"Прямая линия" с Путиным - 2014. "Спасибо вам за Крым!" .Самое очевидное, что мы наблюдали в этот раз во время "Прямой линии" с Владимиром Путиным — это резкое смещение привычного в таких случаях разговора от внутренних дел (построить дорогу, провести газ) к проблемам иного уровня: Крым, Украина, место России в мире, что такое русский народ. Путин общается с людьми в эфире двенадцатый раз. Такого диалога "по большому счету" еще не было. "Спасибо вам за Крым". Вообще-то понятно, почему это произошло: такие вопросы задавали. То есть более всего интересует людей именно то, о чем Путин в этот раз говорил. По словам путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, Крым фигурировал даже в традиционных вопросах насчет ЖКХ: сначала "спасибо вам за Крым", потом уже насчет цен и тарифов. Напомним, что президент вообще очень осторожно проявляет инициативу в этих "прямых линиях". Он в них выбирает позицию прежде всего отвечающего, а уже только потом проявляет инициативу. Кстати, прежде на темы "международного положения" на этих "Прямых линиях" уходило минут по 10-15 из в среднем четырех часов общения в эфире. А главная тема обычно была другая — те самые сотни вроде как мелких местных проблем. Но они не были мелкими. Даже год назад все эти "пустяки" составляли главную внутриполитическую проблему российского государства. На языке политологии это называется ростом недовольства местными властями, нараставшим у людей чувством их бесконтрольности. Да попросту снижением доверия избирателя к власти. Соответственно, президент отработал механизм общения с избирателем через голову местных властей, механизм дополнительного и демонстративного контроля за ситуацией. В этот раз разговор о главном, о том, что сегодня волнует страну — о Крыме и не только — сначала шел почти непрерывно два первых часа. Потом пошло прямое включение сел, пострадавших от наводнения на Амуре, и многое другое, но Крым, Украина, НАТО и прочее постоянно возвращались. Это даже было похоже на постоянные колебания маятника от больших вопросов к "маленьким".
И это, повторим, даже не было выбором президента. А необходимостью.
Если кто-то предсказывал сенсации по "украинской" части, то зря. Хотя прозвучало, наконец, слово "военнослужащие" в отношении тех, кто поначалу помогал силам самообороны Крыма организовать свободный, лишенный страха референдум.
Когда-нибудь станут известны и их имена. В конце концов, речь идет о настоящих солдатах, не допустивших в Крыму хаоса и убийств, которые мы сейчас видим на юго-востоке Украины.
В остальном же все было предсказуемо, в режиме необходимых уточнений. И главное из них — когда на самом деле начался российско-западный кризис, когда кончилась "перезагрузка" с США.
Путин: доверие между РФ и США во многом утрачено, но это не наша вина
По словам президента — после Ливии, точнее — после обмана, случившегося в эпоху президентства Дмитрия Медведева три года назад. Нас уговорили тогда проголосовать за резолюцию Совета Безопасности, где всего-то шла речь о бесполетных зонах, а получились бомбардировки страны, свержение и убийство ее лидера, потом и американского посла, хаос и развал страны.
Украина, где ситуация похожа хотя бы по части хаоса и развала, уже обсуждалась между Москвой и Вашингтоном совсем в другой атмосфере. За хорошее отношение к нам мы постоянно должны сдавать свои интересы? Нет, нас "подогнали к черте, за которой мы уже не могли отступить".
Нынешний прямой эфир с Владимиром Путиным иногда напоминал международную дипломатию в режиме реалити-шоу. Например, похоже, что ответ от ЕС насчет начала совместного с Москвой обсуждения поставок Украине газа и транзита его в Европу оказался на столе телеведущего раньше, чем в руках у самого Путина. Президент реагировал…
Вдобавок в те самые минуты наша делегация во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым вела переговоры в Женеве, где состоялась первая попытка серьезного разговора об Украине с ЕС и США: что натворили и что делать. Президент России в эфире, шаг за шагом, как бы разъяснял нашу позицию на этих переговорах.
А именно: может ли позиция Запада из-за ситуации на Украине сказаться на нефтегазовых доходах России? Нет. Санкции в целом? Страха нет. О возможности ввода российского контингента на восток Украины: не надо впадать в эйфорию после Крыма. Есть на востоке российские подразделения? Нет, ни специальных служб, ни инструкторов, это все местные граждане. Об использовании киевскими властями авиации и бронетехники на востоке Украины: "Армию оттащите от гражданского населения, совсем обалдели?".
Путин считает, что Обама спас бы его, если бы он тонул
Сколько времени и как будут идти все упомянутые переговоры, неясно, но мы получили лишнее подтверждение, что "как прежде" у нас с Западом не будет. Могло бы показаться, что и после упомянутого ливийского обмана, и после неадекватной реакции на войну в Южной Осетии, да и после 1999 года (войны в Югославии) уже не будет никаких "как прежде". Так мы же терпеливые.
Готовясь к эфиру, Владимир Путин выписал — от руки — вопрос шестилетней девочки (и ответил на него под занавес) насчет того, будет ли его спасать Обама, если Путин начнет тонуть. Ответ: да, потому что президент США человек порядочный и мужественный. Мелочь, конечно, но не совсем.
О ценностях
Возможно, наиболее интересна была часть "Прямой линии", которая касалась вопросов на тему, скажем так, "что такое хорошо, а что такое плохо". Минимум трижды Путин выступил на этой линии в роли защитника вымирающего вида — "болотного хомячка". И очень хорошо, потому что общественная атмосфера вокруг тех, кто даже сейчас "за Запад" и против присоединения Крыма, сгустилась до предела. Авось президент ее разрядил.
Кучерена рассказал, как Сноуден отправил свой видеовопрос Путину
Похоже, что Путин превращается в нечто вроде международного идеолога по части традиционных ценностей. По крайней мере так его воспринимали члены организуемого при содействии МИА "Россия сегодня" заседания Валдайского клуба (экспертов по России), проходившего в тот момент в Берлине. Путин отвечал, среди прочего, на вопрос о тех самых ценностях и о том, какую Европу он хотел бы видеть.
Из той же серии — сенсационное появление в эфире американского разоблачителя спецслужб Эдварда Сноудена с вопросом о том, прослушивает ли всех подряд Россия так, как это делают США.
Но лучше всего вопрос, который сам президент выбрал из множества поступивших, потому что явно хотел попытаться на него ответить — насчет того, как он видит русский народ и его ценности. Ответ этот надо, конечно, читать целиком.
По материалам РИА НОВОСТИ МОСКВА
8:48 18.04.2014