Книга Марка Агатова "Крымская весна" И вот наступил главный день в жизни многих крымчан. У нас появился шанс без стрельбы и войны навсегда распрощаться с Украиной. Честно говоря, на душе было неспокойно. Люди боялись терактов и провокаций со стороны украинских спецслужб, но когда пришли на избирательные участки успокоились. Кроме членов комиссий и наблюдателей в помещении для голосования дежурил один единственный милиционер. Не было на участках ни вооруженной «крымской самообороны», ни «вежливых мужчин» с гранатометами в руках. Правда, возле входа в школу можно было увидеть нескольких парней-дружинников. Но они в помещения не входили и с избирателями не общались. Дружинники в случае какого-либо ЧП должны были прийти на помощь сотруднику милиции, находящемуся внутри здания. С самого утра на избирательных участках стояли огромные очереди. Создавалось впечатление, что весь город пришел голосовать за присоединение Крыма к России. В 15 часов я передал в Москву свой очередной репортаж из Крыма.
«Выбор полуострова. В Крыму под украинские песни решали на референдуме, присоединяться ли к России.
Референдум в Крыму состоялся. На момент подписания номера известно о том, что на участки пришли свыше 50% избирателей. Крымчанам предложили ответить на два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за возобновление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». В Евпатории, на избирательном участке в школе №6 избирателей встречали украинскими песнями. Других, похоже, не оказалось в репертуаре местного радиоузла. Избиратели не возмущались, брали бюллетени, напечатанные на трех языках: крымско-татарском, русском и украинском. На вопрос корреспондента «НИ», почему он голосует за вхождение Крыма в Россию, мужчина средних лет ответил: «Украинские националисты столько раз нам кричали: «Чемодан, вокзал, Россия», что мы решили взять чемодан, чтобы вместе с вокзалом отправиться в Россию». По данным председателя Комиссии по проведению референдума Михаила Малышева, все 1205 избирательных участков начали работу вовремя. Однако в некоторых регионах Крыма появились временные сложности. В Черноморском районе на какое-то время отключилась телефонная связь, а в Белогорском районе на участках №54 и 55 пропал свет. Особо стоит отметить небывалую активность крымских избирателей в Ялте, Евпатории и Симферополе. Члены избиркомов впервые отмечали столь высокую активность крымчан.
Вместе с тем, по словам главы Бахчисарайской районной госадминистрации Ильми Умерова, в самом Бахчисарае и в районах, заселенных крымскими татарами, вчера референдум был фактически сорван – там якобы не удалось сформировать избирательные комиссии. Дело в том, что меджлис крымско-татарского народа призвал крымчан бойкотировать референдум, и Верховную Раду, и другие высшие органы государственной власти Украины – «немедленно и совместно с международными организациями (ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Европейский Союз) обеспечить свободное волеизъявление на осуществление крымско-татарским народом неотъемлемого объемного права на самоопределение на своей исторической территории Крым».
При этом пресс-секретарь Бахчисарайского городского совета Юлия Бекирова вчера днем отрапортовала: «Крымские татары приходят семьями из различных микрорайонов города и участвуют в голосовании. Явка уже около 30%. Это с учетом людей, которые дополнительно внесены в списки избирателей. Референдум обещает быть со стопроцентной явкой». По ее словам, высокая явка вызвана сознательностью людей, которые решают судьбу полуострова: «Люди возлагают большие надежды на свое будущее и своих детей, поэтому считают своим долгом прийти на избирательные участки. Даже работающие в Севастополе приезжают, чтобы проголосовать. Очень сознательно к этому люди отнеслись». Очевидно, что идеологическая составляющая в высказываниях чиновников и простых людей даже в день референдума превалировала.
Интересно, что крымские власти даже в день тишины не стали отключать украинские телеканалы в кабельных сетях, которые активно запугивали крымчан жуткими последствиями референдума. Сами же организаторы референдума не успели развернуть пропагандистской кампании непосредственно среди населения (были лишь билборды и плакаты на улицах, призывавшие, правда, исключительно «за Россию»), ограничившись митингами и выступлениями в трудовых коллективах. Корреспондент «НИ», проживающий в Евпатории, не получил по почте ни одной газеты или листовки, рассказывающей о референдуме. О том, как проходит подготовка к референдуму в Крыму, можно было узнать только из российских радиостанций, телеканалов и из Интернета.
Накануне референдума сайт общекрымского референдума подвергся массированной DDoS атаке. «Нашим специалистам по безопасности удалось выяснить место организации этих атак. Этим местом оказался Иллинойский университет в Урбане-Шампейне. Именно из этого места осуществляется мощнейшее сканирование серверов перед атакой», – говорится в сообщении, размещенном на сайте общекрымского референдума.
В Евпатории развеяли еще один миф, который звучал на телеканалах Украины, о том, что этот референдум пройдет под дулами автоматов. На двух избирательных участках, открытых в школе № 6, корреспондент «НИ» не обнаружил ни «крымской самообороны», ни «вежливых автоматчиков», ни казаков с нагайками. За общественным порядком там наблюдал один единственный милиционер, а все вопросы, связанные с голосованием, решали исключительно члены комиссий. Такая же картина была и на других избирательных участках.
На пресс-конференции в Симферополе международный наблюдатель из Каталонии (Испания) Энрике Равелло заявил, что побывал на трех избирательных участках, где проголосовало 500 человек. «В целом процесс идет спокойно. Я увидел, что сегодняшний день для жителей Крыма – это действительно день демократии, прав человека и победы. Здесь гораздо больше свободы, чем у нас в Каталонии, где планируется проведение подобного референдума. Каталония будет брать пример с Крыма», – отметил наблюдатель. Он также подчеркнул, что информация о происходящем в Крыму, подающаяся в западных СМИ, не соответствует действительности. «Приехав вчера, я увидел, что здесь обстановка совсем другая. Российские военные не блокируют аэропорт в Симферополе, крымских татар не преследуют и не запрещают им голосовать. Я был на участке, где председатель избирательной комиссии – крымская татарка. В Крыму все мирно», – подчеркнул Энрике Равелло.
В свою очередь пресс-служба Главного управления МВД в АРК сообщила, что милиция совместно с представителями других правоохранительных структур проводила в день референдума тактико-специальные учения по программе «Антитеррор». О готовности защитить соотечественников несколько дней назад официально заявил и МИД России.
Между тем дал о себе знать Юрий Мешков. 30 января 1994 года он, возглавив избирательный блок «Россия», победил на первых и на сегодняшний день последних президентских выборах в Крыму. Но на своем посту он пробыл недолго. Через 13 месяцев украинские власти отменили крымскую Конституцию 1992 года, предусматривающую президентскую должность. Теперь Мешков, все время находившийся в России, заявляет о готовности вернуться к исполнению своих обязанностей.
14 марта Конституционный суд Украины признал неконституционным решение крымского парламента о проведении референдума.
15 марта стало также известно, что эксперты Совета Европы по конституционному праву (Венецианская комиссия) назвали референдум о присоединении Крыма к России «нелегитимным».
15 марта Россия наложила в Совете Безопасности ООН вето на проект резолюции, называющей референдум в Крыму 16 марта нелегитимным. Документ, представленный США, получил поддержку 13 стран – членов СБ при одном воздержавшемся». МАРК АГАТОВ, Евпатория, СЕРГЕЙ ДЕНИСОВ. "Новые известия". 17 марта 2014 Фото Марка Агатова. 26.08.2014
|