Колумнист "КП" анализирует последние громкие события, которые произошли в нашей стране Давайте скажем прямо - мы отвыкли от терактов. По привычке не обратили большого внимания на нападение боевиков на часть Росгвардии - это же в Чечне, ничего необычного. Хотя это был первый тревожный звоночек. И еще лет 15 назад страна бы напряглась, всматриваясь в попутчиков, моментально реагируя на бесхозные сумки, сообщая в полицию о подозрительных машинах. Мы забыли, что беда не приходит одна. Вспомните, пожалуй, самый страшный для России 2004 год. Начался он со взрыва в перегоне метро между «Автозаводской и «Павелецкой» - 42 погибших, около 250 раненых.
"КОД СТРАХА" В мае - теракт в Грозном, в результате которого погибает президент Чечни Ахмад Кадыров. В июне - взрыв на рынке в Самаре - 10 погибших. А за ним - нападение на все объекты силовых структур в Ингушетии - 98 сотрудников правоохранительных органов убиты. Август - подрыв самолетов над Тульской и Ростовской областями. Теракт у метро «Рижская» в последний день лета и захват школы №1 в Беслане 1 сентября. Эксперты потом скажут, что в этот год кавказское бандподполье получило рекордную финансовую помощь от своих спонсоров. И усердно их отработало. Но что происходит сегодня, когда в криминальных сводках вдруг замелькали не кавказские фамилии? Киргизы, казахи, таджики, узбеки. Большинство предотвращенных терактов в прошлом году готовили выходцы из Средней Азии. И это тоже тревожный звонок. Сегодняшний терроризм наднационален. Идея «Исламского государства» как раз в том, что членом «халифата» может стать любой присягнувший на верность аль-Багдади - будь ты отъявленный головорез в Мосуле или студент в Петербурге. А «халифат» сейчас переживает не лучшие времена.
В начале весны по соцсетям исламистов и в их мессенджерах в русскоязычном сегменте прокатились призывы к активному противостоянию «агрессору». Распространялись видеоролики и фотографии с последствиями якобы бомбежек российской авиации. Адептов «халифата», находившихся в России, психологически накачивали, призывая помочь ИГИЛу всеми доступными средствами. Я сейчас не буду перечислять те инструкции, которыми приправляли свои сообщения террористы. Но начиная с 24 марта, когда боевики напали на часть в Чечне, мы стали свидетелями почти всего тактического спектра террористов: нападение на военные объекты, убийство сотрудников правоохранительных органов с целью завладения оружия, маскировка фугасов под бытовые предметы...
Никакого центрального финансирования и командования у боевиков в России давно нет. По сути, это пресловутые спящие ячейки, для которых теракт в Чеченской республике стал своего рода сигналом, спусковым крючком. В середине 2000-х кавказское бандподполье агонизировало. Оно уже было неспособно оказывать сопротивление федеральным войскам и могло отвечать только террором. Судьба «Исламского государства», по крайней мере территориальная, предрешена. И оно переносит войну на чужую территорию. Многие его участники потянулись домой с приобретенными навыками: бомба в баллоне огнетушителя - этот тот же газовый баллон, начиненный взрывчаткой и запущенный в мирный квартал Алеппо.
Последние теракты - повод для скорби, но не повод посыпать голову пеплом. Надо просто вспомнить те навыки, что мы приобрели в страшные годы разгула терроризма. И Питер сейчас всей стране показывает, как достойно держать удар, пытаясь не пропустить новый. Александр Коц. "КП" 6 апреля 2017
|