Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Лейла Такош
Ливадийский поссовет решил поставить точку в многотрудном вопросе об установке памятника "большой тройке" в Крыму. Вернее, восклицательный знак, потому что шум, который вызовет это решение, долго еще будет звоном отзываться не только в гулких головах отдельных политиков, но и во всем обществе в целом.
Напомним, что честь рождения идеи увековечить на местной почве вождя всех времен и народов вместе с его коллегами по послевоенному переделу мира якобы принадлежала Ялтинскому горсовету. К ее реализации активно подключился Владимир Казарин, который, работая говорящей головой проекта, получил больше всего тумаков и шишек от его противников. Но роль жертвы его вовсе не тяготила, так как вице-премьер выполнял почетные обязанности посредника между Крымом и личным другом мэра Москвы, скульптором Зурабом Церетели, взявшимся оказать Крыму эту ритуальную услугу.
Очередной десятитонный бронзовый монстр Церетели прибыл бы на полуостров к февралю нынешнего года, если бы не масса протестов всевозможных организаций (и не только крымскотатарских). От скандального проекта вынуждено было откреститься крымское правительство, которому к этому времени только Сталина не хватало, чтобы окончательно похоронить себя в глазах Киева. Чтобы похоронить идею, здесь "вспомнили", что территорией дворца-музея вправе распоряжаться только Кабинет министров Украины. Церетели, конечно, обиделся и уже пообещал отдать дорогую (в буквальном смысле слова — хотя имена таинственных российских спонсоров, оплативших "подарок", до сих пор не известны) скульптуру Волгограду. Видимо, в отместку за то, что он когда-то назывался Сталинградом.
Теперь новый маршрут путешествия отказной "тройки" решил изменить Ливадийский поссовет. 21 марта к его депутатам обратился Леонид Грач с просьбой найти возможность вернуть Сталина Крыму. И уже через 8 дней она была удовлетворена. Во вторник на своем внеочередном заседании в присутствии просителя ливадийские избранники приняли решение "выделить земельный участок на территории сквера пгт. Ливадия для установки к 9 Мая 2005 года памятника главам союзных держав антигитлеровской коалиции". Осталось только определить историческое место: либо на трассе при въезде в Ливадию, либо напротив органного зала.
Естественно, что это решение вызовет бурю протеста в той части крымского общества, которая считает Сталина (Рузвельт и Черчилль здесь фигуры второстепенные) тираном, уничтожившим миллионы людей. Первая реакция последовала от крымских татар. Зам председателя меджлиса и нардеп Рефат Чубаров назвал случившееся "явной провокацией, направленной на разжигание конфликта не только в Крыму, но и в Украине", и "вызовом новоизбранному президенту". Политик считает, что для предотвращения открытого конфликта прокуратура Крыма обязана немедленно опротестовать решение Ливадийского поссовета.
Повод, как выяснилось, для этого есть. Кабмин Украины в одном из своих постановлений определил, что принятие решений об установлении памятников государственного значения — это только его прерогатива. А термин "государственный" распространяется на "памятники и монументы, посвященные увековечению значимых событий в истории Украины и мира, которые имели национальное и мировое значение". Это значит, что если бы ливадийские депутаты решили поставить на земле своего поссовета бюст Леонида Грача — пожалуйста, так как эта фигура не имеет "национального и мирового значения". А со Сталиным проблема усложняется еще и тем, что, согласно другому документу — "Порядку сооружения (создания) памятников и монументов", принятому Госкомитетом Украины по строительству и архитектуре, предложения о сооружении памятников в том или ином месте подаются в соответствующие органы как минимум за полтора года до запланированной даты их установки.
Знатному юристу Грачу нужно бы лучше знать украинское законодательство и не толкать депутатов местного совета на его нарушение. Впрочем, Леонид Иванович, по сути, единственный человек в Крыму, кого устраивает любой расклад событий. Удастся установить памятник Сталину на полуострове, с его именем будут связывать не только строительство личного особняка в Симферополе и аквапарка бывшего зятя в Симеизе. Не удастся — главный крымский большевик весь оставшийся до парламентских выборов год будет обкатывать подпорченный за время президентских выборов имидж борца за славное советское прошлое против "национал-радикалов".
А депутатам Ливадийского совета вместо того, чтобы создавать Крыму пробемы со Сталиным, полезнее было бы вспомнить, как обращался "отец народов" не только с целыми народами, но и с отдельными личностями, не дружащими с законом. На этой неделе стало известно, что прокуратура Ялты возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц славного поселка. Как сообщает ЦОС ГУ МВД Украины в Крыму, "должностные лица Ливадийского поселкового совета по предварительному сговору с руководством одного из ОАО незаконно передали в постоянное пользование санаторий "Узбекистан" и земельный участок сельскохозяйственного назначения размером 2,3 га, чем допустили его нецелевое использование и нанесли убытки государству на сумму свыше 3 миллионов гривен".