Репортаж со стройки века Юрия Теслева.
Кто ищет, тот, как известно, найдет.То ли нефть в тайге, как в песне Высоцкого про Тюменскую нефть, или подступы к Крымскому мосту. После неудачной попытки самостоятельно проникнуть на стройку века мы с женой нашли-таки окольную дорожку и протиснулись в самый первый журналистский десант. Целый самолет прилетел из Москвы на Таманскую землю, подкатили сюда кубанцы, крымчане, ну, и мы. Но не тем горжусь, что попал в компанию избранных. А тем, что сумел углядеть такое, чего не усмотрели, находящиеся рядом, сорок опытных журналистов. Кажется, такого быть не может? Но, по порядку.
По пыльной дороге пишущую и снимающую братию повезли на мост, где у любого закружится голова от вида грандиозного строительства.
Видал я большие стройки, например, в Берлине. После крушения известной стены, город стоял словно в лесу из строительных кранов. Смотрел на это с завистью: нагнать столько техники! Теперь можно и нам смотреть на всех свысока. Мы с вами современники стройки века.
Жизненная необходимость в кратчайшие сроки воздвигнуть двадцатикилометровый мостовой переход потребовала новых подходов. Главный из них: одновременное строительство с восьми точек. Поверьте, это очень сложно с технической точки зрения, так как потом все эти кусочки надо состыковать так, чтобы стыка-то и не было видно. А еще такой подход требует в восемь раз больше техники. Она кругом: самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, копры и краны, краны, краны... Один больше другого. Плавучие и сухопутные, на колесном и гусеничном ходу. Вы когда-нибудь видели кран грузоподъемностью в пятьсот тонн?! Чего я спрашиваю, конечно, нет! Потому что он уникален. И работы ведутся здесь без остановки круглые сутки. Понятно, с перерывом на шторм.
По возвращению домой, знакомые, как сговорились, приставали с одним и тем же вопросом:
- Ну, как? Будет мост?
-Да будет мост, - отвечаю. - Остыньте!
Сделано уже столько, что, кажется, завтра можно открывать движение. Понятно, что на самом деле до финишной ленточки ой как далеко, но Керчь уже прекрасно видна с временного моста, который дошел до места, где будет сооружен судоходный пролет.
Перед поездкой на объект нам объяснили, что с журналистской братией будут общаться спикеры, иными словами - говорилки. Было забавно смотреть, как сто человек налетели на спикера, суя ему в лицо микрофоны и задавая тривиальные вопросы, типа: сколько забито свай, на какую именно глубину, сколько будет опор и железнодорожных путей? А я стою в сторонке и соображаю: не может быть такого, чтобы главный прораб, зная о прибытии когорты столичных журналистов, проигнорировал мероприятие. Он непременно должен торчать где-то рядом. И я его вычислил. Признаюсь, это было не очень-то и трудно . Это был единственный из полутора тысяч человек, который не работал. Он стоял на возвышении, в позе Наполеона: широко расставив ноги и скрестив руки на груди.
Оказывается, засекречен он, и когда раскрыли инкогнито, просил не мусолить его имени в прессе. Выполняю обещание, хоть язык, честно говоря, чешется. И о том, что удалось вытянуть, тоже пока помолчу.
Другой любопытный момент. Каждый, "десантник", как всегда, увидел на экскурсии на мост свое. Наглядный пример - моя жена.
- Больше всего мне понравилось, - перечисляет она, - четкая организация. Смотри, москвичей встретили и доставили из аэропорта Анапы. Во-вторых, всех дважды проверили. Сначала при въезде в вахтовый поселок, потом при посадке в автобус. Понравилось, как выглядели строители. Все в чистой аккуратной форме, в берцах, в немецких (а не китайских) защитных касках... Всем журналистам выдали паек, футболки с изображением моста и буклеты.
И поселок понравился. Аккуратный, современный. Просторные комнаты, в каждой кондиционер, есть прачечная, душ... А столовая так вообще выше всех похвал. Внимательно изучила меню. Несколько видов салата, суп, харчо, жаркое, отбивные, кета, компот. У кассы никакой задержки - оказывается все потом автоматически вычитается из зарплаты.
Пришелся по вкусу и заключительный визит на знаменитый завод фанагорийских вин. Согласись, нам устроили отличную дегустацию, но главное, показали, как готовится саперави "Крымский мост", которое созреет в аккурат к моменту сдачи исторического объекта.
А вот обоим нам приглянулся местный талисман: кот с уникальным именем Мостик. С поразительным достоинством Мостик терпел панибратские тисканья его десятками журналистских рук. Чувствовалось, рыжему усатику кто-то долго объяснял, что популярность требует жертв.
А еще, оказалось, что современный кот Мурр и ведет себя по-современному: у него своя страничка в блоге! Надо бы почитать, о чем он там разглагольствует. Скорей всего, о природе. Тут и впрямь есть о чем рассказать. Несмотря на огромную стройку, живность не разбежалась в панике во все стороны. Птицы гнездятся буквально под носом, дельфины резвятся у самого берега, а это верный признак, что и рыбка не стала искать, где глубже.
Строители, надо отдать им должное, сохранили протоку между островом Тузла и Таманью, чтобы не нарушать экологии, хотя проще и дешевле было просто засыпать ее и восстановить косу Тузла в первозданном виде.
Юрий Теслев, мостостроитель.
Фото автора.
1 мая 2016
|