Главная arrow Коридоры власти arrow О черном пиарщике замолвите слово. Куда уходят «золотые перья» украинской журналистики?
21.11.2024 г.
 
 
Главное меню
Главная
О проекте
Статьи, очерки, рассказы
Новости
Советы туристам
Книги Марка Агатова
Рецензии, интервью
Крымчаки Расстрелянный народ
Фоторепортажи
Российские журналисты в Крыму
Коридоры власти
Контакты
odnaknopka.ru/kolyan.cz
Реклама
Лента комментариев
no comments
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
О черном пиарщике замолвите слово. Куда уходят «золотые перья» украинской журналистики? Печать E-mail
В Верховной Раде Украины зарегистрирован новый Закон о выборах в местные органы власти, а это значит, что через пару недель на Украине начнется очередная избирательная кампания. Станет ли она соревнованием идей и личностей, или превратится в очередную информационную войну, зависит и от нас журналистов. «Крымский аналитик» решил опубликовать статью члена Союза журналистов России Марка Агатова, посвященную недавним выборам на Украине. Мы полагаем, что этот материал будет интересен не только журналистам и пиарщикам, но и нашим постоянным читателям. 
Марк АгатовПоднять эту тему в Сети я хотел давно, но никак не удавалось остановить информационные гонки по кругу. Пока у меня не было своего сайта, все было проще. Можно было неделями писать статью, вылизывая каждое предложение. Потом, неделями ждать пока ее прочитает редактор и утвердит к печати. Сегодня в моей жизни все иначе. Ежеминутная гонка за информацией, борьба за читателя, рейтинги и…  понятные роботам заголовки.  Наверное, прозвучит странно, но поисковые роботы сегодня взяли на себя роль владельцев газет, журналов и интернет-изданий. Моя работа должна «понравиться» вначале роботу, который, обнаружив заметку  на сайте, разберет ее на слова и предложения, оценит и определит место в Сети. Сегодня невидимый робот «хозяин»  текста, написанного журналистом, блогером и никому не известным 10-летним пацаном, только что освоившим премудрости Интернета. В Сети мы равны: лысый старик, воспитывающий на собственном примере внучку, выпускница журфака  МГУ и начинающий автор-школьник. И если в прошлой, «бумажной жизни», имело значение не сама аналитическая статья о том, что происходит в парламенте, а имя автора, то сейчас ваша подпись никому неинтересна. За вас может сказать свое слово название сайта. Этому сайту, верю и оставляю его в «избранном», а этому нет, и посещать его не стану, никогда. Но сегодня, я выбрасываю из головы, рейтинги, роботов и сам Интернет, отключаю телефон и пытаюсь, хоть  на несколько часов стать газетным парламентским журналистом прошлого века, чтобы не спеша рассказать о том куда уходят «золотые перья» украинской журналистики и как наши коллеги становятся «черными пиарщиками».
 
В Крыму, как и в любом другом регионе  Украины, в девяностых годах журналистов в государственных и частных газетах делили на «золотые перья» и «все остальные». «Золотые перья» писали о самом важном, вдумчиво и обстоятельно. Их не гоняли на открытие гастронома, собрание пчеловодов и акционеров ООО «Пупкин и компания». Как правило, «золотые перья» освещали работу парламента и Совмина, писали о депутатах, крупных бизнесменах и политике государства. Если это была газета Верховного Совета или Совмина, то чиновники, между строк, написанных ведущим журналистом, находили скрытый сигнал  предстоящих перемен. Теперь, они знали, перед кем надо снимать шляпу первым, а на кого можно уже не обращать внимания. Если журналист работал в частной газете, хозяином которой был АВТОРИТЕТНЫЙ БИЗНЕСМЕН, то на ее страницах можно было увидеть сигнал о том, кому завтра объявит войну «империя» или «легион». А если война уже была объявлена, то первый удар по противнику наносили все те же «золотые перья». Иногда, правда, авторитетный бизнесмен поручал нанести первый удар по своему врагу журналистам из второго эшелона. Этой чести могли удостоить специалистов по «криминальному чтиву» и «судебной хроники». Но в любом случае, первый удар наносили журналисты известные, «с именем», уважаемые в своем кругу. И еще было одно замечательное право: «золотые перья» могли не выполнять указание хозяина, вступать с ним спор, отстаивая свою точку зрения.

Казалось, эти правила игры в «свободу слова» и «гласность» будут сопровождать журналиста до конца его дней. «Золотые перья» будут получать хорошую зарплату, ездить за границу, к их статьям будут прислушиваться  в коридорах власти. Все остальные – продолжат заполнять газетные полосы рассказами об экстрасенсах, спортсменах, артистах, советами врачей, огородников, юристов.

Но все изменил Интернет. Тиражи газет на Украине и в Крыму стали падать, а вместе с ними и влияние газет. Малотиражное издание уже не могло исполнять роль коллективного организатора и пропагандиста. Трех-пяти тысячный тираж республиканской газеты теперь расходился  в основном по кабинетам чиновников и среди узкой прослойки местной интеллигенции. Газету продолжали читать по инерции, но она уже не влияла на настроение масс, не могла подтолкнуть народ к акциям протеста или вывести на чистую воду высокопоставленного преступника. Формально, на публикации в газете еще реагировали в милиции и прокуратуре, но практически никаких мер по громким газетным разоблачениям власть предержащие уже не принимали.

Первым, изменения ситуации на газетном рынке заметил владелец одной из республиканских газет. (Фамилию владельца и название газеты «светить» не буду по этическим соображениям). Сделав несколько попыток поднять тираж своего издания, и не получив нужного результата, он  урезал финансирование и  не стал препятствовать уходу из газеты тем, кого еще вчера называл «золотым пером редакции». В новых условиях для олигарха местного значения газета превратилась в престижный аксессуар такой же, как часы, машина, дача и дубовая обивка кабинета. Ни газета, ни журналисты уже ничего не решали.

«Золотые перья» оказались лишними не только в частных газетах, но и в государственных СМИ. Там нужны были «малобюджетные» рядовые исполнители, выдающие  «на-гора» ежемесячно тысячи строк текста. Причем зарплата журналистов в большей степени зависела, теперь от количества строк, а не от качества материала.

Единственное место, где вначале нулевых еще могли себя показать,  и неплохо заработать вчерашние «золотые перья» -  были предвыборные штабы. Спросом пользовались рекламные очерки и портреты-зарисовки будущих  «слуг народа». Вот, тут-то и вспоминали ИМЯ АВТОРА, ЕГО АВТОРИТЕТ И ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ.

Но и это время длилось недолго. Вскоре спрос на услуги авторитетных журналистов упал и в избирательных штабах. Руководителей  стали интересовать  только хорошо раскрученные информационные ресурсы, готовые  публиковать все, что принесут из избирательного штаба. Под эту задачу стали создавать новые газеты и интернет издания. Большая часть этих изданий были откровенным предвыборным проектом на два-три месяца, но были и такие, которые работали круглогодично, чтобы не терять читателя и застолбить место на рынке. Основной упор в этих изданиях делали на Интернет, а сама газета с аналогичным названием, отпечатанная на бумаге мизерным тиражом, между выборами должна была подтверждать лишь статус СЕРЬЕЗНОГО ИЗДАНИЯ.

На первых порах новоиспеченные редакторы, которые еще вчера в своих солидных изданиях были «золотыми перьями», пытались превратить «предвыборный проект» в серьезное издание. Они выпрашивали у своих спонсоров деньги на рекламу новой газеты, писали солидные статьи о политике, экономики, но это не спасало газету. Большая часть тиража  без движения лежала в киосках «Союзпечати». Не обращали особого внимания на это издание и пользователи Интернета. И только в дни выборов, находившийся в дремотном состоянии малотиражный проект, оживал бесплатными многотысячными тиражами. Газету бесплатно раздавали в кафе, магазинах, на улицах крымских городов и поселков. Теперь, за чашечкой кофе можно было рассказывать об огромных тиражах и зарплатах, убеждая своих бывших коллег в том, что уход из газеты олигарха М.  сделал жизнь журналиста по-настоящему счастливой.

Но работа в «предвыборном проекте» таила в себе и серьезные проблемы. Если на страницы  газеты олигарха сомнительные материалы и «откровенная джинса» попадали только по его личному указанию в виде исключения, то «предвыборный проект» сплошь и рядом состоял из «заказухи» и скрытой рекламы.

 Ввязавшись в избирательную кампанию на стороне одного из кандидатов в депутаты, и подписав договор о сотрудничестве, редактор уже не мог отказаться от публикации «откровенного слива» и чернухи. Протесты и возмущения – не принимались. У штабных, отвечающих за прессу, были свои планы и разработки. Их не интересовало качество заметок и будущее этой газеты, от них требовали результат и количество публикаций.  Да и о чем можно было говорить с дамой-иностранкой, из избирательного штаба, «отвечающей за прессу», если она ничего не понимала в журналистике, не знала законов Украины и на все протесты редактора твердила заученно: «У нас с вами договор, этот материал вы обязаны печатать без сокращений». Можно было, конечно, разорвать договор, послать подальше «куратора прессы», но на выпуск «независимой газеты» и  поддержку сайта нужны были деньги. Так, потеряв  хозяина-олигарха, «золотое перо» попадало в еще более жесткую зависимость от беспринципных спонсоров и рекламодателей.

Информационная война без правил. Юлии Тимошенко нужны голоса избирателей.

Сегодня много говорят о «свободе слова», о преследование журналистов, но почему – то никто не вспоминает о том, что творилось в стране во время выборов президента Украины. Защитники «независимых СМИ» запускают в Сеть рассказы о злобных монстрах из Партии регионов, которые пытаются уничтожить независимую прессу и телевидение на Украине и в Крыму. Но не говорят о том, по каким стандартам работали эти самые СМИ во время выборов. По своему статуса, как представитель Фонда защиты гласности, я должен был встать на защиту преследуемых журналистов, и я бы это сделал, если б мои коллеги честно выполняли свой долг журналиста во время выборов. К сожалению, многие из них оказались втянутыми в информационную войну, которую развязала в стране Юлия Тимошенко, публиковали откровенные «сливы компромата», тиражировали слухи, сплетни, а то и откровенную клевету, изготовленную специалистами по «черному пиару» в «оранжевых» штабах.

Хуже всего пришлось тем, кто на этих выборах сделал ставку на Юлию Тимошенко. В Крыму, например, главным по дискредитации кандидата в президенты Украины Виктора Януковича был назначен, обладающий депутатской неприкосновенностью Геннадий Москаль. Ежедневно из уст Москаля и сотрудников его пресс-службы, на головы граждан выливались ушаты грязи и зловонного компромата. Причем поливал он не только самого кандидата в Президенты Виктора Януковича, но и рядовых членов Партии регионов, бизнесменов и депутатов Верховного совета Крыма.

Редакторы, формально независимых газет и сайтов, были вынуждены печатать все, что изрекал Геннадий Москаль. Они поддерживали незаконные аресты оппонентов Юлии Тимошенко, публиковали любую чернуху в адрес  депутатов и предпринимателей,  били наотмашь даже тех, кого никак нельзя было причислить к участникам избирательного процесса, доставалось от «оранжевых» и членам штаба Виктора Януковича, и простым избирателям.

Некоторое время избирательный штаб Виктора Януковича в Крыму  находился в глухой обороне,  РАБОТАЯ ПО-ПРАВИЛАМ. Но вскоре стало понятно, что вернуть  Геннадия Москаля в правовое поле уговорами и судебными решения невозможно. И вот тогда за работу взялась небольшая команда «черных пиарщиков». В ее составе был всего один профессиональный журналист. Остальные члены команды были люди разных профессий, сплоченные одной идеей – уничтожить «оранжевый режим» на Украине. Несмотря на то, что за спиной Москаля  стояла вся  мощь украинских спецслужб и админресурс Правительства Украины, «черным пиарщикам» удалось заткнуть информационный фонтан Москаля, весьма существенно подпортив ему репутацию.

Я не буду сейчас рассказывать о методах борьбы с клеветниками и провокаторами, которые использовали борцы с «оранжевым режимом» и раскрывать тайны крымских политтехнологов. Эта тема отдельного исследования. В данном случае, я полагаю, более интересна судьба тех, кто работал на Юлию Тимошенко.

Финал выборов известен всем. На выборах победил Виктор Янукович, и уже через несколько дней,  коллеги-журналисты, воевавшие по разные стороны баррикад, «забыли» о том, что творилось в Крыму. Встретившись в Симферополе за кружкой пива, они, вычеркнув навсегда из своей жизни президентские выборы, эту тему больше не обсуждали.  Таковы правила игры. Тем более, что во время выборов журналисты в своих публикациях стараются не трогать коллег-журналистов, чтобы тут же не получить адекватный ответ.

В отличие от журналистов, которые вышли сухими из этой информационной войны, ее жертвами оказались РЯДОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ, которых трогать было нельзя, ни при каких обстоятельствах. Это было НОУ-ХАУ генерала Москаля. И это начинание легко поддержали опытные редакторы и журналисты, которые прекрасно знали о том, что выборы – это игра для избранных, когда ПУБЛИЧНЫЕ ЛЮДИ БЬЮТ ПУБЛИЧНЫХ ЛЮДЕЙ.  Все остальные –  массовка  украинского фильма ужасов. И эта массовка не может быть объектом критики и грубых наездов. Но Москаль бил по площадям, используя не только милицейскую пресс-службу, но и все СМИ, подконтрольные Юлии Тимошенко и ее местным олигархам. Редакторы газет и телеканалов понимали, что нарушают Законы Украины, но  тиражировали громкие обвинения Москаля. Одни из них были уверены в победе Тимошенко, а победителей, как известно НЕ СУДЯТ. Другие – надеялись отбиться в судах, ссылаясь на то, что клевету в адрес конкретных граждан,  Москаль и его подручные  распространяли в виде официальных заявлений милицейской пресс-службы. А за  цитаты ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА И НАРОДНОГО ДЕПУТАТА ОТВЕЧАЕТ САМ МОСКАЛЬ, КОТОРЫЙ НЕПОДСУДЕН! И это, вроде бы, по закону, но оставалась моральная ответственность того, кто распространял откровенное милицейское вранье через свои СМИ. Но кто вспоминает о морали и журналистских стандартах во время выборов, да еще на Украине.

Но все имеет свой конец. Президентские выборы уже в прошлом. Москаль вернулся в парламент, а в Крыму начались разборки журналистов с «простыми избирателями», которые оказались не по своей воле втянутыми в информационную войну. Эти люди не играли в выборы, они ничего не слышали о писанных и не писаных правилах для журналистов. Они просто оказались жертвами клеветнической кампании развязанной «НЕПРИКОСНОВЕННЫМИ ДЕПУТАТАМИ», только потому, что  боролись за победу Януковича. Боролись, как умели, не всегда по правилам, возможно, нарушая какие-то инструкции и законы.

И вот теперь, когда в Киеве простили вчерашних оппонентов Януковича и взяли их в коалицию «тушками», наступили тяжелые времена у редакторов газет и журналистов, сотрудничавших с Москалем и Тимошенко. С редакторами газет и журналистами стали «разбираться» вчерашние жертвы избирательной гонки. А как действуют социально-активные ПРОСТЫЕ ЛЮДИ? Они пишут жалобы в правоохранительные органы, вываливают ушаты грязи на своих сайтах на тех, кто еще вчера публиковал откровения Москаля и его приближенных. И остановить этот «поток сознания» невозможно,  потому что избирательные штабы прекратили свое существование, и все участники информационной войны вернулись к своим мирным делам.  А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО НИКТО, И НИКЕМ УЖЕ НЕ КОМАНДУЕТ! НЕ ДАЕТ СОВЕТОВ И НЕ ПОДСКАЗЫВАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА. Каждый теперь играет свою собственную игру.

Нам остается только посочувствовать коллегам-журналистам, которые сегодня из-за Москаля попали под раздачу, но защитить их некому.  Потому, что нельзя было вместе с ПУБЛИЧНЫМИ ЛЮДЬМИ бить социально-активных избирателей. Писать о них стопроцентное вранье, давить на членов семьи, тех, кто осмелился открыто рассказать правду о Москале и его окружении.

Сегодня с телеэкранов мы слышим рассказы о том, как новая власть нарушает права журналистов и рассказы о свободе слова, но никто не вспоминает о том, как работали наши коллеги на выборах.  Как они «размазывали» на страницах своих газет противников Тимошенко, что писали о  ПРОСТЫХ ИЗБИРАТЕЛЯХ. Думали, что ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ВСЕ СПИШЕТ и победители забудут об их делах и делишках.

Но беда в том, что во время выборов били не только Януковича и его ближайшее окружение, но и рядовых избирателей. Не надо было трогать МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА, даже если его втянули в избирательную гонку, и он активно бился за свою правду, называя себя правозащитником и журналистом! Но юридический статус у него был и остается один – ИЗБИРАТЕЛЬ! Все остальное слова, а с ИЗБИРАТЕЛЕМ воевать нельзя, его можно только убеждать и уговаривать, но не бить, и не закрывать в СИЗО!

В ближайшие дни на Украине объявят о новых выборах. Заработают избирательные штабы, где рядом с профессиональными журналистами и политтехнологами будут работать РЯДОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ, СОЦИАЛЬНО АКТИВНЫЕ ГРАЖДАНЕ УКРАИНЫ, АГИТАТОРЫ и ПРОПАГАНДИСТЫ.

Коллеги-журналисты, подумайте, стоит ли  писать об этих людях, разоблачать и раскрывать глаза на их прошлое. В отличие от профессиональных журналистов, работающих по-правилам, ПРОСТЫЕ ЛЮДИ ЖИВУТ ПО СВОЕМУ ЗАКОНУ. У НИХ СВОИ ПОНЯТИЯ О ЧЕСТИ, СОВЕСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.
И воюют они со своими обидчиками, тоже не по-правилам, а так, как привыкли.

Марк Агатов
На фото Марк Агатов

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.25 Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
« Пред.   След. »
Нравится
     
 
© Agatov.com - сайт Марка Агатова, 2007-2013
При использовании материалов
указание источника и гиперссылка на http://www.agatov.com/ обязательны

Rambler's Top100