Крым. Евпатория. Вспоминаю нашу последнюю встречу с Альбертом Михайловичем Жаворонковым. В то солнечное декабрьское утро я возвращалась с пробежки домой. На улице Фрунзе возле городского бювета меня нагнал Альберт Михайлович. Как всегда бодрый и улыбающийся, он сообщил о намечающейся художественной выставке. В руках у Михайловича, как обычно величали Жаворонкова его друзья и коллеги по цеху, были рыболовные снасти и небольшой улов. В то утро шёл сарган и в садке красовались длинные рыбёшки тёмно-оливкого цвета. Альберт Михайлович, рождённый за Полярным кругом (кстати, он был земляком самого Михаила Ломоносова) раньше не особо жаловал морскую рыбалку. Но в последнее время как-то по-новому взглянул на ловлю всяких там глосиков да ларичек и даже увлёкся этим «несерьёзным занятием» (в сравнении-то с рыбалкой на реках Севера!). Михайлович сообщил также, что на днях уезжает в Санкт-Петербург, где открывается экспозиция его талантливой племянницы. Но, как мы знаем, судьба распорядилась иначе. И вот я стою в выставочном зале МДЦК «Золотой ключик» возле картин Альберта Михайловича. В галерее многолюдно, на торжественное открытие экспозиции художественных работ евпаторийских живописцев собрался весь местный бомонд. Зал шумит своим многоголосьем, а я смотрю на фотографию А. Жаворонкова и вспоминаю наш последний разговор. На снимке Альберт Михайлович запечатлён с кистью в руке у своего мольберта, на котором закреплена так и оставшаяся неоконченной работа.
- Его можно считать счастливым, - говорит, глядя на полотна А. Жаворонкова, Анна Муха, - Михайлович ушёл на взлёте, полный планов и задумок. Он до последнего дня творил! Есть люди, которые как бы засиделись на этой земле, устали от жизни, Альберт же Михайлович просто излучал энергию. И мне до сих пор не верится, что его с нами нет. - Человек с большой буквы, настоящая творческая личность, любящий дедушка и отец, - добавляет Анатолий Прилепский, хорошо знавший покойного и глубоко переживающий эту потерю.
Один за другим собратья по кисти делятся своими воспоминаниями. Геннадий Гарбуз, Ольга Махонько, Вадим Еловенко, Евгений Кошелев, Борис Фадеев рассказывают мне об этом светлом человеке.
И вырисовывается многогранный портрет талантливого самобытного художника. Доброго, отзывчивого, жизнерадостного, хлебосольного, души компании. Для многих Альберт Михайлович стал и символом вернисажа в курзале, он добровольно взял на себя роль некоего завхоза. - Стоит возникнуть какой-нибудь проблеме, наш Михайлович всегда поспешит каждому на помощь, - добавляет Ольга Кузнецова, - сам увидит и сразу же отреагирует. Представить вернисаж без Жаворонкова просто невозможно!
Спустя несколько дней, прогуливаясь к морю, я подошла к экспозиционным решёткам (фото). В тот холодный зимний день они сиротливо поскрипывали от порывов восточного ветра. А мне снова вспомнилось улыбающееся лицо Альберта Михайловича. Не только в сезон, но почти круглогодично можно было полюбоваться в парке Фрунзе его яркими, колоритными произведениями, пообщаться с этим светлым, добродушным человеком, влюблённым в живопись и в жизнь.
Жаворонков, как художник создал себя сам. Талант плюс много, много трудолюбия. Что было для него в жизни главнее: преподавательская деятельность (Альберт Михайлович окончил Архангельский педагогический институт и до выхода на пенсию работал учителем физики в школе ) или творческий труд живописца, теперь уже останется тайной. Но очевидно одно - на этих двух поприщах он достиг многого. Замечательный, любимый детьми педагог, получивший звание «Отличник Народного образования» и прекрасный художник навсегда останется в сердцах тех, кто его знал. Полотна А. Жаворонкова разошлись по всему свету, хранятся в музеях, в частности, в Вильнюсе и Минске, а так же в частных коллекциях двадцати трёх стран.
Среди многочисленных работ, написанных Альбертом Михайловичем, есть и картины философской направленности, например серия «Лабиринт судьбы». На них художник изобразил в закодированной форме жизнь человека, некий лабиринт.
Причудливо порой судьба играет с нами. Её пути бывают и сложны , и запутаны, но всегда есть выход. И найти его можно имея волшебный ключ – любовь и милосердие в сердце. Только любовь открывает все двери, только любовь выводит из мрака к свету. И Альберт Жаворонков, без сомнения владел этим волшебным ключом.
Ирена ФЛОРЕНСКАЯ Фото автора и Марка Пурима. Крым. Евпатория. Художник Альберт Жаворонков.
|