Мой давний знакомый, известный на Украине политолог Владимир Крылов, изучив последние публикации сайта www.agatov.com , предложил рассказать читателям о старом городе, культовых зданиях и памятниках истории. С такой же просьбой обратились ко мне и бывшие евпаторийцы, много лет назад покинувшие Родину. Они просили провести фотоэкскурсию по старой Евпатории. Вначале я хотел с телефоном в руках пройти по экскурсионному маршруту «Малый Иерусалим», но потом передумал и решил показать еще не отреставрированные уголки средневекового Гезлева. Вот только обойти караимские кенасы мне не удалось, потому что там сегодня хранится то, что вызывало полвека назад мистический ужас у местных мальчишек. Впервые на караимском кладбище я побывал весной пятьдесят девятого года. Мне тогда исполнилось девять лет. В нашем дворе те, кто постарше, любили рассказывать малышне о призраках и несметных сокровищах, которые еще до революции были спрятаны в мраморных склепах. Но, чтобы их найти, надо было прийти туда вечером, спрятаться за памятниками и ждать, пока не откроется страшная тайна. Так мы и сделали, как только стало смеркаться, пятеро самых отчаянных, отправились на поиски несметных богатств. Кладбище располагалось недалеко от соленого озера Сасык – Сиваш.
Для того чтобы «срезать дорогу», мы долго петляли по узким кривым улочкам, которые вначале вывели нас к турецким баням. Старый город в то время был неухоженным и каким-то заброшенным. В минувшее воскресение я вновь прошел этим маршрутом и могу засвидетельствовать, что за последние пятьдесят лет тут мало что изменилось. Вот только турецкую баню закрыли, и всякого рода криминальный элемент изувечил ее внутренности. Сейчас все, что осталось, законсервировали, и городские власти ведут переговоры с турками, чтоб они ее восстановили. А наш путь к озеру пролегал мимо темного и страшного склада, в который превратили военные Текие – Дервишей. Сейчас здесь музей, но здание еще ждет реставраторов, и в сумерках оно выглядит так же зловеще, как в детстве.
Я же от Текие - Дервишей сворачиваю на недавно отремонтированную караимскую улицу и направляюсь в кенасы. Дело в том, что на старом кладбище вы уже не найдете древних склепов и мраморных надгробий. А наше путешествие тогда, в пятьдесят девятом, закончилось полным провалом. Страху натерпелись с избытком, но спрятанных кладов, да и самих фамильных склепов с тайными ходами для призраков мы отыскать не смогли.
А потом на старое кладбище пришли вандалы и стали пилить и резать мраморные плиты. Местным караимам некоторые памятники удалось спасти, но оставлять их без присмотра они не решаются и сегодня.
Мраморные надгробья разместили в небольшом дворике кенас. Тем, кто придет на экскурсию, караимы переведут надписи на русский язык и расскажут о том, чем был знаменит их соотечественник, которому на кладбище соорудили настоящее мраморное дерево.
Старинные памятники, дошедшие до наших дней, сегодня могут рассказать гораздо больше, чем воспоминания старожилов. В этом тихом дворике, где в мраморе застыла целая эпоха и чужая жизнь, хочется думать о вечном, об ушедших от нас навсегда людях, возводивших этот город и его древние храмы.
Через черный ход я покидаю кенасы и на улице Караимской пытаюсь поймать объективом своего телефона уходящее за горизонт солнце.
Текст и фото Марка Агатова
Опубликовано на сайте www.agatov.com 16 марта 2008 года Ссылка при перепечатке на www.agatov.com обязательна.
|