Крым. Симферополь. Новый руководитель крымского парламента Владимир Константинов хорошо известен в деловых кругах Крыма и Украины. В свое время он создал и привел к успеху одну из самых успешных строительных компаний - «Консоль». И вдруг его судьба сделала крутой поворот, и Константинов в одночасье стал профессиональным политиком. Чем обусловлен его выбор? Что он хотел бы предложить Крыму и крымчанам? Об этом автор и ведущий программы «Политическая кухня» (ТРК Жиса) Григорий Иоффе беседует с Председателем Верховной Рады АРК Владимиром Константиновым. Этот материал "Крымский аналитик" получил из пресс-службы Верховного Совета Крыма. Мы полагаем, что жителям Крыма будет интересно услышать ответы нового руководителя Крыма Владимира Константинова на весьма непростые вопросы одного из ведущих журналистов Крыма Григория Иоффе.
- Владимир Андреевич, так чем же обусловлен ваш приход в политику?
- Как ни парадоксально прозвучит, но я назвал бы этот кульбит ожидаемой неожиданностью. Да, я занимался бизнесом, но на определенном этапе понял, что невозможно построить рай среди руин. Как бы успешно ни работала твоя компания, на нее будут влиять факторы общей государственной политики. Вот почему еще в 2004-м году я активно включился в избирательную кампанию кандидата в президенты Украины Виктора Януковича. Мы искренне боролись, а затем ушли в оппозицию, как могли противостояли явным ошибкам оранжевой власти. Во время парламентских выборов 2006-го, 2007-го годов я работал в штабе Партии регионов. Личных амбиций у меня не было, но когда идешь в команде, берешь на себя определенные обязательства перед нею, втягиваешься в процесс, втягиваешь людей. Получается цепная реакция – ты поверил лидеру, а приведенные тобой в команду люди верят тебе, нужно нести ответственность за тех, кто за тобой стоит.
- Вы действительно занимали ключевое место в предвыборном штабе Виктора Януковича здесь, в Крыму, что и решило вашу дальнейшую судьбу. Но, судя по сказанному ранее, до этого был путь. И если иногда о людях, приходящих во власть, досужая молва судачит: «Это он идет что-то урвать», то вы тот человек, которому не надо было ничего «урывать». Ваша компания, как мне сказали, вторая в Украине по объемам строительства. Путь от бизнеса к власти проходил без сучка, без задоринки или возникали сложности? Какие качества, приобретенные в прежней профессии, понадобятся вам сегодня?
- Очень хороший вопрос. Жизнь совершает круговые движения. Я начинал свой бизнес не с нуля, был одним из первых демократическим путем избранных руководителей симферопольского предприятия. Это непросто – прийти на место действующего директора с новой программой и победить в открытом голосовании. Головокружение от успеха длилось недолго. Встал вопрос -- как модернизировать неэффективно работающую отрасль? Этот путь был сложным. Мы пережили драматичные моменты. Кризис 1998 года практически поставил компанию на грань банкротства, с трудом выжили. Зато опыт пригодился в 2009-м, сегодня, когда экономика Украины находится практически в лежачем положении. Я извлек уроки, и они помогают мне на новом месте.
- Но в строительной компании у вас работали сантехники, маляры, штукатуры и так далее. Сейчас же вам придется иметь дело с депутатами. Один из крымских политологов остроумно заметил, что это «сто больных самолюбий».
- У вас несколько однобокое представление о моем бизнесе. Он включает в себя 26 направлений, которые я вел, в том числе и строительство (естественно, оно самое мощное). Но сегодня у компании есть и спортзалы, и свой завод по производству мрамора, и карьеры, и три ресторана. Поэтому приходится разбираться во всем. Какая черта характера поможет найти взаимопонимание с коллегами по депутатскому корпусу? Мне кажется, умение слушать, адекватно оценивать суть проблем и не обострять их без надобности. Для принятия решения нужна воля. Она у меня есть. Но я не сторонник размахивания шашкой. Допустим, ты видишь, что работник не справляется. Первое желание -- его уволить или понизить в должности. Потом начинаешь понимать, что это было неправильное решение, ты мог сломать человеческую судьбу.
- Вы умеете сказать: «Я был не прав»?
- Да, умею, и с моей стороны это не требует каких-то усилий. Другое дело, что нужно иметь жесткость и последовательность, когда ты видишь цель и хочешь ее достичь. Тут надо все сантименты отбрасывать и двигаться вперед, иначе результата не будет. За результат все-таки ты отвечаешь.
- Вы до сих пор говорите «мой бизнес». Но ведь как государственный служащий высокого ранга вы не имеете права им заниматься.
- Я вышел из всех структур, в которых был учредителем, передал их в управление. В этом плане я абсолютно чист перед законом.
- Перейдем к вопросам, которые позволят крымчанам сформировать о вас мнение как о политике. Есть несколько болевых типично крымских точек. Автономия – из их числа. Как вы думаете, почему Крым стал автономией?
- Как крымчанин я, конечно, полностью поддерживаю идею автономии. Мы слышим от многих политиков, что и другие регионы имеют свои особенности. Верно, но Крым – отдельный случай. Если проанализировать историю (а я люблю этим заниматься, у меня отец преподавал историю), то сразу бросается в глаза уникальная роль Крыма в истории России: становлении ее государственности, развитии. Сейчас исторические реалии изменились, полуостров входит в состав другой страны, поэтому и реакция на Крым очень болезненная. Статус автономии позволяет сглаживать некоторые геополитические острые углы. Считаю, что наполнение понятия «автономия» реальным содержанием — одна из ключевых задач крымской политической элиты.
- В нынешнем статусе вам придется часто бывать в Киеве, и если раньше вы, наверное, встречались там с бизнес-элитой, то теперь будете общаться с политиками. Не секрет, что среди части из них доминирует настороженное отношение к автономии. Все еще вспоминают времена Юрия Мешкова, сепаратистские настроения. Вам зададут вопрос: Владимир Андреевич, ну что там у вас в Крыму, когда вы перестанете бузить? Что ответите?
- Припоминаю такой эпизод. Когда началась «оранжевая революция», мои киевские друзья, придерживающиеся, кстати, разных политических взглядов, завели такой разговор. Мол, что там у вас в Крыму происходит, требуете для себя привилегий, а бандиты вами управляют. Вот придут демократы, выгонят бандитов, и будете красиво жить. Такие пещерные представления были у них о Крыме. Сейчас ничего подобного мы уже не услышим. Есть понимание важности, значимости Крыма. Другое дело — как мы распорядились статусом автономии? Некоторые крымские политики сегодня требуют от президента Виктора Януковича расширения полномочий автономии. Он справедливо парирует -- вы реализуйте сначала те полномочия, которые у вас есть. Трудно не согласиться.
- Как известно, Крым — парламентская республика. Между тем, правительство сформировалось у нас таким образом, что премьер-министр и несколько членов Совета министров приехали из другого региона Украины. Есть две диаметральные точки зрения. Одни эксперты говорят, чем больше новых лиц, новых подходов, тем лучше. Другие возражают: нет, у нас достаточно своих талантливых управленцев. Как найти баланс между двумя крайностями?
- Вопрос сложный. Но могу привести пример, что Рюриковичи в Россию на управление государством пришли извне. Немецкая принцесса, ставшая Екатериной ІІ, управляла страной очень эффективно. Поэтому сам процесс привлечения пришлых, так сказать, специалистов — нормальная практика, и я отношусь к ней довольно спокойно. Если посмотреть объективно, как нынешний премьер-министр Василий Джарты оказался в Крыму, то давайте, положа руку на сердце, скажем: а кто вообще может претендовать здесь на эту должность? Скажу откровенно -- реальных претендентов не было. Это вообще проблема крымской элиты: не выращиваем мы кадры. Причем не только на уровне республики, но и местной власти. Кажется, сейчас и безработица, и много желающих побробовать себя в новом деле, но профессиональный уровень низковат. Может быть, в этом кроется одна из причин, почему мы не смогли наполнить полномочиями автономии нашу повседневную жизнь.
- Если новые люди, пришедшие в правительство, не будут справляться со своими задачами, что будет делать крымский парламент?
- Исправит ошибку и поступит по закону -- заменит их более эффективными управленцами.
- Нынешнее большинство в Верховной Раде Крыма сформировано в самом начале нынешней каденции в 2006 году. В него вошли люди, которые в некотором смысле были политическими соперниками Партии регионов. Например, партия «Союз» предлагала не голосовать ни за одного кандидата в президенты, то есть выступала и против Виктора Януковича. Сегодня она входит в большинство. «Блок Сергея Куницына» присоединился к регионалам на финишной прямой президентской гонки, когда результат был очевиден... То же самое касается депутатов от Руха-Курултая. И вот эта коалиция действует сегодня в парламенте автономии. Как вы прогнозируете ее дальнейшее развитие? Крымский парламент знаменит тем, что если уж начался какой-то один переворот, то они потом постоянно продолжаются. Нет ли этой опасности?
- Любое противостояние не дает никакого результата. История всех политических войн, которые были, — это история коротких политических проектов с нулевым итогом. Люди увлекались борьбой, проходили годы, жизнь все расставляла на свои места. Обывателю же это вообще ничего не давало, кроме нестабильности и тревоги за завтрашний день семьи. Никто на конфликтах особенно не разбогател -- ни политически, ни экономически. Борьба всех изнуряет. Так зачем же наступать на те же грабли, особенно мне, прагматику? Я вообще этим не хочу заниматься и пришел в парламент как раз для того, чтобы поддерживать стабильность. Есть базовые вещи – президентская программа «Украина для людей». Ни один крымский депутат из тех, с которыми мы беседовали, от нее не отказался. В программе все написано. Вы против коррупции? Вы за русский язык? За достойную безбедную жизнь? Присоединяйтесь! Если базовые вещи совпадают, из-за чего нам драться? Из-за мелких должностей? Всегда можно найти какой-то компромисс, что мы, в общем-то, и сделали. В бизнесе есть хорошее правило: ты будешь успешным, если научишься делиться. А если думаешь, что все, что ты заработаешь, принадлежит тебе, глубоко заблуждаешься и можешь все потерять.
- К сожалению, лидеры крымских политических сил как раз делиться не умеют. Они считают, что все должности должны быть у них и весь политический ресурс хотят сосредоточить в одних руках. Но уже сегодня почти понятно (я говорю «почти», потому что нет решения Конституционного суда, хотя туда направлено соответствующее представление), что выборы в местные органы власти, а значит и в Верховную Раду Крыма, состоятся через год — в марте 2011-го. Думаю, уже зимой начнется предвыборная кампания. Как вы предполагаете, те события, которые произошли в последнее время, ослабили крымскую организацию Партии регионов или, наоборот, побудили к движению вперед?
- Мы обязаны снизить уровень конфликтности в обществе. Это наша задача как правящей партии. Пока удается. Ведь войны шли на всех уровнях: в парламенте, городских, поселковых, даже сельских советах. Местные депутаты порой так увлекаются сюжетом, что вообще забывают, где они находятся и какую партию представляют. Их это уже меньше всего интересует. Задача же, которая ставится руководством страны, -- стабильность. Не думаю, что президенту доставляет удовольствие видеть некоторых представителей сегодняшней коалиции, но он умышленно на это идет, понимая, что градус конфликтности необходимо снизить и заниматься созиданием. Противостояние отрицательно влияет на экономику. Любой это осознает.
- Хочу внести предложение от «Политической кухни». Как только начнется предвыборная гонка, давайте в нашей коалиции подпишем еще одно соглашение, где скажем, что мы выходим на честный бой, будем работать на себя, но не обливать грязью политических оппонентов.
- В таком случае у меня тоже есть предложение к людям, которые хотят заниматься политикой: объективно смотрите на себя, не увлекайтесь мелкими, неинтересными политическими проектами. Сегодня обозначен четкий вектор «Янукович, Партия регионов, Украина — для людей» — это самая перспективная программа на ближайшие десять лет. Присоединяйтесь! Уже многие партии заявили о желании работать с нашей политической силой. Мы эти вопросы будем рассматривать.
- А теперь вопросы в режиме «блиц», чтобы крымчане лучше узнали вас и как человека. Какую книгу вы сейчас читаете?
- Историю Российской империи.
- Какой кинофильм смотрели в последний раз?
- В последний раз? Пожалуй, «Аватар», смотрел в кинотеатре.
- Когда были в спортзале последний раз?
- Вчера вечером.
- Где провели последний отпуск?
- В Алтайском крае, в горах.
- Завидую. Как семья отреагировала на вашу новую работу?
- Без восторга, но с пониманием, что это нужно сделать.
- Ну, и последний вопрос. Если нельзя, но очень хочется, будете это делать?
-- Нет, я не такой человек. * * * Крымчане активно звонили в студию, задавали Председателю Верховной Рады АРК В. Константинову многочисленные вопросы. Дмитрий Онопенко из Каменки попросил обратить внимание на до сих пор нерешенный вопрос с закрытием свалки. «Для жителей Каменки и Свободы он очень актуален, - высказал он общее мнение. – Власть давно обещает построить мусороперерабатывающий завод. Но пока дальше обещаний дело не идет».
- Мы должны определиться и реализовать бизнес-проект по переработке мусора. Есть три-четыре конкурирующие между собой технологии. У меня с идеей строительства мусороперерабатывающего завода побывали пять человек. Всем им говорю: мы окажем всяческое содействие. Кто-то жалуется, что ему строительство запрещают экологи, кто-то сетует на прокуратуру. Я всегда обрываю нытье, предлагая приводить реального инвестора, а не морочить голову рассуждениями, что и кому мешает. Хочу сказать однозначно - этот вопрос будет решен.
- Это говорит Нелли Энверова. В Симферопольском районе везде есть газ, кроме Хошкельды и Каменки. Как быть, когда будет газ?
- Я бы порекомендовал громаде направить письмо в адрес Совета министров и УКСа (сейчас как раз формируется программа по газификации), получить точный адресный перечень сел и поселков, которые включаются в 2010 году в программу газификации. Точных цифр мы еще не имеем, потому что не приняты бюджеты Украины и Крыма, но информацию, собираем.
- Меня зовут Людмила Лисичкина. Я живу по улице Лескова, 45 в Симферополе. Наш дом находится в аварийном состоянии. Вы нам уже в какой-то степени помогли с отселением. Но часть жильцов по-прежнему ежедневно рискуют оказаться под обломками дома.
- Срок отселения назначен ориентировочно на июль-август. Если не произойдет сбоев при формировании бюджета, то, даст Бог, в этом году мы проблему снимем.
- Владимир Андреевич, я рада, что дозвонилась. Вот вы, наверное, часто в окно смотрите на руины, которые расположились перед Верховной Радой Крыма. Они уже на протяжении десятка лет портят городской пейзаж, и ни один из руководителей не может решить вопрос с собственником. Долго ли развалины будут визитной карточкой Симферополя? И как вы как строитель относитесь к этому? Спасибо.
- Как строителю, конечно, мне сложно понять, почему этот проект не реализовывался в то время, когда конъюнктура на рынке была благоприятной. Недавно в Крыму побывал Президент Украины Виктор Янукович и сделал нам замечание по поводу руин у стен парламента, попросил разобраться с этим вопросом. Поэтому мы сейчас инициируем встречу с собственниками, чтобы понять, какую нужно оказать помощь, чтобы они могли довести до ума проект или продать объект, в конце концов.
Г.И. - Я как-то уже говорил, Владимир Андреевич, что у меня есть свой взгляд на эту проблему. По-моему, упомянутые руины — это символ бютовского безвременья, потому что к этому зданию имеют отношение руководители блока Юлии Тимошенко в Крыму. И мне кажется, что они даже не думают о прибыли от этого объекта, а считают его символом того, что БЮТ еще как бы на плаву, и у них не все потеряно. Мне кажется, что все-таки надо будет этот символ убрать.
- К вам обращается пенсионерка Тамара Ивановна. Звоню по поводу Южного кредитного союза. Нас в очередной раз обманули, забрали деньги и не возвращают вклады. Через день с плакатами бываем около здания парламента и ничего не можем добиться.
- По Южному кредитному союзу есть поручение президента. Создана рабочая группа по решению этого вопроса. Руководство союза договаривалось с клиентами само, без привлечения государства, и мы здесь вообще ни при чем. Как клиенты могли поверить, что по вкладам можно выплачивать 40 процентов годовых? Кто мог взять на себя такие обязательства? Мы подключаем прокуратуру, МВД. Встречались и беседовали с руководителями кредитного союза. В ближайшие дни должен появиться график возврата денег вкладчикам. Поручение президента будет выполнено, и люди получат вклады.
Подготовила Ирина ИВАНЧЕНКО
На фото: Владимир Константинов
|