История о том, как вещи семьи евпаторийского сапожника Хондо стали музейным экспонатом. Доклад зав. отделом городского краеведческого музея Татьяны Гурьяновой "Из истории крымчаков".Особенностью Автономной Республики Крым является многонациональность ее населения. В настоящее время на территории полуострова проживают представители более 125 национальностей и народностей. Одно из приоритетных направлений работы Евпаторийского краеведческого музея – работа по сохранению, изучению и экспонированию предметов традиционной культуры различных народов. Музей с 1999 г. является инициатором проведения в городе фестивалей творческих коллективов национальных обществ, праздников культур народов, проживающих в городе. В музее проводятся выставки, торжественные вечера, чтение лекций, научные конференции, которые способствуют пропаганде этнической истории и культуры народов. В начале 2000-х гг. музей стал заниматься изучением вопроса истории крымчакской общины г. Евпатории. И первым результатом этой работы было открытие в 2002 г. раздела постоянной экспозиции музея, освещающей историю крымчакского народа, которая стала первой, среди краеведческих музеев Крыма. Большую помощь в формировании коллекции музея и создания экспозиции оказывали: Марк Исаакович Пурим, Михаил Захарович Пиастро, Давид Абрамович Вейнберг, которые передали документы, фотографии, вещи из личных коллекций. В последующие годы музей продолжал научно-исследовательскую работу в Государственном архиве в АРК (г. Симферополь), где сотрудниками был изучен целый ряд интересных документов по истории крымчаков Евпатории. Это позволило определить здание, в котором с 1908 по 1930 гг. располагался крымчакский молитвенный дом, локализовать переулок, в 1930-е гг. носивший название Крымчакский, существенно пополнить раздел экспозиции музея новыми интересными экспонатами по теме «История крымчакской общины Евпатории».
И сегодня музей подготовил небольшое, но очень ценное дополнение в экспозицию, посвященное представителям крымчакской фамилии Хондо, проживавшим в Евпатории. Представленные предметы – вещи, документы, фотографии, были переданы музею Борисом Николаевичем Казаченко, сотрудником Московского Государственного университета. Борис Николаевич, происходит из крымчакской семьи Хондо. Мать его, Серафима Иосифовна, родилась в Евпатории, в семье потомственного сапожника Хондо Иосифа Яковлевича (1889-1969 гг.), переехавшего в наш город из Карасубазара в начале 1900-х гг. Хочется отметить, что Серафима Иосифовна, была первой женщиной-врачом, среди крымчаков. Семья Хондо проживала в г. Евпатории по Крымчакскому переулку до 1936 г. Так, по крупицам, собирая историю отдельных крымчакских семей, мы углубляемся в историю самого народа. Раскрываются новые ранее неизученные страницы истории Евпатории, истории древнего крымчакского народа, находящегося сегодня на грани исчезновения и оставившего свой след и на нашей евпаторийской земле. Крымчаки – это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся в Крыму, со своей самобытной, уникальной, культурой, богатой этнической историей, насчитывающей почти 500 лет. До XIX века крымчаки компактно проживали в Карасубазаре (ныне г. Белогорск) и Кафе (ныне г. Феодосия), занимаясь преимущественно ремеслом. Во второй половине XIX в. в крымских городах появляются крымчакские общины, где они занимались ремеслом и мелкой торговлей. В этот период крымчаки появляются и в Евпатории. За неимением своего молитвенного дома («къаала») они посещали городскую синагогу. В Северо-Западном Крыму, в 1843 г. была основана земледельческая крымчакская колония Роатлы-кой». Однако история этой колонии была непродолжительной. В годы Крымской войны 1853-1856 гг. поселение было разорено, жители его были высланы в Карасубазар. В 1913 г. в Евпатории проживало 272 крымчака. В этот период в городе начинает действовать Общество вспомоществования нуждающимся крымчакам-евреям в г. Евпатории «Гемелас-Хесед», целью которого было поставлено улучшение материального положения крымчаков города путем предоставления им беспроцентных ссуд и безвозвратных субсидий. В 1908-1930 гг. в городе действовал крымчакский молитвенный дом, закрытый постановлением Президиума ЦИКа Совета Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Военморских Депутатов Крымской АССР от 5 ноября 1930 г. В 1930-е гг. в городе действовали сапожная и шапочно-фуражная мастерские, организованные Евпаторийским крымчакским обществом Взаимопомощи. Мастерские располагались в здании по ул. Морской, 15 (ныне ул. Караева). В 1940-е гг. крымчакскому народу был нанесен непоправимый удар. За время оккупации Евпатории, фашисты осуществили геноцид крымчаков. Было уничтожено до 80% крымчаков, в основном стариков женщин и детей, что стало началом не только физического, но этнического угасания общности (по данным переписи 2001 г. в Украине проживало 406 крымчаков, из них в Евпатории – 14). Поэтому, ввиду малочисленности крымчаков, так важно сегодня изучение и сохранение культуры и истории этого уникального народа. 13:57 15.10.2012 На фото Татьяна Гурьянова. Фото Марка Агатова. Евпатория. Крым. Евпатория. Дни крымчакской культуры в Евпатории.
|