Крымчаки. Истоки традиции Так уж случилось, что Крымский полуостров освободили от фашистов к 9 мая 1944 г. Радость местных жителей еще не была омрачена депортациями, скорбели о тех, кто не вернулся из партизанского леса да погиб на фронтах войны за годы оккупации Крыма, о ком родные и близкие узнавали только теперь, после освобождения… Однако среди переживших оккупацию, не осталось представителей одной из древнейших народностей Крыма – крымчаков. Случайно уцелевшие, встречая возвращавшихся с фронта или эвакуации, они поведали страшную быль: крымчаки – от мала до велика – были уничтожены фашистами так же, как цыгане, евреи – в первые месяцы оккупации …
Уцелело всего несколько семей – те, у кого были паспорта иностранных подданных (они впоследствии разделили судьбу депортированных; еще и сегодня несколько семей Мизрахи и Якубовых проживают в Средней Азии, пройдя в послевоенные годы, спецкомендатуры и получив статус спецпоселенцев). Крымчакская община, славившаяся когда-то сплоченностью и общественными фондами для поддержания малоимущих, несмотря на все попытки властей расколоть ее и разобщить, сохранила веру в то, что только сообща, помогая друг другу и поддерживая материально, можно выжить.
В Симферополе, где в основном сосредотачивались возвращающиеся крымчаки, вел им учет Иосиф Абрамович Габай, работавший на базарной площади сапожником. Нуждающимся вручалось небольшое денежное пособие из общественных средств на обзаведение хозяйством. Постепенно количество крымчаков увеличивалось, хотя и были случаи, что, узнав о трагической судьбе своих близких, человек уезжал из Крыма, бежал от горя…
В хлопотах и заботах прошел год, закончилась Великая Отечественная война, вернулись те, кто остался жив, возникла естественная потребность побывать на месте трагедии. Определили для этого Нам-куны (День поминовения покойников). С трудом добрались до места, о котором кто-то только слышал, а кто-то уже и видел… Длинная балка на десятом километре Зуйской дороги, урочище Дубки. Здесь в августе – сентябре 1941 г. симферопольцы по указанию городских властей выкопали противотанковый ров, ставший потом братской могилой для многих из них…
Пустынное поле, ров, полузасыпанный землей, кругом полуистлевшие предметы: обувь, одежда, детские игрушки, головные уборы, среди которых бескозырки, изредка - человеческие останки: черепа, кости… И это на протяжении более тысячи метров. Застывшие, неспособные осмыслить увиденное, стояли они над страшной могилой, где покоились их близкие. Кто-то захватил с собой лопаты, стали собирать останки людей, затем вещей и, выкопав ямы, всё захоронили.
Тогда и родилась идея провести «Ткъун» по погибшим. Подыскать для этого соответствующее помещение. Здесь же и сфотографировались на память. 11 декабря 1945 г. в доме по ул. Краснознаменной, где жила семья А.Н. Габая, собрались почти все симферопольские крымчаки: люди, знающие молитвы, молились, затем исполняли пызмоны (ритуальные песни), все поминали близких – умерших, расстрелянных, удушенных в душегубках, погибших на войне. С тех пор этот ритуал исполняется ежегодно: вечером проводят «Ткъун», утром выезжают на ров, несмотря ни на какие погодные условия, и так дважды в году: в июле – августе и 11-12 декабря. Игорь Маневич. "Кърымчахлар" (Крымчаки) №1 2005 г. Опубликовано на сайте www.agatov.com 5 марта 2008 года
|