Настал момент, когда не только титулованным представителям династий, исследующим свой род "от Гостомысла до наших дней", но и обыкновенным людям и народам захотелось выяснить своё происхождение, заглянуть в своё прошлое, узнать кто они и откуда. И вот тут-то и обнаружилось, что никогда предки крымчаков не жили в Израиле, и, значит, родина их отцов, на самом деле, Алтай, а вовсе не Палестина, куда призывают их возвращаться. Об этом свидетельствуют не только их алтайские боги, но и язык народа, его лексика, фразеология. Крымчаки хоть и приняли новую веру, но никогда не забывали, что они - не евреи, они "другой народ со своим языком". Когда мы создавали своё культурно-просветительское общество, мы задались целью восстановить свой язык, свою историю и культуру, которую так безбожно исказили всевозможные историки. И вот восстанавливая свой язык, фольклор, прежние свои молитвы, мы пришли к пониманию своего происхождения и своей истории. Если бы историки, пишущие о нашем народе, действительно серьёзно заинтересовались историей крымчаков, они постарались бы проделать ту работу, которую пришлось выполнить нам.
По мнению некоторых учёных, возникновение религии было вызвано стремлением человека познать окружающий его мир и защититься от угрожающей ему опасности. По своей сути, это была зарождающаяся наука доисторического общества. Спустя тысячи, может быть, миллионы лет, появилась настоящая наука, которая пыталась познать мир, исследуя его с помощью "проб и ошибок". Казалось бы, религия выполнила своё предназначение и должна была исчезнуть, уступив своё место науке. Однако же этого не случилось: религия прочно обосновалась в мире людей, угрожая человечеству неисчислимыми бедами. Дело в том, что у разных народов религия приобрела свои индивидуальные формы: у одних - иудаизм с различными толками, у других - христианство тоже с различными модификациями, у третьих - ислам тоже неоднородный и т.д. Все эти приверженцы разных религиозных толков затеяли между собой смертельную войну: в исламе сторонники суннитов готовы уничтожить шиитов, а те и другие вместе - иудеев и христиан. А в наше время, религиозные фанатики готовы взорвать целый мир, защищая свою религию и не уставая повторять, что "Бог един". Но так было не всегда. В середине X1X века известный русский писатель Глеб Иванович Успенский в серии очерков "Нравы Растеряевой улицы" рассказал об удивительной простоте и терпимости русского мужика.
Семьи в те времена были многочисленны, взрослые сыновья с жёнами ютились вместе в одном доме. По утрам каждая невестка вешала на стену свою икону и молилась. Затем её сменяла другая невестка со своей иконой и т. д. Никто ни с кем не ссорился. Вероятно, так было и в других странах. Можно было надеяться, что страшные времена Варфоломеевской ночи, когда католики безжалостно вырезали целые семьи гугенотов, канут в прошлое. Но произошло неожиданное: в наши дни религиозный фанатизм достиг своей наивысшей точки. Казалось бы, человечество сознаёт нависшую над ним опасность, однако ничего не предпринимает для своего спасения.
Что же касается крымчаков, на протяжении многих веков их официальной религией признавался ортодоксальный иудаизм, поэтому их называли евреями-раввинистами. Историков никогда не интересовал вопрос: какую религию исповедовал этот народ до приобщения к иудаизму? Между тем, стоит только заглянуть в фольклор крымчаков, формировавшийся на протяжении столетий, чтобы увидеть, что он изобилует именами "Алла" и "Танъры". Известно, что до приобщения к православию русские были язычниками и поклонялись Перуну, Яриле, Сварогу и другим языческим богам. Сегодня эти имена известны только учёным. Ещё Пушкин знал о них ("покорный Перуну старик одному"). Знал и А.М.Островский (бог Ярила в сказке "Снегурочка"). Что же касается рядового русского человека, он своих языческих богов давно уже забыл. А вот крымчаки, хоть и перешли в иудейскую веру, старых богов своих не забывали, потому что им о них постоянно напоминали их пословицы и поговорки, например, такие как: адамахтан мал тxкенмез, Танъры сахласын вермектэн (от обещаний товар не уменьшится, боже сохрани отдавать), алла версэ, йаткъангъа версын (если бог даёт, пусть даёт лежачему, т.е. бедному, больному) и т.д. Часто имена этих богов упоминаются в крымчакских песнях, сказках и даже в переводах из Библии. В переводе на крымчакский язык "Книги Рут" можно обнаружить имена Алла и Танъры. То же самое и в переводе "Книги пророка Даниила".
При советской власти все религии были запрещены, в 1925году были закрыты молитвенные дома крымчаков и вместо них открыты дома культуры. Там крымчаки собирались и собственными силами на родном языке ставили спектакли ("Аршин мал алан", "Кцр огълы" и др.). Потом они сами стали писать пьесы на крымчакском языке - сцены из национальной жизни - и в них опять фигурировали те же Алла и Танъры. А ведь это был уже ХХ век!
Когда Х.Х.Медини, обучавший крымчакских мальчишек грамоте, узнал, что крымчаки в молитвах упоминают имена Алла и Танъры (это был 1866год), он строго-настрого потребовал забыть навсегда эти имена. Крымчаки обещали. Тем не менее, сохранили свои "тасурлар" (молитвы на крымчакском языке). И даже после 1941года, когда в Крыму всё крымчакское население было поголовно уничтожено фашистами, молитвы на родном языке с теми же Танъры и Алла были сохранены крымчаками, вернувшимися на родину после эвакуации, и мы сегодня имеем возможность с ними познакомиться.
Х.Х.Медини научил крымчакских мальчишек читать и писать древнееврейским алфавитом и этим оказал нам неоценимую услугу: сейчас мы, читая написанные его учениками джонки, знакомимся с подлинной историей крымчаков. Медини научил крымчакских мальчишек произносить молитвы на арамейском языке (когда, в 1968 году, после долгого отсутствия я вернулся в Крым, крымчаки читали поминальную молитву - кадыш - только на арамейском, правда, обязательно добавляя потом на крымчакском "чъаны дувачъы олсын" - пусть душа его молится за нас). Тридцать лет трудился пастырь добросовестно, и ему кое-что удалось. Он научил крымчаков отмечать еврейские праздники, внедрил принятые в иудаизме нормы в свадебный и другие ритуалы крымчаков и т.д., и т.п. Задачей его было - сделать из крымчаков полноценных евреев. Насколько это ему удалось?
Если мы заглянем в джонку И.Ю.Габая (начало XX века), то на стр. 179 прочтём: "Барабар китэльым ве къайтальым аталарымызнынъ йерынэ, о тxгельы топрахымызгъа, Исраэльнынъ йерымызге. Тэз къайтынъыз узакълардан аталарымызнынъ йерынэ, къачынъыз чыхынъыз сыхлетлердэн аллахнынъ йардымы илен. О вахыт мылет олырбыз. Бызлердэн къурылыр тэмель.. О вахыт йуректэн къуванырбыз да эм шенъльык этэрбыз" (Все вместе вернёмся на землю наших отцов, родную израильскую землю. Скорее возвращайтесь, с божьей помощью, на свою родину. Тогда мы станем народом, мы заложим фундамент. И мы сердцем возрадуемся и возвеселимся). Неизвестно, когда была создана эта молитва, но явно после принятия крымчаками иудаизма. Язык её, лексика, фразеология очень древнего происхождения, восходящая к алтайскому периоду жизни народа (крымчаки очень долгие годы сохраняли свой древний язык, что и отразилось в их молитвах). Отметим также, что в качестве бога здесь упоминается "аллах" (аллахнынъ йардымы илен). У евреев-раввинистов бог - аллах? У них - барух ата адонай!. В молитве содержится призыв возвратиться в "родную израильскую землю". Но этот же автор на стр.77, перечисляя крымчакские пословицы, приводит и такую: "Налет чуфутынъ садакъасына аллах сахласын бельасындан" (спаси нас аллах от беды - милостыни проклятого еврея). Как можно было совместить в одной религии эти диаметрально противоположные устремления? Крымчаки всегда были самого высокого мнения об образованности евреев, и в ответственных случаях обращались к ним за помощью (например, когда писали письмо к российскому императору Александру 1-му). И вдруг - такая пословица! Ведь всякая пословица - это опыт многих поколений народа (по - крымчакски пословица называется "аталар сцзы" - мудрость отцов). Ясно, что отношения между крымчаками и евреями были непростыми: с одной стороны - уважение и доверие, с другой - неприязнь. А вызвана была эта неприязнь, скорее всего, тем, что Медини запретил им помнить о вере их отцов, которых они свято почитали.
Что известно обо всём этом совремённым историкам и этнологам, пишущим о нашем народе? Боюсь, что немного. Иначе они не писали бы, как ведущий преподаватель истории Государственного Таврического университета А.Герцен: "Предками совремённых крымчаков были евреи-раввинисты". Как видим, и сегодня "современная наука" не отказалась от своей догматической позиции.
Здесь есть ещё один аспект. Когда возникла эта формулировка (евреи-раввинисты), этнология как наука ещё не появилась, и люди и народы идентифицировались только по официально исповедуемой ими религии - христианин, православный, иудей, мусульманин и т.д. Крымчаки исповедуют ортодоксальный иудаизм - значит они евреи-раввинисты. Другие компоненты - язык, культура, менталитет народа, его историческая память, национальные обычаи - не учитывались. В Крыму собралось большое количество народов, принявших за основу Ветхий Завет в его разнообразных толкованиях. Вообще-то первые поселения евреев в Крыму состоялись ещё до новой эры. Попали они сюда из разных стран Европы и Азии - Греции, Персии, Турции и т.д. За годы странствий они совершенно забыли свой родной язык. Даже молитвы свои они произносили не на древнееврейском, а на греческом и др. языках. Так как Крым был тюркоязычным, многие перешли на тюркский язык и стали называться крымскими евреями. А ведь предки крымчаков попали в Крым только в У111 веке в числе тюркских племён, входивших в Хазарский каганат, и не имели ничего общего с этими "крымскими евреями", которых было достаточно много и нет никакой информации о том, что они влились в среду крымчаков, иначе нас было бы не тысяча-две человек, а гораздо больше. Однако же, понятия "крымский еврей" и "крымчак" по недоразумению стали синонимами (как евреи, говорящие на татарском языке).
Но настал момент, когда не только титулованным представителям династий, исследующим свой род "от Гостомысла до наших дней", но и обыкновенным людям и народам захотелось выяснить своё происхождение, заглянуть в своё прошлое, узнать кто они и откуда. И вот тут-то и обнаружилось, что никогда предки крымчаков не жили в Израиле, и, значит, родина их отцов, на самом деле, Алтай, а вовсе не Палестина, куда призывают их возвращаться. Об этом свидетельствуют не только их алтайские боги, но и язык народа, его лексика, фразеология. Крымчаки хоть и приняли новую веру, но никогда не забывали, что они - не евреи, они "другой народ со своим языком" (об этом я уже писал в статье "Кто мы и откуда").
В то же время в Израиле крымчаков принимают с большой охотой, считая их "самыми древними евреями". И крымчаки туда едут охотно, потому что евреи создали на сегодняшний день самое благоустроенное, современное, социально ориентированное государство.
Когда мы создавали своё культурно-просветительское общество, мы задались целью восстановить свой язык, свою историю и культуру, которую так безбожно исказили всевозможные историки. И вот восстанавливая свой язык, фольклор, прежние свои молитвы, мы пришли к пониманию своего происхождения и своей истории. Если бы историки, пишущие о нашем народе, действительно серьёзно заинтересовались историей крымчаков, они постарались бы проделать ту работу, которую пришлось выполнить нам. Но им легче заглянуть в Еврейскую энциклопедию, в которой приводится информация трёхсотлетней давности. Поразительно: все современные науки проделали огромный шаг в своём развитии. Мы уже шагнули в космос, побывали на Луне, готовимся высадиться на Марсе, - а история топчется на одном месте, погибая от вмешательства недобросовестных политиков, преследующих свои узкокорыстные цели. Как наука, история давно уже не существует, она превратилась в служанку грязных политиканов и мракобесов.
Я не историк, но вынужден писать об этом, потому что больше некому. Нашего народа практически больше не существует, а современные историки безнадежно отстали от времени и, в сущности, мало интересуются нашим прошлым. Кто же скажет правду о нас, кроме нас самих? Ведь уже сейчас об этом прочно забыто. Многие крымчаки уже поверили в то, что они евреи и предки их жили в Палестине. Естественно, если они уехали из Крыма, забыли родной язык (песни Ашик Гариба пели в каждой крымчакской семье), свои древние молитвы, фольклор, грустные народные песни (йаных йырлары) и всё, что связано с прошлой жизнью, - чего можно от них ожидать?
Но ведь был на земле в течение многих сотен лет такой народ - крымчаки, жил в Симферополе къалпакъчы Йешвакъай - шапочник, татары всего Крыма заказывали шапки только у него. Геройски сражались на фронтах 1-й империалистической войны сыновья Йешвакъая братья Пиастро (об этом писали все российские газеты). Крымчак Яков Чапичев стал Героем Советского Союза, крымчак Колпакчи - генералом. А литература? Разве не оставил свой след в ней наш народ? Лермонтов заинтересовался крымчакским вариантом сказки "Ашик Кериб", пушкинская "Сказка о царе Салтане" очень близка крымчакской сказке "Падышах, его сын и красивейшая в мире" (об этом я писал в издании "Брега Тавриды"). Кто сейчас об этом знает? Когда-то Лермонтов горевал, что после его смерти одни будут считать его лучше, чем он был, другие, что он хуже, а ему хотелось, чтобы в памяти людей он остался таким, каким он был на самом деле. Правда, только правда, ничего кроме правды - вот что нужно нам, крымчакам. Но ведь она нужна и современной науке! Давид Реби 1 декабря 2008 года
|