Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
“Чемодан – вокзал - Чикаго”
Филарет и компания
После провозглашения Украиной независимости, встал вопрос о независимой украинской церкви. 28 октября 1991 года Патриарх Алексий II вручил тогдашнему митрополиту Киевскому Филарету (Михаилу Денисенко) документ о предоставлении Украинской православной церкви церковной автономии.
Однако, вскоре параллельно обнаружились некоторые обстоятельства личной жизни митрополита Филарета, противоречащие канонам Церкви. Его дело было вынесено на церковный суд в Москве, где Филарет полностью признал свою вину и дал клятву на Евангелии подать прошение об увольнении. Но, по возвращении в Киев, Филарет встретился с тогдашним Президентом Леонидом Кравчуком и после серьезного разговора с ним “передумал”. Он самолично забрал всю церковную казну УПЦ и отказался выполнять данную им клятву. Епископат УПЦ отреагировал быстро: он осудил действия Филарета, который был признан клятвопреступником. Вскоре в Харькове был собран Собор, который отстранил от должности митрополита Филарета, лишил его сана и запретил впредь заниматься богослужением. Он был осужден по 7 пунктам (клятвопреступление, раскол церкви, присвоение власти, образ жизни и т.д.) и предан анафеме “пред всем народом”. С 11 июня 1992 года бывший монах Филарет стал простым мирянином.
Тем не менее, Филарет полностью проигнорировал решение Собора и при поддержке новой политической элиты стал создавать свою “собственную церковь” - Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Говоря проще, обыкновенный мирянин одел на себя одежду патриарха и стал проводить церковные обряды. УПЦ КП не признана ни одной из Православных Церквей мира и, по большому счету, является обыкновенной общественной организацией, занимающейся проведением культов, то есть – религиозной сектой. Тем не менее, она активно поддерживалась многими крупными политическими и финансовыми деятелями Украины. И Филарет, и тогдашнее руководство державы четко стояли на антироссийских позициях, что их и сближало. Видя, что новая “церковь”, близка к правительству, многие солидные люди, дабы быть поближе к “Украинскому Олимпу”, начали входить в её лоно. Новое религиозно-политико-экономическое объединение под названием “УПЦ КП” стало активно развивать свою деятельность, очень далекую от целей истинной Православной Церкви.
УПЦ КП в Крыму: что нужнее – Библия или деньги?
УПЦ КП при поддержке руководства Украины стала распространяться по всей территории государства. Появились раскольники-филаретовцы и в Крыму.
В данный момент пост управляющего Крымской епархией УПЦ КП занимает некий Павел Николаевич Кущ, бывший работник Симферопольского цирка. Сейчас он именует себя Епископом Симферопольским и Крымским Климентом.
Поскольку изначально исторических культовых зданий у новоявленной “церкви” никогда не было, представителям этой организации в Крыму в явочном порядке предоставлялись помещения, находящиеся на балансе у военного ведомства. В Симферополе таким зданием оказалось один из корпусов расформированного военно-технического училища по ул. Севастопольской, 17 – красивый трехэтажный особняк с колоннадой. В 1996 году часть этого здания площадью 1476,7 м2 было передано общине УПЦ КП на 5 лет. Община основала там “Кафедральный собор” святых Владимира и Ольги.
Получив над головой долгожданную крышу, община УПЦ КП развернула бурную деятельность. Но деятельность не религиозную (хоть и раскольническую), а откровенно коммерческую. При том, что здание было передано ему бесплатно, гражданин Кущ начал сдавать его различным организациям. Здесь поселились несколько магазинов, аптека, багетная мастерская, какие-то склады. Можете себе представить, сколько стоит аренда помещения в центре города, у самого рынка! Так, например, только кондитерская фабрика платила 2,90 коп за 1 квадратный метр в месяц. Прихожан у Павла Куща было совсем мало, уйма свободного времени, пустующее трехэтажное здание: почему бы в такой ситуации не заняться бизнесом? Возникла правда одна загвоздка: кто-то сказал, мол, нехорошо в Кафедральном соборе торговать презервативами и тампаксами. Лже-епископ тут же нашелся: вывеску “Аптека” поменял на “Церковная аптека”. Кроме того, на государственной земле началось вести строительство каких-то “церковных” пристроек…
А чтобы никто особо не лез во внутренние дела самой общины УПЦ КП в Крыму, организация смогла заручиться поддержкой некоторых влиятельных на полуострове людей. Например, очень плодотворной у “епископа Климента” была дружба с руководителем ГАО “Черноморнефтегаз” Николаем Ильницким и членом Президиума “грачевской” ВР Крыма Евгением Максименко. Кстати, последний был награжден четырьмя наградами УПЦ КП: орденами “Рыцарской доблести IV и V степени”, “Христа-Спасителя” и “Архистратича Михаила”. По разъяснению пресс-службы УПЦ, данные награды не являются государственными знаками отличия; они придуманы лично Филаретом, а орден “Христа-Спасителя” антихристианский даже по названию. Тем не менее, некоторые чиновники “купились” на эти значки-погремушки и за них (а может не только за них) продали и свою веру, и свой народ.
Как дарили народное добро
Почти год назад, 1 марта 2001 года истек пятилетний срок договора о пользовании общиной УПЦ КП здания по ул. Севастопольской, 17. Но кто же захочет отдавать теплое и денежное место у рынка? Надавив на нужные рычаги, “епископ” Павел Кущ добился рассмотрения на заседании ВР автономии вопроса о передаче ему здания на Севастопольской. Кстати, лоббировал этот вопрос и разрабатывал проект член Президиума ВР Крыма “орденоносец” Евгений Максименко.
16 мая 2001 года на заседании ВР было принято постановление о передачи здания общине УПЦ КП “в безвозмездное временное пользование до 2050 года”. Подписался под этим документом “пророссийский” Леонид Грач. Постановление подавалось на голосование “пакетом”. Проголосовало за него 53 депутата (при необходимом минимуме 51 человек), так и не разобравшись, за что они собственно голосуют. Сразу же после принятия постановления, депутат от Русской общины Крыма Олег Родивилов, собрал пресс-конференцию, на которой высказал свое мнение о незаконности акта передачи крымской общине УПЦ КП государственной собственности.
Но вскоре оказалось, что принятое постановление не законно. По словам председателя Совета по делам религий при Совмине АРК Владимира Молиборского “в данном вопросе возникли некоторые неувязки с гражданским кодексом”. Дело в том, что в “безвозмездное временное пользование” религиозным организациям можно передавать только бывшие культовые здания. Это же здание принадлежало Минобороны Украины и культовым никогда не было. Тогда было решено передать здание не в безвозмездное пользование, а в аренду. Причем, цена аренды устанавливалась льготная: 1 гривна за метр квадратный в год! Никто из государственных организаций против такого постановления не выступил. Кроме Прокуратуры и Фонда имущества АРК.
Если отбросить лирику и религию…
Фонд имущества АРК располагается в соседнем крыле того же здания, на которое претендует община УПЦ КП. Кроме того, он является собственником и арендодателем всех помещений. И честно говоря, Фонд имущества не сильно радует перспектива передачи здания кому-либо. В 1996 году законопослушная государственная структура из-за “высших” интересов не могла отказать в решении властей пустить на 5 лет к себе под бок общественную организацию. Сейчас, когда истек срок договора, когда руководство Фонда убедилось в нарушении всех пунктов этого документа, явно коммерческом использовании арендуемой площади оно не желает иметь общие дела со своими вынужденными соседями.
Принимая постановление о передаче в аренду здания УПЦ КП Верховная Рада позабыла, что есть такое понятие как налоги. Теперь арендодатель (то есть Фонд имущества АРК) должен платить НДС 20% от оценочной стоимости здания. Выходит, что, передавая здание в аренду за 1 гривну в год, государственная бюджетная организация должна заплатить около 150 000 грн. Представьте себе, если все религиозные конфессии Крыма (а их более 40) захотят на таких же условиях получить государственную собственность для своих нужд. А они имеют на это полное право, так как по закону о регистрации религиозных организаций состоят в равных правах с УПЦ КП. В таком случае надо будет в центре Симферополя найти 40 больших пустующих зданий, да еще и платить из бюджета огромные налоги. Но ведь все понимают, что это не реально. Люди сами строят храмы, мечети, синагоги, молельные дома. И лишь представители УПЦ КП не только требуют передачи им уже построенных зданий, но и силой захватывают их.
Что же теперь делать? Начальник хозяйственного отдела Фонда имущества АРК Владимир Косачев так прокомментировал нам сложившуюся ситуацию: “В настоящее время постановление ВР Крыма от 16.05.01 так и осталось на бумаге, поскольку не решен вопрос об НДС. Срок пятилетнего договора окончился и гражданин Кущ обязан освободить незаконно занимаемые им помещения. Тем не менее, он не только этого не делает, но и продолжает дальше сдавать государственную площадь коммерческим структурам. Мы неоднократно предлагали ему компромисс: найдем место для стройки храма, даем незаконченные объекты строительства, но все напрасно. Если бы они были структурой, которая исправно платит налоги на свою коммерческую деятельность и ведет себя в рамках закона, то не было бы никаких вопросов. Поэтому, когда Верховная Рада окончательно примет постановление об аренде части здания общиной УПЦ КП, мы выполним это решение, но будем четко смотреть: с какими целями используются арендуемые площади. То, что используется для культовых целей – это один вопрос, а что для коммерческих – постараемся вернуть государству. Мы государственное учреждение и всегда отстаиваем позицию и интересы государства”.
Руководство ФИАРК не скрывает, что на находящуюся в руках “филаретовцев” часть здания, в первую очередь, претендуют они сами. Действительно, странно, что солидная государственная организация должна существовать в ужасных условиях, в то время как за стенкой пустуют десятки помещений. Около 100 работников Фонда по 4-6 человек ютятся в двухместных комнатках, в некоторых из которых отсутствуют даже окна. Ежедневно через эти кабинеты проходят десятки руководителей предприятий всех рангов, а им даже негде присесть. Иностранцы-инвесторы вынуждены заключать миллионные договора на подоконниках. В архиве Фонда, где каждая бумажка имеет огромную ценность, папки с документами вынуждены хранить прямо на полу. В то время как у “соседей” пустует огромный зал, Фонду имущества негде провести ни аукцион, ни торги, ни совещание. А это – необходимая часть их работы. Кто не верит в эту удручающую картину, может просто зайти на проходную ФИАРК и полюбоваться трещинами в два пальца толщиной, пересекающими коридорные стены.
“Если вы не отзоветесь – мы напишем в “Спортлото”!
Естественно, что Павел Кущ и его соратники всем происходящим недовольны. Они неоднократно обращались к руководству автономии, к представителю Президента, к самому Президенту с тем, чтобы им окончательно передали здание.
И вот совсем недавно вышло новое обращение, которое адресовано “украинскому народу и мировой общественности”. В обращении есть слова и о “давлении Московского Патриархата, иностранной церкви в Украине”, и о “пророссийской Крымской власти”. Есть требования “создания Государственной комиссии по факту геноцида над верующими Киевского Патриархата в Крыму, …расследования преступной деятельности руководства Фонда имущества АР Крыма и позиции Совета по делам религий при Совете Министров АР Крым, направленной на разжигание меконфессиональной и межнациональной вражды”.
Ну а в заключении “епископ Климент” пишет: “В случаи если Конституционные права граждан Государства Украина, верующих Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в Крыму будут проигнорированы, мы вынуждены будем обратиться к Президенту и Конгрессу Соединенных Штатов Америки о предоставлении общине Киевского Патриархата в Крыму, политического убежища в связи с религиозными преследованиями”.
Помните известную песню Владимира Высоцкого “Письмо из сумасшедшего дома”? По сюжету песни психи написали письмо на ТВ в передачу “Очевидное-невероятное”, а в конце пригрозили: “Если вы не отзоветесь, мы напишем в Спортлото”! Заявление Крымской епархии УПЦ КП чем-то очень напоминает эту песню. Интересно, а если Президент и Конгресс США никак не отреагируют, куда будет писать “епископ Климент”?
“Они думают так, - делится своим мнением по поводу данного заявления депутат ВС АРК, директор представительства фонда “Москва-Крым” Олег Родивилов, - раз мы кричим что-то против России, то Запад нас тут же примет в свои объятья. Но они забывают, что Запад сейчас намного ближе к России, чем к Украине. Поэтому такие заявления, со смыслом: “чемодан-вокзал-Чикаго”, - это поверхностный, эмоциональный вскрик людей, оказавшихся в политическом и духовном вакууме. Таких привилегий, как УПЦ КП и в Украине, и в Крыму не имеет ни одна религиозная организация. Сейчас их пытаются просто поставить на место, приравнять ко всем остальным. Им это не нравиться, отсюда такая истерика”.
Последнее обращение Крымской Епархии УПЦ КП ясно показало их политическую ориентацию. Филаретовская церковь определенно указала, кого они считают своими защитниками и куда они хотят уехать. Теперь от каждого из нас зависит, чью сторону мы принимаем в этом расколе. И как бы не хотелось стоять в стороне от конфликтов, мы должны принять чью-то сторону: ведь мы все – славяне, люди православные. Не менее важно, чтобы четко в своей позиции определилась и наша власть, наши депутаты. Чтобы они четко решили – с кем они: с верой народа Украины или с верой политики Запада?
“Русский мир”