Москвичи продолжают тонуть, даже несмотря на улучшение качества пляжей.В минувшую субботу глава МЧС России Владимир Пучков посетил поисково-спасательную станцию «Левобережная» на канале им. Москвы. Готовностью и оснащением спасателей, работающих на водных объектах, министр остался доволен, но данные, касающиеся числа утонувших в первые полтора месяца купального сезона, он тем не менее счел тревожными. Случаи гибели на столичных водоемах – по-прежнему не редкость, невзирая на принятые меры безопасности. Кто или что всему виной помимо, конечно же, алкоголя, попытались разобраться «НИ». Купальный сезон на столичных водоемах в этом году начался раньше, чем обычно, – 15 мая. Как сообщили НИ в управлении информации МЧС России, за полтора месяца в Москве было зарегистрировано 37 происшествий на водных объектах, в которых погибли шесть человек. Всего с начала года в столице утонули 18 человек, а в Московской области – 16. «Это нехорошие цифры», – прокомментировал такую статистику «НИ» глава Московской городской поисково-спасательной службы (МГПСС) Василий Марьян. Вообще статистика за последние годы говорит о заметном снижении в столице числа инцидентов на воде: если в 2007 году МЧС зафиксировало 598 таких происшествий, то в 2011-м – 262. В 2006 году в Москве утонули 192 человека, в 2011-м – 85. Сейчас в среднем на каждого утонувшего москвича приходится примерно пятеро спасенных. Что касается текущего года, то в целом по стране за период с 15 мая по 23 июня погибли 593 отдыхающих на воде. Это примерно на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Обнадеживающую тенденцию чиновники связывают с неплохой оснащенностью поисково-спасательных станций (ПСС) и с хорошей подготовкой спасателей. Заместитель начальника московского управления Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Андрей Печенин назвал «НИ» уровень оснащенности столичных ПСС высоким: «На каждой станции есть три-четыре разнотипных плавсредства: это водолазные боты, моторные спасательные лодки, суда на воздушной подушке, гребные лодки, даже гидроциклы. Техники очень много, и спасатели весьма и весьма хорошо подготовлены и аттестованы».
Заместитель начальника МГПСС по техническому и материальному обеспечению Леонид Кунец рассказал «НИ», что в этом году на большинстве московских ПСС заработали камеры видеонаблюдения. С их помощью при необходимости можно организовать оперативную видеоконференцию. «Кроме того, мы закупили новые телеуправляемые подводные аппараты для обнаружения пострадавших, водолазное оборудование, эхолоты (устройства для исследования рельефа дна. – «НИ»)», – поделился с «НИ» г-н Кунец. Наш собеседник оговорился, что дорогостоящая техника есть только на станциях, контролирующих водоемы (где разрешено купаться), а также самые посещаемые из «нелегальных» пляжей. Начальник столичной поисково-спасательной станции «Левобережная» Александр Рябцев на недостаток техники также не жалуется: «Вот закупили новые костюмы, в которых спасатель держится на плаву и может пользоваться руками, даже если кого-то тащит на себе», – рассказывает г-н Рябцев «НИ». А Василий Марьян в беседе с «НИ» отмечает, что стандартный экипаж рабочей бригады ПСС (два водолаза и судоводитель) скоро может быть расширен до пяти человек: к ним присоединятся еще один водолаз и диспетчер.
Председатель московской региональной общественной организации профилактики и спасания на водах (РООПСВОД) Геннадий Дерюгин заметил «НИ», что «те возможности, которые у МЧС сегодня есть, они используют хорошо».
Г-н Дерюгин рассказал, что у 150 московских волонтеров РООПСВОД с сотрудниками МЧС «полное взаимопонимание», а руководство министерства даже обещало добровольческой организации помочь с решением материальных трудностей, которые ее в последнее время преследовали. К слову, специалисты Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД, отделением которого является РООПСВОД) на сайте организации рекомендуют отправляться на пляж с приколотой к плавкам или купальнику английской булавкой, чтобы при необходимости снять судорогу, уколов сведенную конечность.
Сейчас пригодными для купания признаны девять зон отдыха (изначально их было 11, однако два были закрыты после очередной проверки Роспотребнадзора 21 июня): «Левобережная» и комплекс «Бич Клаб» на севере столицы, озера Мещерское и Белое, пляжи Серебряный бор-2 и Серебряный бор-3 (на западе), а также Школьное озеро, озеро Черное и Большой городской пруд (три последних находятся в Зеленограде). Еще на 35 пляжах можно только загорать.
Чтобы проверить, действительно ли московские пляжи становятся безопаснее, корреспондент «НИ» обошла несколько из них. Оказалось, что утонуть там и впрямь довольно проблематично, если, конечно, следуешь всем инструкциям. И на Левобережном пляже, и на трех пляжах в Серебряном Бору, и на Тропаревском пруду мы заметили предупреждающие таблички с правилами поведения, буйки, ограничивающие безопасную для купания зону, дежурящие бригады спасателей на вышках ПСС и в лодках, открытые и работающие медпункты. (Отметим, что Левобережный пляж мы посетили за день до визита министра, а Серебряный Бор – в дождливую погоду, когда отдыхающих там почти не было). Все необходимые условия были созданы даже на Большом садовом пруду, который, как признался «НИ» руководитель пляжа Захид Уразбахтин, уже много лет не выдерживает бактериологической и физико-химической экспертиз и признается негодным для купания. Медсестра Левобережного пляжа Галина Григорьева рассказала «НИ», что утопающих ей за годы работы спасать не доводилось: отдыхающие страдают в основном от порезов, ушибов и тепловых ударов. Назим Абидов, работающий на Большом садовом пруду, добавил к этому списку «диагнозов» повышенное давление у пожилых людей и признался, что тонувших и спасенных никогда не откачивал.
Ответ на вопрос, откуда в таком случае берутся утопленники, очевиден из статистики МЧС, касающейся причин гибели на воде: порядка 95% погибших находились в состоянии алкогольного или иного опьянения. При этом 4% утонули в разрешенных для купания водоемах, семь – в неразрешенных, 89 – в «иных зонах». Как разъяснили «НИ» в управлении информации МЧС России, «иные зоны» отличаются от неразрешенных для купания тем, что последние чаще всего представляют собой водоем, просто не прошедший экспертизы Роспотребнадзора. Как правило, там есть предупреждающие знаки, буйки, часто есть поисково-спасательная станция, а если нет – водоем регулярно посещают патрули МГПСС. «Иная зона» же никак для отдыхающих не приспособлена. Заместитель начальника МГПСС по материально-техническому обеспечению Леонид Кунец сообщил «НИ», что в Москве всего 23 поисково-спасательные станции, а водоемов – около 400, и охватить их все «невозможно физически». Г-н Марьян же пообещал «НИ» увеличить число ПСС: еще 10 станций, по его словам, появятся в «совершенно новых местах». Штата МГПСС на 10 новых бригад должно хватить: в ее рядах сейчас служат 358 спасателей.
С инициативой штрафовать за купание в неположенных местах выступали в последний год законодательные собрания Красноярска (его жители рискуют заплатить за купание в необорудованном месте 500–1000 рублей, как за нарушение общественного порядка), Воронежа (100–150 рублей), Калининграда (2–5 тыс. рублей). Последняя подобная идея возникла в Санкт-Петербурге – в минувшую пятницу городская администрация одобрила законопроект, содержащий соответствующую поправку к местному закону об административных правонарушениях. Для физических лиц купание в неположенном месте может «вылиться» в 500–1000 рублей штрафа в городской бюджет, а для организаций, устроивших корпоратив на берегу запрещенного пруда, – в 2–4 тыс. рублей. Московские и тем более федеральные власти к таким мерам пока прибегать не спешат: «Наше дело – провести необходимую водолазную проверку и установить предупреждающую табличку», – заявили «НИ» в управлении информации МЧС России.
По мнению начальника ПСС «Левобережная» Александра Рябцева, нелегальные пляжи привлекают отдыхающих возможностью беспрепятственно пить спиртные напитки, что на «официальных» пляжах делать нельзя: «До прошлого года мы разрешали пиво, теперь запрещаем и его, – отмечает г-н Рябцев. – У нас тесный контакт с органами внутренних дел, и, увидев в кустах на берегу веселую компанию, они заходят с земли, мы – с воды, и вместе мы принимаем меры для того, чтобы люди прекращали пить». Глава МГПСС Василий Марьян считает, что за решением искупаться в запрещенном месте стоит обыкновенная невнимательность и равнодушие: «То, что люди хотят спрятаться от жары в воде – вполне естественно. То, что они при этом не читают табличек – тоже. Мы это понимаем и стараемся контролировать и запрещенные водоемы».
А вот москвичка Марина Куницкая, например, выбрала для купания запрещенную Строгинскую пойму вполне сознательно. «На ближайших легальных пляжах чаще всего очень грязно», – считает женщина. Ее слова подтверждает усеянный окурками берег Большого садового пруда, который, по словам руководителя пляжа Захида Уразбахтина, находится на балансе Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева.
По словам Василия Марьяна, за очистку территории пляжа от мусора, в том числе и обнаруженного на дне, отвечает собственник. Чаще всего это муниципальная власть. «Водолазное обследование на предмет качества дна и обнаружения опасных течений, холодных ключей и водоворотов проводит МГПСС, а вот следующий этап – водолазная очистка – уже на совести балансодержателя», – разъясняет г-н Марьян. По его словам, мусор становится второй по распространенности после опьянения причиной гибели в водоеме. «Как правило, это строительные отходы, бутылки, остатки гидротехнических сооружений. За осенне-зимний и весенний период нагоняет, как правило, очень много подобного». Василий Марьян добавил, что подобные водолазные проверки проводятся несколько раз за сезон. Следующая, по его словам, завершится к 15 июля. Глава МГПСС опасается, что эту экспертизу не пройдут более половины разрешенных сейчас водоемов. МАРГАРИТА АЛЕХИНА, «Новые Известия» В КРЫМУ НЕТ ЕДИНОЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА МОРЕ
В минувшую субботу в Крыму было объявлено штормовое предупреждение. На полуостров обрушились штормовой ветер, град, ливни. Купаться в такую погоду небезопасно даже на песчаных пляжах Евпатории (запад Крыма), не говоря уже о пляжах Южного берега, где дно покрыто галькой, камнями и бетоном. Там чаще всего погибают от травм, полученных во время купания. Об этом говорит статистика МЧС Крыма. Только с 1 июня 2012 года на воде погибли 13 человек, четыре из них утонули во внутренних водоемах, девять – в море. Всего же с начала года в крымских водоемах, в акваториях Азовского и Черного морей погибли 26 человек. Среди погибших и получивших серьезные травмы на пляжах есть и граждане России. Недавно на побережье возле пляжа «Коралл» (поселок городского типа Симеиз) в воде было обнаружено тело 27-летнего россиянина. Сотрудники МЧС утверждают, что в своей гибели этот турист виноват сам, так как купался в неприспособленном месте.
Однако и приспособленность пляжа для отдыха с купанием – не гарантия того, что спасатели вовремя заметят утопающего и смогут оказать ему квалифицированную помощь. 22 июня этого года около 15.00 на территории пляжа санатория «Алмазный» в Евпатории утонул мужчина. Спасатель санатория извлек из моря на берег уже бездыханное тело человека, личность которого пока не установлена. А часом раньше в МЧС поступило сообщение о том, что на пляже евпаторийского пансионата «Планета» мальчик 2005 года рождения, приехавший в Крым из Екатеринбурга, съехал с надувной горки, пришвартованной у берега, и ударился о песок. С тяжелой травмой головы и позвоночника ребенка отвезли в больницу. Кроме детей и тех, кто не умеет плавать, в сводки происшествий часто попадают любители позагорать в море на надувных матрасах. 16 июня четырех отдыхающих подобным образом унесло в море на расстояние 1,5 км от берега. Тогда отправившихся в свободное плавание туристов удалось спасти: их доставили к берегу живыми и невредимыми.
Отдыхающие на море туристы чаще всего гибнут из-за употребления спиртных напитков на пляжах и плохого контроля над ситуацией со стороны спасателей. В Крыму нет единой спасательной службы на море, на каждом пляже этим занимаются матросы-спасатели здравниц, оздоровительных лагерей и сотрудники частных пляжей. Они, конечно, проходят специальную подготовку, но к своим обязанностям часто относятся с прохладцей. Поэтому в море туристы должны надеяться прежде всего на себя. И главный совет, который дают сотрудники МЧС, – никогда не плавайте в одиночестве, особенно если не уверены в своих силах, и не употребляйте спиртного на пляжах.
Марк АГАТОВ, Евпатория
ПЬЯНЫЕ НЕМЦЫ НЕРЕДКО ГИБНУТ НА ВОДЕ, ПРОВОДЯ ОТПУСК В ЖАРКИХ СТРАНАХ
Согласно статистике, число утонувших в водоемах Германии год от года сокращается. Так, в 2011 году утонули 410 человек, что на 6,4% меньше, чем в 2010-м. Хотя президент Немецкого общества спасения Клаус Вилькенс ставит уменьшение числа гибнущих во время купания в заслугу не столько подведомственной ему службе, сколько неподведомственной ему холодной и дождливой погоде. Свою позицию он объясняет тем, что прошлым летом июнь и август были достаточно жаркими и, соответственно, в эти два месяца утонуло одинаково большое количество человек – по 106. А июль выдался холодным и дождливым, вот и число утопленников оказалось относительно небольшим – 34 человека. В 2010 году в Германии утонули 33 ребенка. В 2011-м меньше – 22. Примечательно, что в пьяном виде немцы, как правило, гибнут не в Германии, а находясь в отпуске в жарких странах: «отрываются», и иногда это кончается печально. Недавно по немецкому телевидению показывали репортаж с какого-то пляжа в Германии, где отдыхающие поняли, что человек утонул, и забили тревогу, поскольку к расстеленному на берегу полотенцу и оставленной одежде никто не возвращался даже тогда, когда начало темнеть. Камера оператора показала бутылку из-под пива и обложку книги... на русском языке. Из всех гибнущих при купании обычно три четверти составляют те, кто плавал в водоемах, где нет станций службы спасения. Но на всех пользующихся популярностью пляжах они, как правило, есть. Все спасательные станции в Германии принадлежат Немецкому обществу спасения, объединяющему свыше двух тыс. структур. Созданное в 1913 году общество сегодня насчитывает более 900 тыс. членов, являясь одним из крупнейших в мире. Общество спасения на водах контролирует свыше пяти тыс. пляжей и мест купания. Во время купального сезона дежурные пловцы, в распоряжении которых находится вся необходимая техника и спасательное снаряжение, постоянно наблюдают за купающимися в мощные бинокли. Все пловцы трудятся на спасательных станциях лишь в летние месяцы, параллельно с основной своей работой. Все они физически выносливые люди, прошедшие специальную спасательную подготовку и сдавшие экзамены, подтверждающие их квалификацию. В прошлом году корреспондент «НИ» стала невольным очевидцем одной из таких спасательных операций. На озере Кузее в Аугсбурге (в переводе его название означает «Коровье озеро») утонул человек. Весь пляж был оцеплен полицией. Под воду спустилась бригада водолазов, вокруг места ЧП курсировали быстроходные моторные лодки, над озером барражировал вертолет. Наготове стояла большая реанимационная машина – оснащенный всем необходимым оборудованием фургон. В спасательной операции было задействовано несколько десятков человек. Работали слаженно, четко. Каждый выполнял свои функции, никого не дублируя и не мешая другим. К сожалению, когда со дна озера подняли утопленника, спасать его было уже поздно. Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен 25 Июня 2012 г. "Новые известия" Москва. Россия. Фото Марка Агатова. Крым. Евпатория.
|