В Евпаторию немецкие музыканты прилетели окружным путем, через Москву, в объезд сумасшедшей Украины. Субъективные заметки Юрия Теслева - фотографа и побратима в которых он поставил диагноз Обаме и Украине. В канун российского праздника - Дня народного единства в Крыму произошло эпохальное событие, которое можно назвать прорывом блокады. Если говорить конкретно, то речь идет о том, что совершенно неожиданно в Евпаторию прибыли музыканты симфонического оркестра города-побратима Людвигсбурга. Понятно, прибыли окружным путем, через Москву, в объезд сумасшедшей Украины. Виртуозов смычка привез известный немецкий дирижер профессор Зигфрид Бауэр. И прибыли они, несмотря на все трудности. Для приученного к порядку немца отправиться сейчас в Крым означает совершить очень непростой шаг: оказаться без дипломатического прикрытия, медицинской защиты. Серьезный вопрос: почему они пошли на такой риск? Вижу несколько аспектов, сыгравших решающую роль. Сейчас поясню. Когда увидел музыкантов на нашей земле, то поприветствовал их, сказав, что они - ерсте швальбен, то есть первые ласточки. На что контрабас молниеносно поправил: ерсте швабен! То есть первые швабы. Сколько тонких нюансов в этой шутке! Дело в том, что людвигсбуржцы – особые «неправильные» немцы. Они – швабы. Это особый сорт немцев, главной чертой которых является гостеприимство и любовь к шутке. «Характер нордический» - это не про них. И вот перед нашими побратимами, с которыми вот-вот будем отмечать 25- летний юбилей встала нелегкая дилемма: кого выбрать чокнутого Обаму или дружбу? Предпочли последнее! Поступили, как настоящие друзья, которые не пасуют перед трудностями. Они знали, что нам нелегко в блокаде и протянули руку в самую трудную минуту, как приходили на помощь в голодные и холодные девяностые годы, шля конвои с продуктами, одеждой, медикаментами…
Глядя с этих позиций (то есть с позиции дружбы) легко понять действия Путина, который сделал все, чтобы тепло в виде газа пошло и на Украину, и в Европу. Он стал выше амбиций, нормальных для обиженного человека. Естественная реакция на санкции - не уступим этим гадам ни копейки! Гоните долг, давайте предоплату да еще и платите без всяких скидок, раз такие сволочи оказались. Но мудрый политик понял, что негоже наказывать народы. Не стоит трещать чубам у холопов, когда паны дерутся. Все утрясется, а нехороший осадок останется надолго.
Перед нами наглядный пример. В Великую Отечественную передрались с немцами в усмерть. Казалось, никогда руки не подадим друг другу. Но четверть века назад немцы сами пришли к нам с предложением дружбы. Мы не отвернулись. И дальновидно поступили. Сколько возникло совместных семей за это время. И что, теперь все разрушить в угоду дядюшке Сэму? Вот вам, выкусите!
В Евпатории их ждали старые друзья. Мне посчастливилось увидеть теплую встречу с коллегами по цеху искусства из городского Центра досуга. Услышал их восторженные рассказы, как готовились к поезде, подбирали репертуар.
- На каждой репетиции мы приветствовали друг друга двумя поднятыми вверх пальцами. Мол, виктория будет за нами! – вспоминает солист скрипач Матиас Нойндорф.
Невольно зашла речь о политике. Оказалось, никто из музыкантов ничего не слышал о Валдайской речи Путина. Вот вам и весь сказ про хваленую свободу слова на Западе.
Не могу здесь не вспомнить, как на практике проверял миф о свободе слова, в который сам по наивности верил. Но, как говорится, доверяй, да проверяй. И вот, лет десять назад написал статью для «Людвигсбургеркрайсцайтунг», где коснулся главной нашей проблемы – языковой, которая в итоге и привела к войне. Чтобы им было понятней, я попросил представить жителей Ганновера, которых в результате политической конъюнктуры заставляют перейти на швабский диалект. Меня вежливо выслушали, даже показали, как это будет выглядеть в газете, я расписался, а на следующий день ничего этого не увидел. Все было вычеркнуто! Так что двойные стандарты для меня давно не новость.
Беседа началась за чашкой чая, а затем друзья перебрались в концертный зал, где музыканты увидели новую программу Театра на ходулях. Кстати говоря, лихо «вышивать» на ходулях нас научили именно побратимы.
Но главное событие - совместный концерт людвигсбургских и евпаторийских музыкантов на сцене прекрасного театра им. Пушкина.
Как они сумели так быстро «спеться», трудно сказать, видимо, опять сказалась давняя дружба и взаимопонимание. И все равно удивительна та слаженность, которая была продемонстрирована на концерте. Зрители услышали совместное выступление камерного оркестра Евпатории (руководитель Игорь Кузьменко), ансамбля скрипачей и камерного хора школы искусств (руководители Светлана Остапенко и Евгения Макарченко).
Зигфрид Бауер дирижировал вдохновенно, успевая даже управлять зрителями, охлаждая их пыл в том месте, где аплодисменты были неуместны.
Концерт символично завершился ярким фрагментом из мессы: «Господи, пошли нам мир!»
Как мэтр и отец, как добрый пастор, профессор Бауэр поблагодарил в заключение всех музыкантов, хор, отечески обнял юные дарования: солистов Вильяма Хайло и Матвея Блюмина. Сыграли мальчишки действительно без сучка и задоринки. Браво им!
Но главное, швабы показали, что когда говорят скрипки, пушкам лучше помолчать.
И еще. Жаль, что не я глава города, а то непременно вручил бы всем немецким героям медали и дал бы звание Почетных граждан Евпатории. Заслужили. Думается, это не поздно будет сделать летом во время празднования 25-летия нашей замечательной дружбы, успешно прошедшей нелегкую проверку на вшивость.
Юрий Теслев
Фото автора. 16:34 03.11.2014 Полностью фоторепортаж с немцами из Германии и Обамой из США ЗДЕСЬ
|