Крым. Симферополь. Редколлегия Крымского республиканского культурно-просветительского общества крымчаков "Кърымчахлар" подготовила к печати очередной выпуск научно-популярного литературно-художественного альманаха "Кърымчахлар №4". Рукопись уже передана в издательство. Сегодня "Крымский аналитик" публикует статью Михаила Гурджи из альманаха "Кърымчахлар №4" об истории благотворительности крымчаков "Возлюби БЛИЖНЕГО…". Важнейшая черта культурно-бытовой жизни общины крымчаков – благотворительность. Интерес представляет механизм действия и характер благотворительности как фактор, скрепляющий общину изнутри. Исторической подоплекой благотворительности является создание на рубеже XV и XVI веков «Молитвенника ритуала Кафы» (Махэор мивхаг Кафа), приведшее к появлению новой религиозно-бытовой традиции, объединяющей различные иудейские ритуалы в единый комплекс. Окончательное оформление иудейского религиозного комплекса произошло в XVI-XVIII вв. Основная заповедь ритуала – «Возлюби ближнего как самого себя». Эта заповедь побуждает верующего к активной благотворительной деятельности. В коллекции А. А. Кауфмана есть рукописный средневековый документ, свидетельствующий о выполнении этой заповеди: «И в стенах Кафы, и в ее округах было издавна заведено четыре специальных дня для благотворительных сборов: в субботу «Шекалим» – на ремонт дома Божия, т. е., синагоги, первый день Пасхи – на покупку светильного масла (для синагог и нуждающихся ученых), второй день Пятидесятницы – на обучение Торе и в субботу «Нахму» – на вспомоществование бедным».
В рукописных памятниках крымчаков содержится много указаний на благотворительность, построенную на общественных началах. В прошении, поданном Александру I крымчаками 12 мая 1818 г., содержатся такие строки: «А сколько еще есть среди нас бедных, совсем выбившихся из сил, больных и раздетых, которые вынуждены пользоваться общественными подаяниями, которые по возможности оказываются им». Очевидно, что благотворительность у крымчаков имеет глубокие исторические корни.
Примечателен характер благотворительности: во-первых, общественный, а во-вторых, производящий, что отличало общину крымчаков от других общин, имевших частную или частнообщественную формы помощи нуждающимся.
П. М. Лякуб* указывает на существование в Карасубазаре лавок, пекарен, домов, постоялых дворов, доходы от которых идут на благотворительные цели. Механизм действия помощи таков: сбор средств производился один раз в году в индивидуальном порядке как налог с недвижимого имущества, направляемый исключительно на общинные нужды. Во второй половине 1860 г. сумма от ежегодных сборов составила 30 000 рублей.
Сумма расходовалась на социальные и на религиозные нужды. Социальные выплаты представляли собой следующее: еженедельно неимущим выплачивалось денежное пособие, а также выдавались дрова и уголь. Из этой же суммы выделялись средства на свадьбу, погребение, содержанке вдов и сирот. Существовали также квартиры в общественных домах, в которых бедные проживали бесплатно за счет общины.
Общиной выбирались доверенные лица, в ведении которых было несколько бедных семейств. В их обязанности входило навещать их и доставлять дрова и уголь. Общественный фонд крымчаков служил ссудной кассой. Из него выдавались суммы под проценты мелким торговцам на торговые обороты.
Религиозные нужды имели статьи расходов на содержание синагог, молельных домов и религиозных школ (Талмуд-Торы), на поддержание бедных учеников.
В 1884 г. коробочный сбор составил 1335 рублей. Из статей расходов видно, что вклад крымчаков был определяющим, причем они содержали часть ашкеназов и их синагоги. Регулярно, один раз а год, ответственный за сбор отчитывался, после чего назначался следующий. Общиной велись строгие списки, в 1866 г. в них числилось до ста шестидесяти человек.
Михаил Гурджи. Журналист, юрист по образованию, автор статей о крымчаках, опубликованных в 60-х годах XIX века в России. – Ред.
|