В Симферополе в Русском культурном центре прошла презентация книги – сборника статей «Соборное мнение о Мазепе». Презентацию издания проводил автор-составитель сборника историк, член Союза писателей России Виктор Шестаков и крымский политолог, заместитель директора по науке украинского филиала Института стран СНГ Анатолий Филатов. Как рассказал на презентации Виктор Шестаков, идея создания данной книги родилась еще в 2008 году, после выхода в России в издательстве «ЖЗЛ» книги Татьяны Таировой-Яковлевой «Мазепа». «Горький задумывал эту серию книг с иными концепциями, но так или иначе, увы, попал туда Иван Степанович Мазепа. Я как представитель Полтавы в 2009 году вкусил прелесть тогдашнего «мазепенства» и идея создания книги – как-то адекватно ответить на тот вал информации, который шел со стороны государственной власти и со стороны официальной украинской историографии и, увы, отдельных историков Российской Федерации, та же Таирова-Яковлева, Возгрин, Афанасьева. Эта идея не давала нам покоя, и вышло так, что в январе мы сидели с Юрием Погода – полтавским писателем и решили, что пора рвануть в таком формате – Соборное мнение», – рассказал Виктор Шестаков. Изначально, по словам автора, книга задумывалась как «соборное мнение историков», но с приходом информации от историков с России, Украины и других стран, «появилась идея создать книгу в формате Соборное мнение в целом».
«В эту книгу вошли мнения наших современников, как историков профессиональных, так историков любителей – публицистов, литераторов, культурологов. Изюминка книги?! Без ложной скромности скажу, что неудивительно, что в той информационной войне между традиционной и нетрадиционной историей (это как есть секс традиционный и нетрадиционный, так вот нынешняя украинская историография представляет собой некую нетрадиционность). Вот в сопротивление этому до сих пор не был найден формат соборного мнения, когда на некоторые вопросы истории отвечает большинство, причем авторитетное большинство. В данном случае фигура Мазепы действительно настолько интересная, разнообразная и нехарактерная, что имя Мазепы упоминали очень-очень многие, действительно авторитеты – историки XVIII-XIX веков, советские историки – историки с мировым именем, чьи исследования не поддаются сомнению. Поэтому первый раздел мы назвали «Авторитеты прошлого»», – пояснил автор.
Помимо этого, отдельные разделы книги посвящены «главному подвигу Мазепы – иудиному подвигу и придание его анафеме», а также развенчанию мифов о Мазепе, которыми пытаются «скрыть его главный «подвиг» – иудин подвиг, предательство, предательство тотальное на протяжении всей его жизни, нарушение клятв, присяг и так далее». «Мы ставили задачу ответить на все мазепенские мифы, которые существуют на сегодняшний день. Дело в том, что Иван Степанович Мазепа, на мой взгляд, это не столько историческая фигура и персоналия, сколько политическая технология. Время показывает, что на каждом необходимом для наших идеологических оппонентов этапе имя Мазепы вытягивается, шлифуется, приводится в гламурный вид и преподноситься с совершенно разных позиций и эти позиции настолько популяризируются сегодня, особенно в совершенно запутанном сознании Мазепа – это либо герой, либо не совсем герой, а некая достаточно интересная фигура. Мы видим, что эта технология действует на то, чтобы ничтожество превратить в нечто серьезное», – отметил Виктор Шестаков.
По мнению политолога Анатолия Филатова, «тема Мазепы для любого русского человека является очень важной и значимой». «Меня этот образ привлек с философской, социально-психологической стороны. Как мне кажется, сама история Украины очень похожа на Мазепу и вне зависимости от степени наших верований мы все-таки должны видеть в некоторых жизненных ситуациях Божье предзнаменование. Может, Мазепа и был послан для южнорусского народа как своеобразное предостережение. Его повадки, вся его жизнь говорит о том, что это действительно дьявол во плоти: фигура импульсивная, какая-то черная энергия, которая вырывалась из Мазепы и практически всем окружающим приносила несчастья», – заявил Анатолий Филатов.
Мифом, граничащим с бредом, эксперт назвал и заявления о европейском векторе Мазепы. По его словам, Мазепа не мечтал о независимой Украине, как это пытаются представить, а попросту «искал нового хозяина, более сильного хозяина, замечая упадок сил прежнего хозяина, на которого он опирался». По его мнению, само современное украинство, «похоже на мезепинство и Мазепу вообще». «И мы наблюдаем это сейчас. Украина все время ищет силу, Советский Союз распался, начали искать – Европа, США. Вот само украинство в этом смысле мыслит не духовными категориями, оно пытается решать сугубо прагматические, брутально-витальные потребности за счет обмана и предательства, отрываясь от своего собственного лона, как Мазепа отрывался от православия, так и украинство отрывается от Русского мира, противопоставляя себя Русскому миру, тем самым противопоставляя своей собственной социогенетической сущности», – подчеркнул Анатолий Филатов. И таким образом, по его мнению, Мазепа является своего рода предостережением нынешней Украине «к чему приводят попытки найти «крышу», силу, убежать из родного дома и найти счастье под чужой крышей».
«Эта книга очень много делает для того, чтобы люди просто-напросто задумались, она адресована не только тем, кто не сомневается в предательстве Мазепы, эта книга в первую очередь должна быть адресована в первую очередь тем, кто находится в украинском заблуждении, в плену украинства, потому что эти люди будут читать и просто задавать себе вопросы. Книга несет правду тем, кто находится в плену украинства», – резюмировал политолог.
Презентация книги пройдет и в других городах Украины. Кроме того, организаторы издания «Соборного мнения о Мазепе» надеются, что в скором времени выйдет и второе издание сборника.
© 2011, novoross.info, «Новоросс.info - информационный портал». Фото: В Симферополе презентовали Соборное мнение о Мазепе. Фото novoross.info
|