Статья Марии Ивановой «Редактор «Евпаторийской здравницы» Александр Джулай против Василия Джарты», опубликованная на сайте «Крымский аналитик», вызвала бурную дискуссию в Крыму. Оказалось, что судьба старейшей газеты Евпатории волнует многих наших читателей. Мы решили продолжить тему, и сегодня начинаем публиковать субъективные заметки члена Союза журналистов России, депутата городского Совета Марка Пурима о ситуации, в которой оказалась «Евпаторийская здравница». Марк Пурим предлагает свои рецепты спасения газеты, а начинает он свои заметки словом: ДИАГНОЗ. В выходных данных «Евпаторийской здравницы» рядом с фамилиями вновь избранной редколлегии, появилась удручающая цифра. Оказалось, что, несмотря на титанические усилия, предпринятые редакцией, еженедельный тираж газеты упал за последние полгода с 20 тысяч до 16 тысяч 565 экземпляров. А для того, чтобы лукавую еженедельную цифру превратить в реальный тираж ежедневной газеты 16 565 надо разделить на пять. В итоге – реальный тираж газеты – чуть больше 3 тысяч экземпляров. Для стотысячного города цифра, скажем прямо, удручающая. Что же произошло с газетой? Почему от «Евпаторийской здравницы» отвернулся читатель и что нужно сделать для того, чтобы газета стала желанным гостем евпаторийцев? Давайте поразмышляем о взлете и падении «Евпаторийской здравницы». Самый большой ежедневный тираж у газеты был в советское время, когда изданием руководил Илья Борисович Мельников. Тираж газеты в отдельные годы превышал 20-ти тысячную отметку. Это значит, что газета приходила, чуть ли не в каждый дом, каждую квартиру и наиболее значимые публикации обсуждал весь город. А письмо, опубликованное на страницах газеты, вынуждало не только сочинять ответы, но и принимать меры к зарвавшемуся чиновнику. А куда денешься – газета в то время была ОРГАНОМ Евпаторийского горкома партии и горисполкома.
В советское время редакция привлекала к написанию заметок не только профессиональных журналистов, но и внештатных авторов. Это была хорошая школа для пишущей братии. Многие из тех, кто переступил порог редакции в школьные годы, со временем стали профессиональными журналистами. Сегодня уже никого не удивляет, что среди авторов таких изданий, как «Труд», «Аргументы и факты», «Новые известия», журнал «Журналист» есть и наши земляки, опубликовавшие свои первые заметки в «Евпаторийской здравнице». Но, увы, это все в прошлом. За последние пять лет газета растеряла не только подписчиков, но и потеряла авторитет у читателей. «Заказуха» от «Евпаторийской здравницы».
Давайте попробуем выяснить, что же случилось с газетой? На поверхности лежат - две главные причины. Первая - со страниц «Евпаторийской здравницы» за последние годы практически исчезла критика. Нет фельетонов, нет заметок, вскрывающих недостатки и статей «На темы морали», «Из зала суда». То есть, пропало то, что интересует большинство читателей. Но интерес к этим темам у евпаторийцев остался, и они переключили свое внимание на критические статьи и интервью, опубликованные на страницах газеты «Обозрение крымских дел». Попыталась на этом поле сыграть и «оранжевая оппозиция», но уровень критики и торчащие наружу уши местного авторитета, опустили новое бесплатное евпаторийское издание, как говорят, ниже плинтуса.
Но вернемся к «Евпаторийской здравнице». Попытка превратить газету в лишенный критики «аплодирующий орган», поливающий сиропом все что движется и не движется в Евпатории, нанес первый удар по авторитету газеты.
Второй удар нанесли газете сами журналисты и бывший редактор. Для того чтобы заработать, они стали размещать «скрытую рекламу», помечая «заказуху» микроскопическими звездочками, точками, птичками. Казалось бы, мелочь, формально требования закона выполнены. Внизу – стыдливая расшифровка тайнописи, мол, то, что помечено – реклама и привлекать редактора за обман читателя не моги. Но проблема у газеты возникла не из-за нарушений Закона о рекламе, а из-за того, что эта самая реклама, порой несла ложную информацию. Скажите, ну какой смысл предпринимателю заказывать «скрытую рекламу», когда он может честно и открыто прорекламировать свой нужный, полезный и качественный товар? И читатель, поверит честной рекламе быстрее, чем «заказному» репортажу местного журналиста.
Но не все привыкли работать открыто и честно. У некоторых особо продвинутых бизнесменов в беседе с редактором иногда возникали дополнительные требования к рекламе. Продвинутые, хотели не просто разместить рекламное объявления, им непременно хотелось привязать рекламный текст к журналисту и газете.
- Мы платим за рекламу, а вы вместо объявления, пишете статью на заданную тему с призывом: «Выбери меня! Выбери меня!». Типа, журналист зашел в магазин купил эту хрень и обалдел от радости.
За это рекламное вранье платили уже не только в кассу, но и исполнителю желаний.
Вообще-то, подобные требования рекламодателя должны были насторожить редактора, так как привязка рекламы к газете весьма опасна. У газеты после таких публикаций появлялась моральная ответственность за опубликованный текст перед читателями. Дело в том, что читатели воспринимают журналиста, как человека порядочного, умного, который не обманывает, не "кидает на деньги" и не продается рекламодателям. И если в газете написано, скажем, что рекламируемое сотрудником газеты средство «лечит от облысения», то он покупает его для того, чтобы отрастить на голове копну волос. А рекламное средство - не лечит, потому что оно и не могло ничего вылечить. Это был всего лишь рекламный трюк для того, чтобы спихнуть никому не нужный шампунь.
Формально, редакция в обмане потребителей не виновна. (Где-то внизу – этот обман и безобразие были отмечены звездочкой, жирной точкой или птичкой, что намекало на то, что статья была опубликована на правах рекламы, «за бабки»). Но не каждый читатель станет разбираться с точками и птичками. Прочитал в газете статью журналиста и побежал в магазин.
А теперь, скажите, поверит ли в следующий раз лысый читатель, которого тупо кинули на деньги, зарабатывающему на рекламе журналисту? Не поверит! А раз он не верит тому, что пишет газета, то и читать он ее не станет и от подписки откажется.
Думаю, что дальше разжевывать эту тему не нужно. «Скрытая реклама», на мой взгляд, стала одной из главных причин отказа от подписки не только на «Евпаторийскую здравницу», но и на многие другие издания, публикующие на своих страницах подобные материалы.
А теперь, подведем первые итоги. Получив такое наследство от предшественницы, новый редактор «Евпаторийской здравницы» Александр Джулай должен был с первых дней запретить «скрытую» рекламу и вернуть на страницы газеты критические заметки, статьи, фельетоны. Увы, Александр Джулай не стал ломать негодную практику, и повел коллектив по проторенной дорожке.
Уже при Джулае в газете продолжали публиковать «заказные» статьи. Вначале, «заказуху» печатали под рубрикой: «На правах рекламы», а потом стали прикрывать ее словами «Полемика», «Презентация».
Но, вот беда, «разводить на деньги» читателей стало труднее, и они проголосовали ногами. Не помогла газете и «депутатская подписка», когда депутаты горсовета за свои деньги стали подписывать на «Евпаторийскую здравницу» малоимущих евпаторийцев. Тираж газеты с 1 июля опустился до рекордной отметки. Но самое страшное было не в падение тиража, а в том, что люди уже не верят новому редактору, с именем которого связывали кардинальные изменения. В своих письмах «Крымскому аналитику» читатели пишут, что газета осталась прежней и в ней мало, что изменилось. А это - смертный приговор изданию (Продолжение следует). депутат Евпаторийского горсовета. Крым. Евпатория. "Евпаторийская здравница". Александр Джулай. 2. Машина времени и "Евпаторийская здравница". Как вернуть газету из прошлого в будущее
3. Какой быть городской газете? Светлое будущее "Евпаторийской здравницы"
|