Главная arrow Новости arrow История Крыма. Крымчаки. Редколлегией подготовлен к печати альманах "Кърымчахлар № 4"
23.11.2024 г.
 
 
Главное меню
Главная
О проекте
Статьи, очерки, рассказы
Новости
Советы туристам
Книги Марка Агатова
Рецензии, интервью
Крымчаки Расстрелянный народ
Фоторепортажи
Российские журналисты в Крыму
Коридоры власти
Контакты
odnaknopka.ru/kolyan.cz
Реклама
Лента комментариев
no comments
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
История Крыма. Крымчаки. Редколлегией подготовлен к печати альманах "Кърымчахлар № 4" Печать E-mail
Красубазар - Родина крымчаковКрым. Симферополь. Редколлегия Крымского республиканского культурно-просветительского общества крымчаков "Кърымчахлар" подготовила к печати очередной выпуск научно-популярного литературно-художественного альманаха "Кърымчахлар №4". Рукопись уже передана в издательство. Сегодня "Крымский аналитик" публикует статью Михаила Гурджи из альманаха "Кърымчахлар №4" об истории благотворительности крымчаков "Возлюби БЛИЖНЕГО…". Важнейшая черта культурно-бытовой жизни общины крымчаков – благотворительность. Интерес представляет механизм действия и характер благотворительности как фактор, скрепляющий общину изнутри. Исторической подоплекой благотворительности является создание на рубеже XV и XVI веков «Молитвенника ритуала Кафы» (Махэор мивхаг Кафа), приведшее к появлению новой религиозно-бытовой традиции, объединяющей различные иудейские ритуалы в единый комплекс. Окончательное оформление иудейского религиозного комплекса произошло в XVI-XVIII вв. Основная заповедь ритуала – «Возлюби ближнего как самого себя». Эта заповедь побуждает верующего к активной благотворительной деятельности. В коллекции А. А. Кауфмана есть рукописный средневековый документ, свидетельствующий о выполнении этой заповеди: «И в стенах Кафы, и  в ее округах было издавна заведено четыре специальных дня для благотворительных сборов: в субботу «Шекалим» – на ремонт дома Божия, т. е., синагоги, первый день Пасхи – на покупку светильного масла (для синагог и нуждающихся ученых), второй день Пятидесятницы – на обучение Торе и в субботу «Нахму» – на вспомоществование бедным».
В рукописных памятниках крымчаков содержится много указаний на благотворительность, построенную на общественных началах. В  прошении, поданном Александру I крымчаками 12 мая 1818 г., содержатся такие строки: «А сколько еще есть среди нас бедных, совсем выбившихся из сил, больных и раздетых, которые вынуждены пользоваться общественными подаяниями, которые по возможности оказываются им». Очевидно, что благотворительность у крымчаков имеет глубокие исторические корни.

Примечателен характер благотворительности: во-первых, общественный, а во-вторых, производящий, что отличало общину крымчаков от других общин, имевших частную или частнообщественную формы помощи нуждающимся.

П. М. Лякуб* указывает на существование в Карасубазаре лавок, пекарен, домов, постоялых дворов, доходы от которых идут на благотворительные цели. Механизм   действия помощи таков: сбор средств производился один раз в году в индивидуальном порядке как налог с недвижимого имущества, направляемый исключительно на общинные нужды. Во второй  половине 1860 г.  сумма от ежегодных сборов составила 30 000 рублей.

Сумма расходовалась на социальные и на религиозные нужды. Социальные выплаты представляли собой следующее: еженедельно неимущим выплачивалось денежное пособие, а также выдавались   дрова и уголь. Из этой же суммы выделялись средства на свадьбу, погребение, содержанке вдов и сирот. Существовали также квартиры в общественных домах, в которых бедные проживали бесплатно за счет общины.

Общиной выбирались доверенные лица, в ведении которых  было несколько бедных семейств. В их обязанности входило навещать их и доставлять дрова и уголь. Общественный фонд крымчаков служил ссудной кассой. Из него выдавались суммы под проценты мелким торговцам на торговые обороты.

Религиозные нужды имели статьи расходов на содержание синагог, молельных домов и  религиозных школ  (Талмуд-Торы), на  поддержание бедных учеников.

В 1884 г. коробочный сбор составил 1335 рублей. Из статей расходов видно, что вклад крымчаков был определяющим, причем они содержали часть ашкеназов и их синагоги. Регулярно, один раз а год, ответственный за сбор отчитывался, после чего назначался следующий. Общиной велись строгие списки, в 1866 г. в них числилось до ста шестидесяти человек.

Михаил Гурджи.        
Журналист, юрист по образованию, автор статей о крымчаках, опубликованных в 60-х годах XIX века в России. – Ред.
           
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.25 Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
« Пред.   След. »
Нравится
     
 
© Agatov.com - сайт Марка Агатова, 2007-2013
При использовании материалов
указание источника и гиперссылка на http://www.agatov.com/ обязательны

Rambler's Top100