Глава 14. «Над небом голубым есть город золотой…». Большая часть свадебного путешествия была потрачена на столицу. Было время приглядеться и сравнить оригинал с копией. В Евпатории старый средневековый город с чьей-то легкой руки назвали Новым Иерусалимом. Потеха! Я отыскал лишь одно внешнее сходство: здание подстанции, облицованное плиткой, имитирующей белый рваный камень. Для несведущих: весь Иерусалим с ног до головы одет в кремовый известняк. Им облицованы здания, выложены дороги. Из него вырублены бордюры, колонны, арки, памятники… даже крыши, порой, покрывают золотистым известняком. Нарядно, красиво и… вечно. А ведь у нас под боком залежи собственного инкерманского камня. Облицуй им старые хрущевки, и проспекты преобразятся! А если б этим камнем одели главную площадь… Страшно представить такую красоту и величие! Ступая по ним, слышался бы гул тысячелетий. Вторая главная примета Иерусалима - крытые торговые ряды, как в Стамбуле. Сделайте так, тогда и называйтесь Новым Иерусалимом. Проводя сравнение, невольно вспомнил газовые трубы, уродующие архитектурный облик евпаторийского Иерусалима. - Смотри, - сказал я гордо жене, будто сам построил этот вечный город, - у них нигде не торчат эти жуткие трубы! - Это оттого, - язвительно заметила патриотка Женя, - что в Израиле… не топят газом. Крыть было нечем. И, правда, израильские дома не отапливаются! А зачем, когда нет зимы? Вот, евреи, устроились. Единственное, что объединяет подлинный Иерусалим с нашим – соседство стольких религиозных концессий. Тут тебе и армяне, и караимы, и мусульмане и христиане. Что есть, то есть. Но есть и разница.
Там - беспрерывный поток паломников со всего света. Вот набожные поляки потащились со своими знаменами отмечаться у святых мест. Их, наверное, никто по этой части не переплюнет. Недаром даже римского папу в советское время выбрали из поляков. Мы-то дивились и искали объяснение чуду, а они, оказывается, заслужили его своим рвением.
…Люблю ходить по старым городам, особенно по древним. Увлекательное занятие! Никогда не знаешь, что ждет тебя за поворотом. И только в Иерусалиме, закрой глаза, и ноги сами приведут тебя к главной святыне - храму Гроба Господня.
Удивительное архитектурное сооружение, доложу вам. Настоящий лабиринт в нескольких уровнях. Ничего подобного не встречал ранее. Ну, где еще встретишь храм, построенный в храме, как матрешка? То есть наоборот, конечно. Сначала над пещерой, где был захоронен Иисус, возвели небольшую церковь, а затем уже над ней - огромный храм.
Именно отсюда исходит неопалимый огонь. Я, конечно, потрогал его. Врут, понятно. «Жжется, Леночка, огонь»!
Среди достопримечательностей – пуп Земли. Похожий есть и в греческих Дельфах. Надо бы и нам в Евпатории завести собственный пуп. Почему бы и нет? Кто поспорит с тем, что на шаре любую точку можно назначить центром? Пусть бросит в меня камень.
А теперь сходим к остаткам древнего храма - Стене Плача. Что сказать о ней? Заросла какими-то кустами… Короче, без слез на нее и не взглянешь.
Подход к Стене разрешен лишь с покрытой головой, а я запамятовал. Мне напомнили и указали на стеклянный ящик, наполненный кипами или ермолками, как у нас принято говорить. Взял, значит, я кипу и обнаружил на ней печать. Чтобы не воровали, наверное. Я и не украл. Потом страшно жалел. Вот дурак! Обычную кипу везде купить можно, а с печатью Стены Плача… Так что, если попадете туда, то прихватите и на мою долю лучший сувенир из Израиля.
Кстати, знаете такую песню Окуджавы «Под небом голубым, есть город золотой…»? оказывается это почти дословный перевод еврейской песни, только в ней сказано: «Над небом голубым…» Имеется ввиду божественный город, Новый Иерусалим, который когда-то спустится с небес на землю. И вот тогда наступит счастье.
К слову: а в Евпатории Новый Иерусалим уже есть. Текст и фото Юрия Теслева. Крым. Евпатория. Израиль. Иерусалим. Неопалимый огонь. Стена Плача. Храм Гроба Господня.
|