарплаты. А зарплата хорошего инженера и врача в то время была 110 – 130 рублей в месяц.
- За месяц работы – пол «Жигуля», - возмутился доктор Маркин.
- Но такой доход можно было получить только на хорошем маршруте с умным экскурсоводом и нормальным водителем. Зимой фотографы сидели на голом окладе, фотографируя детские утренники и передовиков производства.
- А свадьбы?
- Свадьбы снимала быткомбинатовская элита – проверенные временем и клиентами фотохудожники. Деньги за свадебные фото платили в кассу, а сверху фотографу давали водку и какой-нибудь дефицитный продукт. Например, зеленый горошек или тушенку. Могли одарить и палкой копченой колбасы.
- С элитой фото бизнеса мы разобрались, а как дела шли у мальчика с улицы в том же Симферополе, - поинтересовался Овакемян. – Мог ли Миримский на этом деле наварить серьезные деньги.
- Это исключено. На передовиках производства и утренниках можно было заработать только зарплату. Получал ПАПА РИМСКИЙ, наверняка, больше инженера, но по большому счету - это были небольшие деньги. Скорее всего, если он и работал фотографом, то до того, как попал в пункт приема стеклотары. Первичного капитала для создания серьезного производства на подобных должностях не заработаешь. Хотя в советское время некоторым фотомастерам удавалось собрать и на «Жигули».
- А на «Волгу»? – продолжил расспросы Сергей.
- Сергей, Крым никогда не был Арменией. Здесь буфетчики, официанты и фотографы могли купить себе «Москвич» или «Жигули», но если кто-нибудь из этой братии покупал «Волгу», то с ним активно начинали работать вездесущие органы. В итоге у обнаглевшей обслуги не оставалось ничего. Ему находили подходящую статью в УК Украинской ССР и отправляли на перевоспитание в места не столь отдаленные. «Волга» в советское время была машиной НОМЕНКЛАТУРЫ, и «покушаться» на этот символ власти никто не имел право.
- У нас в Армении, конечно, было попроще с транспортом. Есть деньги – покупай, но умные люди свои сверхдоходы старались не светить, чтобы не злить тех, кто у власти. И чтобы закрыть тему, последний вопрос уважаемому АВТОРУ, - поднялся из-за стола Сергей. – Скажи, только честно, положа руку на сердце, а сколько ты лично поднимал на фотографиях с одной экскурсии?
- Никаких тайн от общественности ЖЭКа. Я водил туристов по горным маршрутам один раз в неделю, по - воскресеньям. В Большом Каньоне Крыма было пять точек для фотосъемки, но фотографы быткомбината от таких экскурсий отказывались. Надо было пройти шесть километров в горах, а за одну экскурсию нащелкать можно было рублей сорок – пятьдесят. Поэтому группы фотографировали сами экскурсоводы.
За одну экскурсию, которая длилась 13 часов, советское государство платило экскурсоводу 9 рублей. Все остальное получало Бюро Путешествий и Экскурсий и АТП за транспорт. Прибыль от одной горной экскурсии, если мне не изменяет память, составляла свыше ста рублей. Поэтому в Бюро и закрывали глаза на фото бизнес экскурсоводов. Кстати, советское государство было не таким бестолковым, как рассказывают молодым людям некоторые агитаторы. С одной стороны, на работе люди получали за свой труд копейки. Портной и сапожник рублей восемьдесят в месяц. На такие деньги содержать семью было невозможно. Поэтому мастеровые принимали заказы на дому. Вечерами и ночами шили брюки, ремонтировали обувь. Это было запрещено и государство делало вид, что борется с частниками, но особого рвения в этой борьбе не проявляло. Таким образом, заставляли работать людей сверхурочно, но не для того, чтобы они покупали автомашины. Этих денег хватало только на то, чтобы прокормить и одеть свою семью.
- Надо бы подвести итоги нашего расследования, - предложил Сергей. Что мы знаем. ПАПА РИМСКИЙ или, скажем так, человек похожий на Льва Миримского в Симферополе, отслужив армию, работал фотографом горбыткомбината, приемщиком стеклотары и продавцом в аэропорту Симферополь. Ни одна эта должность не могла принести ему достаточного дохода для того, чтобы создать на собственные деньги «Империю». А это значит, что версия о том, что «Империю» создали на бандитские деньги остается в силе. И я сразу хочу отмести, как фантастические доводы уважаемого АВТОРА о том, что в конце восьмидесятых можно было хорошо заработать на артистах или строительстве, не имея первичного капитала. Я полагаю, что это исключение из правил, большинство же предпринимателей вначале свой карьеры вкладывали в свой бизнес реальные деньги. Причем это не были кредиты банков. Я, так думаю, что сейчас самое время передать слово доктору Маркину и его компьютеру. Итак, что вам известно об «Империи». Кто ее основал, когда, на чьи деньги?
Продолжение следует...
На фото: Лев Миримский Фото www.eizvestia.com 7. Робот Яндекса против Льва Миримского 8. Предвыборный рецепт для олигархов. 9. Лев Миримский. А что ты делал в период застоя?
|