В Москву из Крыма за длинным рублем. Первая подача блюд: Москва-Кремль-Мавзолей была неправильной и не выражала главного. Сегодня в Москву едут не к вечно живому. Никому из моих соседей по плацкартному вагону поезда Евпатория-Москва и в голову не могло прийти, чтобы прямо с Курского вокзала отправиться на свидание с главным покойником современности. У них были другие заботы. Они ехали в Москву на работу «за длинным рублем». Во всем вагоне не нашлось ни одного туриста из Крыма. Моим соседям было не до музеев и театров. Они ехали на заработки и за стаканом чая рассказывали правду о гастарбайтерах. В словаре немецкое слово гастарбайтер переводится, как «иностранный рабочий, привлекаемый из слаборазвитой страны в промышленно развитую страну». Если это определение правильное – то Украина всего лишь «слаборазвитая страна» - поставщик дешевой рабочей силы промышленно развитым государствам. И сказки о «незалежности» и европейском выборе ВЕЛИКОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ пустая болтовня национально ушибленных. Правда жизни была в моем вагоне. Соседка, крымская татарка, рассказывала о том, что десять лет мотается в Москву на заработки. Она торгует на одном из московских рынков, ежемесячно получает 500-700 долларов, с подругами снимает комнату в старом доме, где живет семь женщин из Молдавии, Таджикистана и Украины. Дома в Крыму у нее взрослая дочь, живет в одном из поселков «компактного проживания крымских татар» недалеко от Бахчисарая.
- Дочь росла без матери, - рассказывает женщина, - но я работала для того, чтобы построить дом. И я его построила своими руками на заработанные в Москве деньги. В Крыму о таких заработках я не могла и мечтать. А на государственные деньги рассчитывать могут только приближенные к руководству меджлиса. Все остальные в Крыму выживают.
Еще одна ветеран московской торговли, крашеная блондинка из Симферополя. На вид ей уже за пятьдесят. В Москве работает 17 лет. Дама опытная. Через границу перевезла 17 бутылок коньяка. - Без подарков нельзя, - поясняет женщина, - хочешь хорошее место – плати. Милиционеру – плати, таможеннику – плати. Но я не в обиде. Зарабатываю достаточно, чтобы содержать семью в Крыму. Работаю по 12 часов в день практически без выходных. Вот только с пенсией проблема. 17 лет каторжного труда и ни одного дня трудовой пенсии. Разрешили бы второе гражданство – работала бы на законных основаниях, а с синим паспортом никто не оформляет на работу. - А в музеи московские, театры ходите? – задаю глупый вопрос.
- Какие театры. После того, как двенадцать часов отстояла на морозе у лотка только по театрам бегать, - машет она рукой. – Да и по городу болтаться без дела - до первого милиционера. У них нюх на гастарбайтеров, как у собаки на наркоту. Мы ездим в Москву на заработки. Я за все семнадцать лет раза два была на Красной площади. На нас вся черная работа в Москве. Вы посмотрите, кто сегодня чистит улицы от снега, кто вывозит мусор, сидит за рулем троллейбуса? Там, нет ни одного москвича. Запомните, сегодня у Москвы - НЕРУССКОЕ ЛИЦО.
На Арбате мне довелось наблюдать за работой тех, кто не только торгует, но и продвигает товары в массы, рекламирует услуги и магазины, а лицом «Мегафона» оказался жизнерадостный негр.
Фото Марка Агатова. Крым. Евпатория. Москва. Арбат. Человек-реклама.
|