Главная arrow Контакты
17.11.2024 г.
 
 
Главное меню
Главная
О проекте
Статьи, очерки, рассказы
Новости
Советы туристам
Книги Марка Агатова
Рецензии, интервью
Крымчаки Расстрелянный народ
Фоторепортажи
Российские журналисты в Крыму
Коридоры власти
Контакты
odnaknopka.ru/kolyan.cz
Реклама
Лента комментариев
no comments
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Политическая неделя с Александром Форманчуком. Кто придет на смену Джарты в Крыму? Печать E-mail

«Кадры решают все!». Этот знаменитый и избитый постсоветской независимостью сталинский лозунг, похоже, вновь обретает свою актуальность для нашей отечественной политики.

ФорманчукИ создается впечатление, что ее осенние расцветки для Украины подбираются сегодня в Крыму. Во всяком случае, тема преемника Василия Джарты выходит далеко за рамки чисто крымской политики. Прошедшая политическая неделя в автономии отмечена очередным штурмом этой темы. Даже беглый просмотр всех заявлений и публикаций по данному поводу разочаровывает своей поверхностностью и примитивизмом подходов к такой сложной и показательной для Украины проблеме как кадровая. Все журналистские откровения вокруг кандидатуры будущего крымского премьера значительно меняют смысл сталинского лозунга и сводят его к более современному толкованию: «Кадры решают всех!». Именно с этих позиций в крымском информационном пространстве анализируются мотивы поиска новой кандидатуры главы исполнительной власти автономии. Подавляющее число прогнозов зафиксировали начало новой «войны» между крымским парламентом и правительством АРК за кандидатуру будущего преемника Василия Джарты. Причем зафиксировали лишь на основании высказываний Председателя Верховного Совета АРК Владимира Константинова и исполняющего обязанности Председателя Совета министров АРК Павла Бурлакова. Владимир Андреевич на заседании фракции депутатов-регионалов в решении данного вопроса апеллировал к воле Президента Украины, на что Павел Николаевич ответил, что нельзя при этом игнорировать волю руководства Партии регионов. Разницы этих акцентов явно недостаточно для объявления «войны» друг другу, поскольку в том и ином случае все в итоге сводится к воле президента.


И это хорошо понимают как Константинов, так и Бурлаков. И именно это также продемонстрировала их встреча с Виктором Януковичем, который прекрасно осведомлен с природой внутрикрымских политических конфликтов. Поэтому мы в очередной раз столкнулись с привычной для Крыма ситуацией, когда желаемое выдается за действительное. Чтобы обозначить круг желающих представить нынешнюю ситуацию в автономии, как войну внутри правящей команды регионалов, достаточно назвать фамилии тех, кто стоит за тем или иным изданием.

На этом фоне лишь публикация на эту тему Валентины Самар в последнем номере украинского еженедельника «Зеркало недели» подчеркивает серьезность и сложность решения данной кадровой проблемы, как для Крыма, так и для Президента Украины. Эту проблему нельзя сводить только к «войне» между «макеевскими» и «крымскими» за доступ к властному пирогу. Хотя, безусловно, после Василия Джарты внутренние противоречия между ними требуют значительных кадровых коррективов. Причем коррективов на условиях взаимной договоренности.

И вот здесь мы подходим к главной мысли в понимании кадровой проблемы для крымской автономии. Не будем забывать, что крымская автономия возродилась и развивалась в виде парламентской республики. За двадцать лет существования этой республики мы так и не освоили азы парламентаризма в вопросах формирования и контроля со стороны депутатского корпуса Верховного Совета АРК в отношении состава и деятельности Совета министров АРК. При этом за двадцатилетний период мы в Крыму испробовали практически все возможные допустимые и недопустимые варианты парламентского правления. Позволю хотя бы кратко их напомнить.

В так называемый багровский период 1991–1993 годов крымский парламент самостоятельно формировал правительство автономии на основе положений собственной Конституции образца 1992 года. В этом смысле это был самый благоприятный период с точки зрения самостоятельности кадровой политики. При этом Николай Багров умело маневрировал в этих вопросах, используя свой авторитет, опыт и связи в Киеве.

В 1994-1995 годах президент Мешков предпринял авантюрную попытку ликвидации парламентской республики и замены ее на республику чисто президентскую. Известно, чем это закончилось и Киеву удалось полностью установить свой контроль над автономией, оставив ей чисто номинальный статус. Приглашенное Мешковым московское правительство Сабурова оставило лишь «пляжный» след в воспоминаниях крымчан. Впрочем, как и московское время.

В этот же период происходит целая серия «дворцовых» переворотов в крымском парламенте, сопровождавшихся правительственной чехардой.

В 1998–2002 годах Президент Украины Леонид Кучма милостиво «разрешил» спикеру крымского парламента Леониду Грачу восстановить конституционные права автономии на условиях Киева. Одним из таких условий было согласование кандидатуры главы крымского правительства с Президентом Украины. Казалось, что такое безобидное условие не повлияет серьезно на дальнейшую судьбу автономии. Но время показало, что его вполне достаточно, чтобы связать любую попытку кадровой самостоятельности властей автономии.

Тем самым Кучме удалось вернуть крымскую автономию в лоно парламентской республики, умело регулируя взаимоотношения между руководством парламента и правительства. Во всяком случае, все попытки Леонида Грача сформировать в Крыму правление коммунистического «вождя» натолкнулись на жесткое пресечение Киевом. Также как и стремление крымского премьера Сергея Куницына отстранить Грача от крымского «трона». Более того, когда война между спикером и премьером достигла ненужных масштабов, президент разменял своего фаворита Куницына на человека главы президентской администрации Литвина Валерия Горбатова.

Пожалуй, самым благоприятным периодом становления парламентской республики был период 2002–2005 годов, когда во главе автономии был правящий тандем Дейч–Куницын. И опять же нужно подчеркнуть умелое дирижирование этим тандемом президентом страны.

Этот благоприятный период был прерван «оранжевой революцией» и внутренними разборками на властном украинском олимпе между президентом Ющенко и премьером Тимошенко. Этим умело воспользовался Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко, занявший эту должность при помощи того же Виктора Януковича. В обмен на верноподданническое поведение перед Киевом Виктор Ющенко «разрешил» Анатолию Гриценко назначить на должность Председателя Совета министров АРК абсолютно «своего» человека – Виктора Плакиду.

Имея технического премьера, Анатолий Павлович с 2006-го до начала 2010-го года практически единолично «рулил» автономией. Лишь те, кого он выбирал лично, имели доступ к разделу бюджетного пирога. Депутатов крымского парламента от остальных фракций Гриценко «подкармливал» квотным принципом дележа министерских портфелей в правительстве автономии. И это всех устраивало. Многие выдавали это за «высшее» достижение «демократического» развития крымской автономии.

Однако при всех своих плюсах и минусах такая форма «парламентского» правления серьезно деформировала конституционный баланс взаимоотношений Верховной Рады и Совета министров автономии и дискредитировала сам смысл парламентаризма. При этом мы опускаем тему бесконтрольного «дерибана» бюджетных и земельных ресурсов так называемой «командой» Гриценко. Это уже отдельная тема.

Все это имел возможность наблюдать Василий Джарты, когда представлял в Крыму интересы Виктора Януковича на президентских выборах 2010-го года. Поэтому после победы Януковича Джарты провел молниеносную комбинацию по замене высшего руководства автономии и безжалостно обанкротил практически все прежние политические группировки, участвовавшие в дележе крымской власти. Разумеется, сделал он это с непосредственного благословения президента, воспользовавшись конституционными полномочиями автономии.

Сам Василий Георгиевич полностью взял бразды правления в свои руки, заняв должность главы правительства автономии, одновременно являясь лидером крымских регионалов. Последовавшие вслед за этим выборы в местные советы полностью подтвердили правильность такой стратегии и впервые в крымской новейшей истории привели Джарты к единоличному правлению автономией с площади Ленина. Это были действительно 500 дней, которые потрясли Крым. А если кого-то и не потрясли, то, по крайней мере, деморализовали волю к какому-либо сопротивлению.

После безвременного ухода из жизни Василия Джарты стало совершенно ясно, что равнозначной замены ему нет, и созданная им модель правления вновь нуждается в серьезных коррективах. Коррективах, прежде всего, внутри самой правящей группировки крымских регионалов. Естественно, что у кого-то из депутатов-регионалов крымского парламента вновь вспыхнули надежды на допуск к министерским должностям и прочим властным привилегиям. И Владимир Константинов правильно сделал, когда заявил о недопустимости подобных настроений.

Но любые коррективы вовсе не означают неизбежности разборок внутри крымских регионалов. И Константинов, и Бурлаков прекрасно понимают, что Президент Украины не допустит каких-либо разборок внутри подконтрольной ему властной команды, а также будет терпеливо наблюдать за тем, кто и как ведет себя в ситуации после Джарты. В конце концов, Виктора Януковича волнуют в Крыму два принципиальных вопроса. Во-первых, насколько способна «осиротевшая» команда Джарты эффективно продолжать его громко заявленные дела. А во-вторых, насколько крымские регионалы способны работать единой командой, выполняя волю президента по обеспечению нужного результата на парламентских выборах 2012-го года. Поэтому при определении кандидатуры преемника Василия Джарты президент в первую очередь обязан руководствоваться государственными интересами, а затем уже партийными. Хотя на сегодня это практически одно и то же. И будем надеяться, что его меньше всего интересует, кто кому в Крыму должен больше.

В сложившейся ситуации выполнить волю Президента Украины можно лишь при условии возвращения к модели управления автономией на основе эффективного тандема спикер-премьер. Личностные параметры такого тандема и должен определить в ближайшее время Виктор Янукович. Ни одна из кандидатур на пост крымского премьера не сможет претендовать на роль Джарты. Также как депутатский корпус крымского парламента не может претендовать на реванш перед «макеевскими». Двадцатилетний опыт крымской автономии не один раз показывал, что этот путь ведет в никуда. Или в тупик. А тупики, как известно, всегда заканчиваются баррикадами…

Таким образом, природа существования крымской автономии в форме парламентской республики как бы автоматически диктует логику правления, которая исключает противостояние между Верховным Советом и Советом министров АРК. Оптимальным вариантом здесь является правящий тандем двух первых руководителей автономии – спикера и премьера. До сих пор опыт автономии за редким исключением говорит о том, что крымский политикум не дозрел до такого стабильного варианта. И согласование кандидатуры крымского премьера с президентом страны является главным стимулом для такого созревания. Будем надеяться, что на этот раз все заинтересованные лица в определении кандидатуры преемника Василия Джарты правильно выучат домашнее задание, предложенное Президентом Украины, и успешно перейдут в очередной разряд высшей политики.

Ну а начинающему политику сегодня будет такой совет: не следует читать задние мысли на месте их возникновения.

Источник КИА
Фото КИА

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.25 Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
« Пред.   След. »
Нравится
     
 
© Agatov.com - сайт Марка Агатова, 2007-2013
При использовании материалов
указание источника и гиперссылка на http://www.agatov.com/ обязательны

Rambler's Top100