Третья персональная фотовыставка Марка Пурима «Крымчане глазами старого крымчака». Накануне открытия Дней крымчакской культуры мы встретились с заместителем председателя Крымского республиканского общества крымчаков «Кърымчахлар», депутатом Евпаторийского горсовета, заслуженным работником культуры АРК, журналистом, писателем и фоторепортером Марком Пуримом. Марк Пурим в Евпатории больше известен под своим литературным псевдонимом Марк Агатов. Он автор двух десятков романов, повестей, рассказов. По мотивам повести Марка Агатова «В паутине смерти» в девяностых годах на киностудии имени Горького в Москве был снят художественный фильм «Игра на миллионы». Сегодня Марк Агатов завершает работу над своей новой книгой «Код страха Маркуса Крыми». А в Москве идут переговоры о съемках многосерийного фильма по произведениям нашего земляка. Еще одно увлечение Марка Пурима – фотография. Его часто можно увидеть с фотоаппаратом в руках на улицах города, на пляжах и на городских мероприятиях. Фотовыставка в музее «Крымчане глазами старого крымчака» – третья персональная фотовыставка евпаторийца.
- Мы знакомы с тобой уже ни один год, хорошо знаем, друг друга, и я предлагаю поговорить не о том, что произойдет в воскресенье в Евпаторийском краеведческом музее, а о твоих романах и фотографиях. А разговор начнем с нового бренда Марка Агатова – «старый крымчак». Если честно, то у меня б язык не повернулся такими словами назвать свою выставку: «Крымчане глазами старого крымчака».
- Тебя смущает слово «старый»?
- Мужчина не должен признаваться в том, что он уже старый.
- Я с тобой согласен на сто процентов. Мужчине столько лет на сколько он выглядит, и он должен делать все возможное, чтобы не потерять физическую форму. И если ты в свои 65 - выглядишь на полтинник и чувствуешь себя молодым, то и лепить к своему имени слово «старый» не имеешь право. Но есть и другое понятие. У моего народа словосочетание «старый крымчак» воспринимается, как «мудрый крымчак», человек который долго живет на этой земле, много видел, много знает и к его советам стоит прислушаться.
- Если следовать твоей логике, и ставить знак равенства между словами «старый» и «мудрый» то тогда будет не так обидно. А слабо было назвать выставку «Крымчане глазами мудрого крымчака»? Но это так, игра слов. Хотя хитрость в этом названии есть. Слово «старый крымчак» заставляет человека обратить внимание на автора и порассуждать о том, старый он или еще не очень. Особенно женщины любят поговорить на эту тему. Но Бог с ним со старым и мудрым крымчаком. Давай поговорим о фотографии. В евпаторийскую фототусовку несколько лет назад ты буквально ворвался «персональной фотовыставкой», выставив в музее 77 своих фотографий. Вообще-то, начинающие фотографы ведут себя скромнее. - Говорить о том, что я – начинающий фотограф было бы не правильно. Фотографией я занимаюсь с детства, другое дело, что цифровой камерой начал снимать не так давно. И тут многому пришлось учиться заново. Современный фотоаппарат дает фотографу новые возможности для съемки. Поставил на автомат фотоаппарат и думаешь только о том, как выстроить кадр, поймать самый интересный момент в жизни человека. - Раз мы уже заговорили о фотографии, скажи, только правду, кем ты себя считаешь: профессиональным фотографом, фотохудожником, фотолюбителем? - Скорее, фоторепортером. Для меня в фотографии слово фотохудожник начинается от слова художник. Это особые люди, работами которых можно только восхищаться. Фотохудожник – это особый художественный взгляд на мир. В Евпатории я знаю одного фотохудожника, работы которого всегда удивляют зрителя. А вот, имя его называть не буду, потому что читатели «Крымского аналитика» и без моих оценок, считают этого человека настоящим ФОТОХУДОЖНИКОМ. Я не могу себя отнести и к профессиональным фотографам. Потому что профессионал зависит от клиента и работодателя и вынужден ретушировать и приукрашивать заказчика. Подобную работу я никогда не делал, и учиться этому искусству не собираюсь. Себя же я ощущаю простым фоторепортером, который при помощи фотоаппарата пишет фото историю своего города. - А теперь, давай поговорим о том, как ты работешь. Твою спину, сфотографированную с разных точек и в разных местах, уже можно вносить в книгу рекордов Гиннеса. Большинство наших коллег и телеоператоров готовы тебя убить за то, что твоя спина часто попадает к ним в кадр. Это что неуважение к другим или особая манера работы фоторепортера?
- Для того чтобы сделать уникальный снимок, который будет не стыдно показать друзьям, и опубликовать в Сети, нужно быть «интеллигентом в первом поколении» и иметь хорошее зрение, чтобы увидеть тот самый кадр, который поразит зрителей на выставке. Но мало, его увидеть, надо еще и подскочить к объекту на такое расстояние, чтобы этот кадр состоялся. Кроме этого, фоторепортер должен быть типом самоуверенным и наглым.
Последний термин требует пояснений. Если я увидел «свой кадр», то меня уже никто не остановит во время съемки. Отсюда и самая снимаемая в Крыму спина. Но наглость требуется от фотографа не только во время съемки, но и при обработке фотографии. Приведу пример. Фотографирую женщину, которая размахивает «баварской сосиской» во время разговора с мужем пьющим пиво. Делаю серию снимков и в итоге – вижу на экране монитора два кадра ни о чем, а вот на третьем выражение лица женщины, более характерное для нее, чем на первых двух. Во всяком случае, я прихожу к такому выводу. И вопрос, какой снимок пойдет на мою выставку, решен в пользу третьего кадра, который, наверняка, вызовет интерес у зрителей и… негодование у героини этой фотографии.
- Тут ты прав. Женщина всегда хочет видеть себя красивой, а этот снимок для нее будет неожиданным и необычным.
- Но это и есть правда жизни.
- Ходят слухи, что из-за женщин – депутатов ты перестал брать фотоаппарат на сессию горсовета? Это правда или вранье.
- Дело тут не столько в моих коллегах, а в самом зрительном зале школы искусств. Там очень трудно сделать хороший снимок. Не знаю, как поступают другие фотографы, но я большую часть фотографий, сделанных в этом зале, отправляю в корзину.
- А где самое лучшее место для фотографа в Евпатории?
- Для меня – это читальный зал библиотеки имени А.С.Пушкина. Там мне удалось сделать весьма интересные портреты моих знакомых. Многие из этих работ можно будет увидеть и на фотовыставке.
- Читальный зал библиотеки имени Пушкина действительно уникален для фотосъемки в Евпатории. Во многом – это зависит от света. А теперь, вопрос на засыпку. Скажи, только правду, какую сверхзадачу ставит перед собой фоторепортер Марк Пурим, доставая фотоаппарат.
- Я хочу показать «Живого евпаторийца», «Живого крымчанина». Цифровая камера позволяет делать за одну сессию от пятисот до тысячи фотографий. При таком обилии фотоматериала можно найти 1-2 действительно классных фото.
- Марк, за тобой замечен еще один грех. Кроме самой популярной среди фотографов и видеооператоров спины Марка Пурима, профессионалы «заклеймили» тебя за то, что ты снимаешь фотографии для выставки … мобильным телефоном. Это что пижонство или необходимость.
- Есть ситуации, когда невозможно вести съемку фотоаппаратом. В последний теплый день октября загораю на пляже и вдруг вижу, идет по воде мужчина с ребенком пристегнутом к груди. Обгоняю его, на ходу снимая телефон с блокировки. Резко останавливаюсь и делаю вид, что снимаю пляж и море, и пока он не обращает на меня внимания – делаю фото мужчины с ребенком. В этот же вечер, фото отправляю в социальные сети, а там десятки лайков и восторженные отклики читателей. Но, это еще не все. Этот снимок теперь украсил и мою персональную выставку в Евпатории.
- Действительно, снимок необычный и вытянуть его для выставки с телефона было непросто. А теперь, скажи, что это за особый взгляд на окружающий мир «глазами старого крымчака». Есть ли правда в твоем заголовке? Неужели русский или украинец снимает как-то иначе, чем крымчак или, скажем, караим, крымский татарин.
- Разница есть. Вы сравните работы фотографов разных национальностей и поймете, что у каждого из них есть свой особый взгляд на окружающий мир. Лично мне интересно снимать детей в национальных костюмах, когда они непринужденно общаются друг с другом. Я считаю своей удачей фотоснимок «танцующего караима». Это фото может рассказать намного больше о народе, чем десяток постановочных фотоснимков. Или уличный художник с портретом в руках. Я много раз проходил мимо этого художника и однажды увидел «свой» кадр, который, как мне показалось, раскрывает не только человека, но и его профессию, его судьбу.
- Марк, давай раскроем еще одну тайну. Эта выставка тобой была задумана в Одессе, в клинике Филатова во время операции на глазах.
- Действительно, у меня были серьезные проблемы со зрением. Я лежал на операционном столе и пообещал себе, если врачи спасут зрение, то я обязательно сделаю свою персональную выставку. И я выполнил это обещание. Почти половина фотографий, которые вы увидите на этой фотовыставке, была сделана уже после операции на глазах. Там же в клинике Филатова, я начал писать свой новый роман «Код страха Маркуса Крыми». И сегодня, пользуясь, случаем, хочу поблагодарить моего друга и коллегу по депутатскому корпусу Якова Гальперта, который буквально заставил меня отправиться в Одессу и пройти лечение в клинике Филатова. А насколько эффективно работают там доктора, каждый сможет увидеть своими глазами, побывав на моей персональной фотовыставке «Крымчане глазами старого крымчака».
С Марком Пуримом беседовал Юрий Теслев.
Крым. Евпатория. Третья персональная фотовыставка Марка Пурима «Крымчане глазами старого крымчака». 7:40 12.10.2012
Напоминаем, торжественное открытие третьей персональной фотовыставки Марка Пурима (Агатова) состоится 14 октября 2012 года в 13 часов в Евпаторийском краеведческом музее. Выставка работает ежедневно, кроме среды и субботы с 10 до 16 -30. Вход свободный.
|