5 марта 2004г. в окрестностях поселка Симеиз на Южном берегу Крыма подверглись нападению две съемочные телегруппы - российского телеканала ОРТ и украинского «Интера». Тележурналисты прибыли в Симеиз для съемок сюжета о земельных проблемах на Южном берегу Крыма. В то время, когда операторы производили съемку того, как рабочие сооружают ограждения вокруг территории аквапарка и разбирают домики, построенные крымскими татарами на самовольно захваченных землях, появились человек 15 крымских татар, вооруженных палками и прутьями. С криками: «Кто здесь главный?» они стали избивать журналистов палками и металлическими прутьями .
Денис ПОГОРЕЛЫЙ, оператор телеканала «Интер»: «Мы работали, снимали сюжет. Когда эти люди налетели на Вадима Теличева, оператора Первого канала, требуя отдать им камеру, когда они набросились на него с железными прутьями и повалили на землю, я все это тоже снимал. Мне тоже угрожали, били по рукам, закрывали объектив, пытались выхватить камеру, потом с железными прутьями гнались за мной до леса.
В тот момент я не только спасал свою жизнь, но больше, наверное, камеру, кассету, на которой видно, как избивают Вадима. Понимал, что, возможно, это будет свидетельством. Сразу после того, как прошел первый шок после случившегося, когда мы уже встретились, обратились к представителю милиции».
Юрий ПЕРШИКОВ, собкор телеканала «Интер»: «Сейчас уже во многих средствах массовой информации распространяются якобы наши заявления о том, что милиция прибыла на место происшествия вскоре после того, как «инцидент» был исчерпан. Милиция была там с самого начала, можно сказать, что все происходило на их глазах. Но избиение журналистов прекратили не после их вмешательства. Кто-то из организаторов этого побоища крикнул: «Хватит с него!», имея в виду, наверное, Вадима, который избитый лежал на земле, и тогда они оставили его в покое. Я обнаружил, что нет Дениса, и обратился к одному из милиционеров, чтобы организовать поиск пропавшего коллеги, и потребовал составить протокол, чтобы мы могли обратиться в суд. Представитель охраны правопорядка пояснил мне, что по закону Украины любое нападение на журналиста во время исполнения им служебных обязанностей является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела. Дениса искать никто не стал. Потом уже, связавшись по мобильному телефону, мы все встретились. А камеру Вадима спас, буквально накрыв своим телом, один из молодых рабочих, которые разбирали эти домики, и самого Вадима оттащили с места потасовки тоже рабочие».
Вадим ТЕЛИЧЕВ, оператор Первого канала: «Мне отказали в проведении судмедэкспертизы в Симферополе на том основании, что направление алупкинской милицией выдано в судмедэкспертизу Ялты. В пятницу, после того как мы дали показания милиции в Алупке, после того как «перегнали» сюжет в Москву, приехали в травматологию шестой больницы в Симферополе. Дежурный врач Волков на основании осмотра и рентгеновских снимков диагностировал множественные ушибы кистей рук, предплечий, головы, перелом (под вопросом) третьего позвонка в области крестца. Свой диагноз он продиктовал по телефону в милицию Ялты».
Алена ИВАНИЧЕНКО, заведующая корпунктом Первого канала в Крыму: «Мы — российский телеканал, официально аккредитованы на Украине через Министерство иностранных дел. И последние события приобретают уже международный масштаб. Предполагаем, что будет вестись расследование во всех судебных инстанциях, включая международные. Мы сразу обратились в Генконсульство России, и, как нам стало известно, уже готовится нота протеста по поводу нападения на российских журналистов. Как бы ни пытались «замять» это дело на местном уровне, думаю, ничего не получится. А попытки уже предпринимались. Когда Вадим был в милиции в Алупке, туда позвонил кто-то из высоких симферопольских милицейских начальников и посоветовал ему не давать делу ход. Вадим отказался. «Ну, смотрите сами», - посоветовали ему».
Сюжет о том, как под Симеизом были избиты журналисты, прошел по многим каналам, есть запись и в Интернете. «Неужели и на этот раз все сойдет с рук меджлисовским отморозкам!» – негодует корреспондент «Крымской правды» Наталья Астахова . На ее взгляд, и без того отнюдь не спокойная обстановка на полуострове обостряется с каждой минутой, а виноватыми власти пытаются представить самих журналистов. «Они и раздувают, и обостряют, их же за это и бьют. А как иначе прикажете расценивать происходящее? С высокой трибуны на депутатских слушаньях, посвященных межнациональным отношениям в Крыму, представители власти всех собак спустили на журналистов, которые якобы неправильно освещают эту самую ситуацию, сгущают краски и перегибают палку». Правоохранители предприняли попытки перевести случившееся в русло «бытовухи». Была запущена «утка», что операторы были пьяными «и не находились при исполнении служебных обязанностей, а на какую-то «халтурку» выезжали. А там, надо полагать, помешали чем-то мирным скотоводам и землепашцам или вообще накинулись на них со своими камерами, наверное, избить их пытались штативами, а потом сами же и попадали на эту арматуру и ломы железные». Но алкоголь в крови журналистов обнаружен не был.
«И снова мы будем слушать призывы властей к толерантности, снова будем внимать их сладким речам о том, что ничего страшного не происходит, а если где-то что-то и случается, то ситуация под контролем и не нужно нагнетать», - заканчивает свою статью Астахова.
Одним из первых отреагировал на ситуацию с избиением Теличева генеральный консул РФ в Симферополе Александр Алексеевич Николаев. Он взял под собственный контроль расследование дела. В защиту журналиста выступил президент «ФЗГ» Алексей Симонов. Фонд осуществлял информационную поддержку и выделил материальные средства на лечение Теличева. Защищало журналистов и правление Крымской республиканской организации Национального Союза журналистов Украины. В своем заявлении властям оно подчеркнуло: «Только принципиальная позиция властей, правоохранительных структур, объективность и достоверность журналистской информации могут обеспечить в нашем обществе межнациональное согласие - реальное, а не только провозглашенное с высоких трибун, реализацию прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Украины».
Видеофильм, снятый телеоператорами «Первого канала» и «Интера» Вадимом Теличевым и Денисом Погорелым, размещен без купюр на диске корпункта ФЗГ на Украине.
23 марта 2004г. в Симферополе в баре «Cotton club» произошла массовая драка между крымскотатарской и славянской молодежью. Те же люди, что избили журналистов в Симеизе, ворвались в симферопольский бар с ножами и обрезками арматуры в руках. С криками «Аллах акбар!» они набросились на посетителей заведения. Жертвами этого происшествия, названного позже «резней в «Коттоне», стали все, кто находился в тот момент в баре. Трое из них попали в реанимацию с проникающими ранениями легких и сердца, еще 6 были госпитализированы. Нападавшие заявили, что пришли в бар, чтобы отомстить за крымского татарина, которого двумя часами ранее скинхеды избили на улице Пушкина.
По обоим фактам были заведены уголовные дела, которые впоследствии были объединены в одно. Здание суда пикетировали представители молодежной организации Русской общины Крыма. Они заявили: «Мы будем дожидаться решения суда, надеемся, оно будет объективным. Только после наказания бандитов по всей строгости закона можно будет судить о способности власти принимать ответственные решения. Наша молодёжь настроена решительно, мы будем следить за продвижением дела, присутствовать на каждом заседании суда. Наше требование к суду одно - наказать бандитов из т.н. «меджлиса крымскотатарского народа», к власти - ликвидировать действующий нелегально т.н. «меджлис», представители которого сеют вражду и беззаконие в Крыму». Другой митинг устроили родственники и друзья подсудимых при поддержке активистов крымскотатарского меджлиса. Они считают своих соплеменников жертвами милицейского беспредела…
В судебном разбирательстве по резонансному делу о «резне в «Коттоне» начались прения сторон. В суде выступил прокурор, потребовавший осудить группу крымских татар, обвиняющихся в нападении на журналистов в Симеизе и на посетителей симферопольского бара «Cotton club», на сроки лишения свободы от 3 до 13 лет.
Самый суровый приговор, по мнению прокурора, должен был быть объявлен Куртсеиту Абдуллаеву, которого следствие обвиняет в организации «акций устрашения» и руководстве действиями нападавших.
Как отметил обвинитель, на судебном следствии достаточно четко высветилась роль Абдуллаева. В Симеизе нападавшие начали и прекратили избиение журналистов по его указанию и ведомые его личным примером. Во время же резни в «Коттоне», по мнению прокуратуры, Абдуллаев выступал как лидер сплоченной преступной группы».
Кроме того, обвинитель предложил суду провести отдельное закрытое заседание для того, чтобы рассмотреть поведение адвоката Абдуллаева — Виктора Овечкина в отношении свидетелей и пострадавших.
28 декабря 2004 года Центральный районный суд Симферополя поставил точку в громком уголовном деле «о резне в «Коттоне» и нападении на журналистов. Суд приговорил группу активистов меджлиса (нелегального самопровозглашенного этнического «парламента» крымских татар) к различным срокам лишения свободы. Так, бывший член меджлиса Куртсеит Абдуллаев признан организатором ряда нападений крымских татар на журналистов и жителей Симферополя. Суд приговорил его к девяти годам тюремного заключения (прокурор ходатайствовал о 13-летнем наказании).
Кроме Абдуллаева, на скамье подсудимых оказались еще четыре меджлисовца: Симар Хаирединов, Эльвис Куртаметов, Фахри Сеитхалилов и Дилявер Максудов, которых суд приговорил к восьми, пяти, трем с половиной и двум годам лишения свободы соответственно. Их осудили по следующим статьям:
Ст. 296 ч. 4 УК: хулиганские действия с применением специально приспособленных и заранее изготовленных предметов для тяжких телесных повреждений. Ст. 27 ч. 3 УК: организация преступления и его руководство. Ст. 121 ч.2 УК: умышленное тяжкое телесное повреждение, совершенное способом, носящим характер особого мучения. Ст. 122 ч.1 УК: умышленное средней тяжести телесное повреждение, причинившее длительное расстройство здоровья.
Напомню, нападавшие заявили, что пришли в бар, чтобы отомстить за крымского татарина, которого двумя часами ранее скинхеды избили на улице Пушкина. Суд же решил, что драку на улице Пушкина также инициировала группа крымских татар.
Руководство меджлиса публично так и не осудило действия погромщиков в баре «Коттон». Два лидера этой организации — Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров — являются народными депутатами Украины и входят во фракцию Ющенко «Наша Украина». «Невинный» Абдуллаев не только отрицал свою «руководящую и направляющую роль», но и вообще не увидел в своих действиях ничего преступного, - пишет в своей статье «Преступление и наказание» Наталья Киселева1. - Так, в Симеизе он говорил спокойно, почти вежливо, хотя мог, конечно, и крепко выразиться. У операторов он просто интересовался, кто разрешил производить съемку. (Интересно, у кого надо брать разрешение на съемку, находясь не на территории частных владений или секретных объектов, а просто на Южном берегу Крыма?) Лом в руки взял, потому что вокруг было много агрессивно настроенных людей. За телеоператором телеканала «Интер» Денисом Погорелым бежал с ломом в руках «с горки по инерции». А лежащего на земле и избиваемого оператора «Первого канала» Вадима Теличева чуть ли не защищал от нападавших. Наверное, и от Сейтхалилова, который, оказывается, ломом пытался «подкантовать» сбитого с ног Вадима. И команды забрать у Теличева кассету Абдуллаев никому не давал.
В интервью газете «Полуостров» Куртсеит Абдуллаев сказал следующее2: «Наши ребята сказали (журналистам): «Не снимайте, иначе мы отберем пленку». Но они вели себя вызывающе и съемку не прекращали. Тогда ребята стали вырывать у одного из операторов камеру. Всю эту возню некоторые СМИ преподнесли как драку. Ребята вообще не трогали бы его, если бы не учуяли, что он пьян. Не могу точно сказать, ударил ли кто-то оператора или он заработал синяк при падении, может, случайно об кирку задел… Но объектив разбили. В конце концов, я остановил все это, сказав: «Хватит!».
«Вы можете твердо сказать: управляли вы событиями в Симеизе в этот день или нет?» - спросил журналист Рустем Хан. «Может, я и не управлял, но мой дух управлял!» - ответил Абдуллаев. «Сожалеете ли вы о случившемся в тот день в Симеизе?» - задал последний вопрос корреспондент. «Ни капли!» - подвел итог Куртсеит.
В общем, суд рассмотрел дело и огласил приговор, при вынесении которого были учтены для одних смягчающие обстоятельства (молодость и первая судимость), для всех — отсутствие отягчающих обстоятельств. Центральная роль Куртсеита Абдуллаева и 5 марта в Симеизе, и 23 марта в Симферополе вину подсудимого не отяготила». «Если бы наше законодательство, как в США, складывало, а не поглощало сроки наказания, то его уголовные статьи в сумме потянули бы на 23 года. – рассказывает Киселева. - Но наш суд, как известно, самый гуманный в мире. Впереди еще Апелляционный суд. Говорят, что сочувствующие собираются устраивать около него ставшие традиционными пикеты и даже использовать в своих интересах сложность политической обстановки. Но надеемся, украинская Фемида останется не только слепа, но и глуха к возможному политическому давлению и скажет свое слово, руководствуясь лишь буквой ЗАКОНА».
«Очень сложно людям нашей профессии доказать какие-то агрессивные действия в свой адрес, — говорит Алена Иваниченко, журналистка «Первого канала», в интервью «Крымской правде». - Надо очень грамотно выполнять все требуемые юридические процедуры, обращаться к профессионалам-юристам и, естественно, в журналистские организации. И мы благодарны нашему адвокату за бесстрашие и профессионализм, а коллегам — за поддержку». Главный итог судебного разбирательства, по словам Людмилы Лубиной, адвоката пострадавших телевизионщиков, в том, что журналисты и их право на безопасное исполнение своих служебных обязанностей наконец-то были защищены судом. Причем нападение на журналистов классифицировано именно как уголовное преступление. Непосредственно по делу о нападении на журналистов осуждены два человека, хотя на видеозаписи видно – их было больше.
В январском номере журнала «Журналист» вышла публикация Бориса Тимошенко «Неработающая статья 144 УК РФ «Воспрепятствование законной деятельности журналиста», в которой автор пишет, что стражи закона очень редко вспоминают об этой статье УК. «А если дело удается возбудить, оно, увы, приостанавливается». Тимошенко признается, что редакция не располагает информацией, что где-то эта статья сработала и кто-то был по ней осужден. «Если вы знаете о таком случае, сообщите нам, – просит автор. – А то создается впечатление, что у нас не умеют защищать журналистов лишь потому, что привычнее их преследовать».
Случай с избиением телевизионщиков в Крыму стал прецедентом не только потому, что раньше никто так явно и так жестоко не мешал профессиональной деятельности журналистов, но еще и потому, что дело было рассмотрено в суде, и виновные наказаны. Да, пока это, скорее, исключение, чем правило – права журналистов чаще забывают, чем защищают. Конечно, хотелось бы, чтобы не было самих прецедентов, в которых за свою работу страдают репортеры. В самом деле – никто ведь не бьет сантехника за то, что он чинит канализацию, а крестьянина за то, что он выращивает хлеб, так почему кто-то может себе позволить устраивать самосуд над журналистами? Дело об избитых телевизионщиках получило широкую огласку – неравнодушные коллеги подняли эту проблему на страницах своих газет, в эфире и в Интернете.
Глава Меджлиса Мустафа Джемилев на встрече с генпрокурором Святославом Пискуном в Киеве попытался представить это дело как ущемление прав татарского народа, а осужденных преступников как жертв беззакония и судебного произвола . Ну да, ведь это не татары напали на журналистов, а операторы своими камерами решили показать татарам, где раки зимуют. Только видеопленка почему – то зафиксировала другое – правду, с которой не хотят считаться, но от которой никуда не денешься. Будь ты хоть папа Римский.
«Сколько же можно терпеть эту меджлисовскую наглость?» - негодуют журналисты «Крымской правды» в статье «Наглый вызов всем ветвям власти»2 о митинге крымских татар, которые требуют освобождения из тюрьмы шестерых преступников, осужденных по резонансному «делу о резне в «Коттоне» и за избиение репортеров. Член меджлиса Синавер Кадыров заявил, что крымские татары расценивают решение Апелляционного суда, который оставил приговор в силе, «как начало расизма в Крыму». «Журналистам надо хорошо подумать, прежде чем вырывать из контекста и обыгрывать каждое слово, сказанное крымским татарином. Если хотите, я вас воспитываю». «При этом Кадыров добавил, что «мы все служили в армии и всех нас учили стрелять. Нажать на курок много ума не надо, но главное это не допустить». Журналисты «Крымской правды» считают, что своим выступлением татары бросили вызов всем ветвям власти, в том числе и судебной, чего раньше не было. «Да и как им (меджлисовцам) не плевать на власть, если она каждый раз покорно утирается. Ведь ни для кого не является секретом, что уже 14-ый год законы на незалежной Украине действуют, а правильнее сказать, бездействуют по национальному признаку. В такой обстановке трудно не обнаглеть».
Компромисс пока не найден, лидеры крымских татар пытаются опротестовать решение суда, устраивают массовые шествия по полуострову, устанавливают палатки, проводят различные акции протеста. Вадим Теличев говорит, что в связи с этими событиями он не уверен в своей безопасности.
|