Фоторепортаж из Израиля Юрия Теслева. Все, что скрыто. Теряюсь, куда повести читателя дальше. В Вифлеем, на Галилейское море, а может, сначала показать Яффу, Хайфу? Обо всем, что видели, не пересказать, наверное. Буду лишь о том, что показалось наиболее удивительным. И того - немало. Вот святыня из святынь - родина Иисуса - Вифлеем. Или, как говорят евреи, Бейт-Лэхем. Тут же родился и знаменитый царь Давид. Кажется, святое христианское место? А находится оно у… мусульман, в палестинской автономии. Коню понятно, что накала страстей не избежать. С интересом и трясущимися поджилками подъезжаем туда. Наблюдаем внимательно-внимательно, как наш такой разговорчивый и напыщенный гид стихает и тихонечко покидает автобус. А мы проезжаем в неизвестность, спрятанную за высоченной бетонной стеной, вызывающей в памяти известный рассказ Леонида Андреева «Стена», начало которого поразило когда-то память: «Я и другой прокаженный, мы осторожно подползли к самой стене и посмотрели вверх. Отсюда гребня стены не было видно; она поднималась, прямая и гладкая, и точно разрезала небо на две половины». Я узнал ее. Это была именно та Андреевская стена, разделяющая и небо, и землю на два непримиримых мира. И жители обеих сторон наивно думали, что за непреодолимой стеной – Рай.
Нас принял молоденький араб. Первым делом наивно интересуюсь у него: чего, мол, коллега не повел экскурсию по Вифлеему?
- Не знаю, - пожимает плечами арапчонок.
- Может, его сюда не пускают? – продолжаю допытываться.
- Пускают! Почему не пускают? Сам не хочет – и улыбается мне глазами
И вот, что я понял из этого диалога. Я понял, ребята, как выглядит настоящая автономия. А то, что у нас - пародия.
Еще одно открытие. Совсем из другой области. Практически все христианские храмы Израиля возведены над святыми камнями: над тем местом, где родился Христос, над тем, где его распяли, над пещерой, где жил Петр или еще кто-то из их компании.
У нас тоже есть похожие места: в лаврах - Почаевской, Киево-Печерской и др.
Вообще для Израиля святые места – это именно та библейская манна небесная, которая питает экономику, скудную на полезные ископаемые, лучше любых приисков. Залежи когда-нибудь иссякнут, а вера, судя по всему, вряд ли.
Тут важно не ошибиться на кого ставишь. У нас тоже был свой святой. Но дивидендов не принес, хоть мы и талдычили за Маяковским: «Ленин и теперь живее всех живых». И тело его хранили, и заклинания произносили, а еврейский святой оказался несравнимо более долговечным. Потому что нематериален. И обещания давал туманные и расплывчатые. Вот у кого надо учиться политикам. Никогда не говори конкретно: «Через двадцать лет все будете жить в раю». Двадцать лет пролетят, и не заметишь.
Другой умник, лауреат Нобелевской премии изрек: «К двухтысячному году у каждого будет квартира». И тут же сгорел. Не о том думал, дилетант!
А вот израильтяне, хоть и не верят в Евангелия, наловчились извлекать прибыли из удачного стечения обстоятельств. Они даже изобрели остроумный прием: иметь несколько мест, посвященных одному и тому же событию. Например, крещению Христа. Верующих нисколько не смущает, что их мессия крестился то тут, то там. На то они и верующие. Им доказательства не требуются.
Вот еще один ловкий приемчик для получения барышей. Если помните, туника для омовения в купальне Иоанна Крестителя обошлась нам в десять долларов. Точно такую же в Иерусалиме встретили потом за пять долларов, а уже у реки Иордан она отдавалась не меньше, чем за 25 баксов! И к чему, спрашивается, евреям нефть, в таком случае, если обычная футболка дает минимум пятьсот процентов прибыли?
То, что они и без залежей намного богаче нас, видно невооруженным взглядом. Достаточно посмотреть, как сияют вечерами их города и поселки, как, наконец, освещены заводы. Мы то подумали, что впереди веселится ярмарка, а оказалось это химзавод горит огнями, словно новогодняя елка.
Ах да, я о Вифлееме ничего не сказал. Так это потому, что говорить особенно нечего. Потаскали нас по подземельям, показали Вифлеемскую звезду из нержавейки, к которой иначе, как на карачках и не подползешь. Кому согнуться в три погибели уж не под силу, предоставлена альтернатива - подойти к действительно древней колонне, вложить в ямочки перста и… задуматься о вечном.
Я, однако, ничуть не жалею о потраченном времени. Прежде всего, потому, что в Вифлееме удалось заснять потрясающий подсвечник, какого здесь не увидишь, так как служки в храмах стремятся (из экономии, понятно) поскорее собрать огарки. Там же - тонкие восковые свечи, изгибаясь и кланяясь, таинственно мерцали, словно хотели своим магическим танцем предсказать судьбу.
Текст и фото Юрия Теслева. Крым. Евпатория. Израиль. Вифлеем.
|