Книгу Марка Агатова "КОД СТРАХА" можно читать на АМАЗОНЕ Группа международных террористов пытается осуществить серию терактов на территории России, во время которых планирует уничтожить в воздухе десятки пассажирских самолетов. На роль террористок-смертниц они выбирают женщин с непростой судьбой. Для того чтобы проверить эффективность «психологической бомбы», главарь банды отправляет женщин-смертниц из аэропорта «Симферополь» в Москву. Вместе с ними на борту самолета оказывается ученик Вольфа Мессинга, гипнотизер Маркус Крыми. «Психологическая бомба» на борту самолета – новое оружие террористов. Как написать роман на современные темы? Беседа с писателем Марком Агатовым в Евпатории.
Мы продолжаем наш неспешный разговор с журналистом, писателем и фоторепортером в зале краеведческого музея, где идет монтаж третьей персональной фотовыставки Марка Пурима «Крымчане глазами старого крымчака». Завтра здесь соберутся сотни людей на открытие фотовыставки, а сегодня можно рассмотреть фотографии и поговорить с автором о современной литературе. – В Евпатории ты больше известен, как Марк Агатов - писатель, журналист, а вот теперь и фоторепортер. Давай, определимся, что для тебя самое главное в жизни? Какой профессии ты отдаешь предпочтение? Если назвать Марка Агатова писателем, то возникает вопрос, а что он тогда делает в Верховной Раде Украины на чиновничьей должности сотрудника аппарата украинского парламента? И как можно совместить работу над кровавым триллером с исполнением обязанностей депутата Евпаторийского горсовета? Депутат занимается протекающими крышами, разбитыми дорогами, бюджетом, выборами, а вечером, после приема граждан и общения с чиновниками, приходит домой и… казнит своих оппонентов самыми немыслимыми способами на страницах очередного детектива. Скажи честно, не опасно ли общаться с писателем, который в порыве гнева может превратить соседа по лестничной клетке в конченого негодяя?
- Почему только соседа? Можно, к примеру, и Юрия Теслева превратить в главу местной мафии. Или, наоборот, главу бандитской группировки сделать похожим на Юрия Теслева. Было бы желание. Все в наших руках.
- Я бы не хотел оказаться в книге главарем мафии, потому, что человек я законопослушный, за всю свою жизнь никакими аферами не занимался.
- А это не имеет значения, кем ты был на самом деле в прошлой жизни. В романе, под одной обложкой порой собирается до сотни «героев эпизода». Писателю их нужно во что-то одеть, причесать, научить особой манере общения, придумать каждому герою особые приметы для того, чтобы Иван Иванович Иванов не был похож на Петра Петровича Петрова. Повторяю, что в большом многоплановом романе-детективе число второстепенных героев может быть больше сотни. А теперь, скажи, откуда мне брать эти второстепенные персонажи. Придумывать каждого от начала до конца, или списать образ с фотохудожника Юрия Теслева, поменяв одну букву в его фамилии. И эта одна единственная буква, полностью развязывает автору руки. Украв у реального Теслева походку и манеры разговаривать, я могу превратить его в кого угодно.
- Злые языки поговаривают, что в твоем фильме «Игра на миллионы» актер Долинский, сыгравший роль Менжирова, оказался очень похожим на одного евпаторийского чиновника. Мало того, этот чиновник даже узнал себя в этом герое.
Долинский Все вопросы к Долинскому. Главарь местной мафии в фильме – это совместное творчество автора книги Марка Агатова, сценариста Алексея Тимма, режиссера Геннадия Байсака и самого актера. Причем, каждый из нас внес свою лепту в создание этого образа. А уж, насколько он похож на того или иного евпаторийского чиновника, судить не мне, а зрителям и читателям моей книги.
- Красиво ушел от ответственности за содеянное. Мол, я не я, и корова не моя. А ты признайся, есть ли в твоих книгах евпаторийцы? И если есть, то кто?
- Вот, так я тебе и раскрою все тайны на первой странице романа. Во всех моих книгах можно насчитать около тысячи литературных героев. Точность цифры не гарантирую: может чуть меньше, а может и больше, я их никогда не считал. Понятно, что среди «героев эпизода», есть и мои знакомые, соседи, коллеги. Ну, не стану ж я придумывать образ женщины, у которой мой главный герой приобретает букет цветов. В книге описанию этого события отводится десять строк. Мне, намного проще, списать образ цветочницы с живой продавщицы, которая торгует цветами у магазина «Прибой», чем что-то выдумывать. Тем, более что выдумка может совпасть с каким-то другим «героем эпизода», о котором я писал лет двадцать назад.
- По городу ходит еще один слух. Знающие люди говорят, что ты свои первые книги писал на пляже. Так это или нет?
- По секрету, я тебе даже назову этот пляж. Я действительно написал несколько своих книг на пляже санатория «Таврия», со всеми диалогами и портретами, взятыми прямо из окружающей среды. В то время, книги я писал по старинке, авторучкой в толстой тетради, которая называлась «Дипломная работа».
- Вообще-то, картина довольно жуткая. Прихожу я на пляж, оттянуться по полной программе с арбузом, персиками и бутылкой чего-нибудь, а напротив меня пристроился писатель и фиксирует мое каждое слово, каждый жест. И это на пляже, на котором загорали в то время секретные физики и химики среднего машиностроения. И куда первый отдел смотрел?
- Туда же, куда и все – на море и на стройных женщин.
- Скажи, а качество книги не страдало от того, что автор сочиняет свою нетленку лежа на пляжном топчане?
- О качестве судить не мне, а о количестве скажу тебе всю правду. Стотысячный тираж книги «Смерть рэкетирам!», написанной на пляже санатория «Таврия», был продан оптовикам за три недели. Повторяю, через три недели на счет издательства «Таврида» поступило 800 тысяч рублей за мою книгу от оптовых покупателей. «Жигули» в то время стоили чуть больше пяти тысяч рублей.
- Сейчас о таких тиражах можно забыть навсегда. Кстати, а где ты собираешься издавать свою новую книгу? Кто твой потенциальный читатель?
- В Москве. На Украине сегодня не до книг, местные писменныки спорят о языках, у кого длиннее и толще. А в России книги еще читают, проводят презентации и встречи с писателями. Поэтому и издавать «Код страха Маркуса Крыми» я буду в России.
- Перед тем, как перейти к разговору о самой книге, хотел бы спросить, а свои новые книги ты, как и в девяностых годах пишешь ручкой или…
- Свои новые книги, как и статьи, репортажи и корреспонденции для газет и «Крымского аналитика» набираю на компьютере. Поэтому книги писать приходится теперь дома, да и пляж санатория «Таврия» уже не тот, что был при Советской власти и, главное публика изменилась. Нет теперь там, ни секретных физиков, ни химиков, ни атомщиков.
- А теперь, можно поговорить и о новой книге. Лично у меня есть претензии к названию: «Код страха Маркуса Крыми». Объясни народу, кто такой Маркус Крыми. И что это за имя?
- Маркус Крыми – русский писатель, крымчак по происхождению. Живет в Евпатории. Ему уже за шестьдесят и на мир он смотрит «глазами старого крымчака». Имя Маркус – это имя моего деда.
- Нетрудно догадаться, о ком эта книга. Тебя назвали в честь деда. Деда звали Маркус, тебя Марк. Кстати о птичках, а почему Марк, а не Маркус?
- Это проблемы не мои, а Евпаторийского ЗАГСа. Чиновников смутило созвучие непонятного Маркуса, с Карлом Марксом. Родителям пришлось уступить. Так на свете появился еще один Марик и на время исчез Маркус, и вот, он воскрес из небытия.
- Теперь, понятно, кто прячется под именем Маркус Крыми.
- Не обольщайся и запомни, все, что лежит на поверхности и бросается в глаза – ложный след. Маркус Крыми – образ собирательный. Есть в нем черты еще одного писателя – крымчака Александра Ткаченко, который много лет своей жизни отдал защите прав человека. Кое-что в биографии этого писателя – чистая выдумка. И в то же время, признаю, что Маркус Крыми – это собирательный образ писателя-крымчака. И это первый подобный опыт в нашей стране. Читатели детектива о самом малочисленном народе Украины узнают из уст главного героя детектива Маркуса Крыми.
- И каков сюжет нового романа Марка Агатова?
- Сюжет пересказывать не буду, а главную тему можно обозначить, как «борьба с террористами, которые разработали новое психологическое оружие, при помощи которого можно будет уничтожать пассажирские самолеты, поезда и особо опасные объекты»
- Народу будет интересно знать, где происходят эти события?
- В Крыму, и в Москве, недалеко от взорванного аэропорта.
- И что, самолет и вправду можно уничтожить при помощи «психологической бомбы»?
- Думаю, что это вполне реально, мало того, я не исключаю, что уже были подобные случаи, только у правительственной комиссии не нашлось доказательств в пользу этой версии. Десятки авиа происшествий сегодня списаны на «ошибку пилота», «человеческий фактор» и прочую ерунду. Но в это верят не все. Есть люди, которые говорят о воздействие на экипаж «психотропного оружия», «психологической бомбы», кодирование экипажа на смерть.
- Тема уж очень специфическая и интерес к этой книге будет только у технарей и больших любителей криминального чтива. Так, что и в Москве, у тебя не будет больших тиражей.
- Наверное, так оно и было б, если бы в качестве «психологической бомбы» преступники не использовали женщин с неустойчивой психикой, психбольных и тех, «кто ждет своей очереди попасть в сумасшедший дом». А вот эта тема, как раз волнует очень многих людей. В Москве «Записки психиатра» и дамские детективы пользуются огромным спросом у одиноких женщин бальзаковского возраста.
- Так ты написал женский детектив или «записки психиатра»?
- Скорее всего - это исповедь гипнотизера-писателя, ученика Вольфа Мессинга, который открывает тайны не только многих психических болезней, но и, что очень важно – пограничных состояний. А еще, это рассказ о женщинах, которые попали в лапы опаснейших преступников-террористов, о том, как вербуют в «шахидки», как кодируют людей на смерть. А еще, из этой книги вы узнаете, что такое настоящий эликсир молодости и как старик-писатель, вступив в борьбу, становится таким же сильным и опасным для власти, как и его враги: международные террористы. В этой книге нет черно-белых героев, потому что и те, и другие подмяли Закон и присвоили себе право КАЗНИТЬ И МИЛОВАТЬ! МИЛОВАТЬ И КАЗНИТЬ!
- Несколько лет назад ты опубликовал главы из электронной версии книги «В поисках крымчакского переулка». Какова судьба этой книги?
- Сегодня эта книга трансформировалась в роман «Код страха Маркуса Крыми». Я посчитал, что издавать чисто краеведческую литературу мне не с руки. Я не краевед, и не историк, а вот включить в детектив главы из «крымчакского переулка», с привязкой к главному герою, вполне оправдано. Что я и сделал.
- А еще, какие книги о крымчаках ты собираешься издавать?
- Я предлагаю руководству крымчакской общины издать фотоальбом «Крымчаки», собрав под одной обложкой фотографии далекого прошлого, довоенные и современные фото выходцев из джамаата. Я полагаю, что эта книга будет интересна, прежде всего, ученым историкам и этнографам, да и самим крымчакам будет интересно посмотреть на своих предков.
- Как ты думаешь, будут ли экранизированы твои книги?
- Я восстановил старые связи с теми, кто работал над фильмом «Игра на миллионы» и хотел бы, чтобы в моем новом фильме играли те же актеры. Кстати, роль главного героя книги - писателя Маркуса Крыми, я вижу в исполнении одного из актеров, работавших над фильмом «Игра на миллионы». А вот, называть его имя пока не буду. Но для знатоков, оставляю подсказку: роль Маркуса Крыми я написал для известного киноактера, которого в фильме «Игра на миллионы» однажды назвали «ФРЕЙДИСТ».
- И последний вопрос, что же для тебя главное в этой жизни?
- Ответ на поверхности. После выхода в свет стотысячного тиража моей второй книги «Смерть рэкетирам», я задумался о том, что пора менять профессию. А после звонка из издательства, когда мне сообщили, что весь тираж выкуплен на корню и отгружен в четыре советские республики, я написал заявление о приеме в Союз писателей. С того дня я никогда не изменял своей профессии, и чем бы ни занимался в рабочее время, я оставался писателем, который придумывает детективы.
Пора подводить итоги. Марк Агатов в стенах Евпаторийского краеведческого музея признался, что он, невзирая на свои должности и звания, был, есть и будет писателем и автором детективов. А это очень опасно для тех, кто попал в его поле зрения, потому, что в любой момент на телеэкране может появиться Долинский, играющий новую роль чиновника – коррупционера, в котором кое-кто узнает себя или своего соседа по даче.
Юрий Теслев. Евпатория. Крым. 13.10.2012
|