Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
Мустафа Джемилев: «Я еще в большом долгу перед своим народом и до конца своих дней постараюсь ему еще послужить»
Дорогие друзья, дорогие гости!
Спасибо всем вам за то, что пришли почтить круглую дату моего рождения, спасибо за теплые и, может быть, не совсем заслуженно высокие слова в мой адрес. Я не думаю, что вполне заслужил все эти хорошие слова и отзывы о моей деятельности – ну, это понятно, не говорить же, в самом деле, о недостатках и грехах человека на торжествах по случаю дня его рождения.
Вообще-то, сказать откровенно, отмечать свое шестидесятилетие, то есть уже почти завершение отпущенного для многих стран среднестатистического возраста – это, конечно, вовсе не то, что отмечать свое совершеннолетие или 18-летие, когда у человека все еще впереди, и он полон надежд на прекрасное будущее. Спасибо за пожелания прожить еще сотню лет, но все-таки основная часть жизни уже позади, и можно подводить кое-какие итоги.
Поскольку основная часть моей сознательной жизни была связана с правозащитным и национальным движением своего народа, где я уже многие годы в руководстве, и многие наши действия зависели не в последнюю очередь и от моего решения, то скажу вкратце о том, чего мы добились и чего пока еще не смогли.
С горечью можно констатировать, что добиться пока еще не удалось очень многого, и за это я не снимаю с себя ответственности.
Еще очень многие наши соотечественники не смогли осуществить свою мечту, не смогли вернуться на родину. Мы не смогли еще реализовать свое законное право на восстановление своей национально-территориальной автономии на своей родине, как автохтонный народ этой земли, не имеющий за пределами Украины другой исторической родины. Мы не добились даже того, чтобы наш родной язык на своей родине был одним из официальных языков, не восстановили всеобъемлющую систему образования на родном языке. А без этого для нашего народа постоянно будет присутствовать угроза ассимиляции и в перспективе – полное его исчезновение как самобытной нации.
На своей земле мы пока еще на положении некоего мигрировавшего в Крым национального меньшинства, объем прав которого определяется теми, кто устроился на нашей земле после геноцида и депортации нашего народа и в той мере, в какой мы пока можем отстоять их сами, но вовсе не общепризнанными в цивилизованных странах правовыми нормами, предусмотренными для коренных народов.
В наших городах и селах, полностью переименованных советским режимом на свой вкус с целью тотальной русификации Крыма, мы по-прежнему пока еще вынуждены ходить по улицам, зачастую носящих имена ублюдков, совершавших гнусные преступления против нашего народа, мириться с их изваяниями на своих площадях и скверах.
Мы не решили еще многих своих очень важных правовых, культурных и социальных проблем. И вопрос о том, добьемся ли мы всех своих законных прав, и как скоро мы их добьемся, будет зависеть от эффективности и разумности наших действий, в целом всего нашего народа и в первую очередь его представительного органа – Меджлиса крымскотатарского народа, от того, насколько скоро нам удастся совместно с национально-демократическими силами Украины превратить нашу страну в подлинно правовое, демократическое и цивилизованное государство.
Но все же, если быть откровенными, не стоит отрицать того, что за прошедшие годы сделано довольно многое и, причем, сделано значительно больше, чем ожидалось. Ведь одно дело мечтать и говорить о том, как оно должно быть по справедливости, и совершенно другое – строить практические планы с учетом своих сил противостоящей стороны.
Мы мечтали, что когда-то развалится гнусная советская империя и исчезнет унижающий человеческое достоинство тоталитарный режим, но вряд ли кто всерьез верил, что доведется увидеть это своими глазами, при своей жизни.
Мы мечтали вернуть свой народ на родину и верили, что когда-то это обязательно произойдет, но не очень-то надеялись, что опять-таки это произойдет при нашей жизни. Реальные мечты многих активистов Национального движения, в том числе и мои, не простирались дальше того, чтобы умереть в кругу своих близких и быть по-людски похороненными, а не выброшенными с номерком на ноге в яму прилагерного кладбища. Но, слава Аллаху, значительная часть нашего народа уже на своей родине и, самое главное, это возвращение произошло без пролития своей или чужой крови.
Сегодня чиновники разного уровня сколько угодно могут хвастаться своей «мудрой политикой», благодаря чему, дескать, Украина избежала кровопролития межнациональных войн и столкновений, которые сотрясали и сотрясают некоторые другие постсоветские независимые государства, но любой беспристрастный аналитик вынужден будет констатировать, что в Крыму предпосылок для подобных столкновений было ничуть не меньше, но их не произошло благодаря высокому демократизму и миролюбивому характеру нашего Национального движения. Какие бы ни совершались беззакония против наших соотечественников, мы никогда не прибегали к террору и не отклонялись от своего принципа неприменения насилия. И я очень надеюсь, что мы сможем до конца отстоять все свои права исключительно мирными и демократическими методами.
Если проследить за развитием национальных движений других народов в постсоветских государствах, то можно увидеть, что ни одно из них, к сожалению, не избежало расколов, в результате чего вчерашние соратники превратились в соперников и врагов, и этим хорошо воспользовались далекие от подлинных национальных интересов политические силы. Нам удалось сохранить единство нашего Национального движения и, по большому счету, единство нашего народа. Этому в значительной мере способствовало то, что за полгода до развала СССР мы смогли провести демократические выборы, возродить наш традиционный курултай, избрать высший единый представительный орган нации – Меджлис крымскотатарского народа, а также создать сеть региональных и местных меджлисов, непосредственно избираемых народом во всех местах проживания наших соотечественников.
Разумеется, и у нас тоже были, есть и будут небольшие политические группировки, действия которых не согласуются с принятыми нами нормами, принципами и правилами, группировки, который руководствуются, на наш взгляд, не общенациональными интересами, а скорее личными амбициями. Бывают принципиальные разногласия и в самом Меджлисе, а в 1997 году Меджлис пережил очень серьезный политический кризис. Есть также силы, которым очень не нравится единство нашего народа, и они целенаправленно работают на внесение в нашу среду раскола и разногласий. Но Курултай крымскотатарского народа является одновременно арбитром всех наших внутренних разногласий, который может поставить каждого на свое место и стабилизировать ситуацию. поэтому я надеюсь, что возрожденная нами система национального самоуправления во главе с демократически избранным Курултаем будет постоянно укрепляться и совершенствоваться. В этом случае можно быть уверенным, что наша система национального самоуправления будет всегда действовать разумно, во благо нашего народа и нашего государства, независимо от того, какие личности будут избраны в Меджлис и кто этот Меджлис будет возглавлять.
Оглядывая все наше послевоенное национальное движение, я прихожу к выводу, что каких-либо серьезных ошибок и промахов мы не допустили, у нас нет причин стыдится перед нашими детьми, ибо мы сполна и в меру своих возможностей выполняли свое долг.
Один древнеиндийские поэт-философ, кажется Калидаса, говорил примерно так: «О человек! Когда ты появился на свет, ты горько плакал, а твои близкие смеялись, радуясь твоему рождению. Так проживи свою жизнь так, чтобы, умирая, ты мог радостно смеяться от чувства исполненного долга, а люди вокруг, расставаясь с тобой, горько бы плакали».
Не знаю, как насчет плакальщиков – будут они или нет, и сколько их будет. Возможно, еще больше будет тех, кто облегченно вздохнет и скажет: «Наконец-то!», потому что еще слишком много тех, кто яростно противится восстановлению справедливости в нашем национальном вопросе. Но могу с уверенностью сказать, что в любой момент, когда ангел смерти Азраил приблизится ко мне и скажет: «Время твое кончилось, я пришел за тобой », у меня не будет отчаяния и горечи. Первое, что придет мне в голову, я надеюсь, это поблагодарить Аллаха за то, что он даровал мне достаточно содержательную земную жизнь, дал возможность увидеть хоть какие-то плоды того, за что всю сознательную жизнь боролся, поблагодарить за то, что Он свел меня с порядочнейшими людьми нашего века, которых уже нет в живых, поблагодарить пока еще остающихся на этой земле моих близких и друзей, которые многие годы были вместе со мной, в том числе в самые тяжелые и критические моменты, никогда не предавали и всегда готовы были скорее расстаться с жизнью, чем поступиться чувством чести, долга и порядочности. Выразить благодарность своему народу, тысячам своих соотечественников, которые в самые тяжелые годы оказывали мне и моей семье моральную и материальную поддержку, а затем оказали мне высшую честь, трижды подряд избрав председателем высшего представительного органа нации – Меджлиса крымскотатарского народа. Я считаю, что прожил довольно счастливую жизнь, и своим счастьем обязан своему мужественному народу. Я еще в большом долгу перед своим народом и до конца своих дней постараюсь ему еще послужить.
У меня в преддверии моего юбилея некоторые корреспонденты спрашивали, а хотел бы я прожить свою жизнь заново, то есть повторить все, что было, еще раз. В связи с этим я вспомнил один анекдот о Вячеславе Чорновиле, который он сам рассказал на своем 60-летии в Киеве в 1997 году. А анекдот такой.
Поехал однажды В. Чорновил на рыбалку и вытянул он из реки одну рыбку, которая вдруг человеческим голосом сказала ему: «Отпусти меня обратно, и я исполню одно любое первое твое желание». Вячеслав Максимович вздрогнул и машинально выбросил рыбу, даже не сказав своего желания. Рыбка уплыла, но, уплывая, крикнула: «Я все равно выполню первое твое желание!». Вячеслав Максимович быстро сложил свои удочки, сел в свою машину и поехал домой. Проехав несколько километров, у обочины дороги он увидел молодую красивую девушку, которая, подняв руку, просила подвезти ее до города. Вячеслав Максимович остановился и подумал: «Эх, где моя молодость, был бы я хоть лет на двадцать моложе!». И вдруг он оказался молодым сорокалетним Вячеславом Чорновилом, сидящим, как и 20 лет назад, в камере Владимирской тюрьмы – рядом традиционная параша, а в коридоре гремит ключами тот же противный надзиратель и т.д.
Так что, когда у меня спрашивают, хотел бы я прожить свою жизнь заново, то есть пережить все то, что довелось пережить, я отвечаю: «Нет. Я прожил неплохо и доволен своей жизнью, но повторять все снова – не надо, не хочу!».
Я очень рад видеть здесь вместе активистов крымскотатарского национального движения, ветеранов общесоюзного правозащитного движения в СССР, отдавших многие годы своей жизни во имя прав человека и человеческого достоинства, руководителей крымскотатарской диаспоры из нескольких стран, а также видных государственных деятелей Украины, руководителей автономии, послов о полномочных представителей международных организаций, оказывающих всемерную помощь в процессе возвращения крымскотатарского народа на свою историческую родину и восстановления его законных прав. Буду счастлив, если этот наш вечер станет еще одним шагом в направлении сближения и взаимного сотрудничества этих людей во имя взаимного согласия, мира и справедливости в нашей стране и ее прекрасном уголке – Крымском полуострове.
Благодарю за внимание.
"Голос Крыма", 12.12.03