Радикальные религиозные организации полуострова вербуют наемников среди молодежи. Отголоски сирийского конфликта, который перешел в вооруженное противостояние еще в 2011 году, докатились и до Крыма. Предположения о том, что в гражданской войне участвуют и молодые парни из крымских татар, к сожалению, подтвердились печальным известием из Сирии о смерти 20-летнего Абдуллы Джеппарова. Репортер «Сегодня» побеседовал с его другом и узнал подробности трагедии. «Мы вместе гуляли, развлекались, как обычная молодежь. А потом Абдулла с головой ушел в религию — около двух лет назад, когда начал общаться с религиозными ребятами из партии «Хизб ут-Тахрир», — рассказал нам Муртаза, друг погибшего парня. — Изначально у них преподавались религиозные науки, потом они перешли к физической подготовке. Они ехали куда-то на природу и работали там тайно. Что они там делали — неизвестно. В конце лета — начале осени прошлого года он выехал из Крыма в Турцию на заработки. А две недели назад пришла его родителям телеграмма, что он погиб. В телеграмме указано — он подорвался на мине в Сирии. Семья у них нормальная: заботливая мать, работящий отец, брат. Вместе с Абдуллой из Белогорского района таким образом уехало человек шесть, что с ними сейчас, я не знаю. К нему часто приезжал один бородатый мужчина, они много общались, как-то ездили на пейнтбол. В нашем районе подобных вербовщиков было четверо».
Один из активистов «Хизб ут-Тахрира», который пожелал остаться неизвестным, не отрицает того, что его товарищи выезжают за границу для участия в джихаде как моджахеды против режима президента Сирии Башара Асада: «Через знакомых я знаю о человеке, который выехал в Сирию, даже слышал, что иногда звонит оттуда в Крым, здесь у него осталась семья и дети, которым помогают наши «братья».
В других комментариях на эту тему, лидеры «Хизб ут-Тахрир» утверждают, что среди членов их партии нет участников боевых конфликтов за границей, но и не отрицают возможности того, что кто-то мог выехать по своей инициативе. По словам председателя Меджлиса, нардепа Мустафы Джемилева он слышал о гибели парня. Ему известно, что его похоронили в Сирии, потому что тело не смогли перевезти в Крым: «Здесь существует правовая сторона, нельзя гражданам Украины участвовать в военных конфликтах за пределами Украины, если это не санкционировано государством. Мы четко не можем сказать, что у оппозиции ясные цели и ясные умы, также мы не знаем, есть ли правда на стороне государственного режима. Мы осуждаем подобные действия молодых ребят. Эту позицию мы озвучиваем и стараемся донести до молодежи». Заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов разделяет отношение Меджлиса к гражданской войне в Сирии, и считает, что, скорее всего, в подобных конфликтах участвуют люди, исповедующие нетрадиционный для Крыма толк ислама: «Мы не можем знать, действительно ли эта война праведный джихад, поэтому с религиозной стороны участие в подобном конфликте осуждается». В СБУ без предварительного письменного запроса нам отказались комментировать ситуацию с вербовщиками на полуострове. «ПОЛУЧАЮТ ОПЫТ ДЛЯ ВОЙНЫ ДОМА»
Заместитель директора украинского филиала Института стран СНГ Олег Родивилов считает, что крымчане используют Турцию в качестве транзитной страны для того, чтобы перебраться в Сирию и воевать на стороне оппозиции. «Меджлис стал опосредованным участником, радикализм это одна из его форм и сопутствующим Меджлису сателлитам. Ряд радикальных группировок посылают своих адептов для получения боевого опыта. Значительное количество подобных наемников находится в Ливане и Северном Кипре. Они специально готовятся для разжигания конфликта в Крыму. Там может быть вербовка с использованием денег, но не обязательно — некоторых воспитывают, так что они деньги требовать не будут и по указке пойдут куда угодно. Местные власти, решив пойти на сговор с Меджлисом, теперь получают в результате другие проблемы, в виде радикальных исламистов, которые уже откололись от него. Пока власть не исключит у себя двойные стандарты, они будут иметь дело с экстремизмом», — считает Олег Леонидович. ПОВОЕВАЛ НА СТОРОНЕ — ОТСИДИШЬ ДОМАЮрист Асан Сейтъягяев говорит, что закон запрещает гражданам Украины участвовать в зарубежных конфликтах. По его словам, Украина позиционирует себя нейтрально в отношении других государств, главный принцип — невмешательство во внутренние дела других стран. «Человека могут лишить свободы от 3 до 8 лет, если он будет заниматься подготовкой и вербовкой людей для войны в других государствах. А если вы участвовали без разрешения в боевых действиях за границей и за это получали зарплату по приезде в Украину, вас могут посадить в тюрьму на срок от 5 до 10 лет. Но я не слышал о таких случаях в Крыму — когда человека уличали в наемничестве и он был осужден за это. Разрешены только миротворческие миссии, санкционированные Украиной». Источник: " Сегодня" Фото СЕГОДНЯ
|