Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Первая крымская" N 13 (69), 8-14 апреля 2005 года

Хизбы начали весеннее наступление. И сразу попались

Лейла Такош

В Крыму вновь активизировался местный филиал партии "Хизб-ут-Тахрир", который впервые открыто заявил о себе осенью прошлого года. Тогда, нарушив сложившуюся традицию очень закрытой структуры, крымские хизбы пошли на контакт с журналистами и даже выступили в телепрограммах. Этот беспрецедентный случай сразу насторожил тех, кто внимательно отслеживает ситуацию на полуострове. Некоторые наблюдатели сделали вывод, что выход хизбов из подполья может означать, что таким образом спецслужбы готовятся их использовать в президентской кампании, если возникнет необходимость разыгрывания сценария с дестабилизацией обстановки в регионе. Этого, слава Аллаху, не случилось, и за зиму о сторонниках "всемирного Халифата" все забыли, кроме самого ярого борца за чистоту исламских рядов Леонида Грача. С началом весны хизбы, как перелетные птицы, вернулись к активной работе на публике. Правда, теперь на них расставляют силки.

В конце марта Балаклавский районный суд г. Севастополя оштрафовал на 400 — 500 грн. нескольких членов "Хизб-ут-Тахрир" "за незаконную политическую деятельность". Инициатором судебного дела стало севастопольское управление СБУ, инкриминировавшее местным хизбам распространение листовок. Как ни странно, но широкая общественность узнала об этом беспрецедентном для Украины деле совершенно случайно. О нем рассказал журналистам член севастопольского регионального меджлиса Ленур Османов, присутствовавший в качестве слушателя на пресс-конференции в Симферополе, которую провел член "Хизб-ут-Тахрир" в Крыму Абдуселям Селяметов.

Как было заявлено, цели этого очередного появления перед журналистами были исключительно неполитические — предостеречь работников прессы от распространения недостоверной информации о партии, чем грешат практически все СМИ, называющие эту организацию террористической. "Подобная тенденциозность, — сказал Селяметов, — вызывает у нас серьезную озабоченность, поскольку в условиях искаженного информационного поля и — как следствие — общественной нетерпимости к нашей организации достаточно сложно донести правдивую информацию о наших мыслях и взглядах, которые в действительности не несут никакой угрозы обществу". Мысли и взгляды эти невинны, как сон ребенка. Цель партии лежит в плоскости идей, а не действий, и главная из них — "возвращение исламской идентичности крымским татарам". Бороться за создание "всемирного Халифата" на территории Украины она не собирается — здесь нет таких условий. В выборах участвовать не будет, потому что это следование законам государства, а не Корану, а значит, грешно. Правда, в трудных вопросах греха члены "Хизб-ут-Тахрир" еще не до конца разобрались, потому что собираются зарегистрировать свою организацию, то есть легализовать ее в соответствии с нормами украинского законодательства. "Партийное строительство идет. Мы осуществляем ряд мер для того, чтобы легализоваться, — заявил Селяметов. — Мы плотно над этим работаем".

Нетерпеливый закон не стал ждать, когда хизбы придут под его сень. Сразу после пресс-конференции работники милиции препроводили Абдуселяма Селя-метова в райотдел "для идентификации личности". Кроме того, правоохранители задокументировали факт проведения пресс-конференции и, перед тем как отпустить задержанного, инкриминировали ему нарушение Закона "Об объединении граждан" в части "участие в нелегальных организациях" и сообщили, что он должен явиться по этому делу в Центральный суд Симферополя в понедельник. Скорее всего, как и в Балаклаве, члена "Хизб-ут-Тахрир" в результате заставят заплатить штраф "за незаконную политическую деятельность".

Таким образом, государство, решившее наконец обратить внимание на деятельность хизбов в Крыму, само забывает о законности. Проведение пресс-конференции — это возможность свободно высказывать свои взгляды, что гарантировано Конституцией. Кроме того, у нас в стране не судят не только за мысли, но и за участие в нелегальных (то есть незаконных) организациях, если они не признаны таковыми, — "Хизб-ут-Тахрир" не запрещена на территории Украины. То есть крымским правоохранителям лучше бы все-таки поискать другие — адекватные — меры воздействия на подозрительную (но пока не более того) организацию, чтобы это не выглядело политической расправой над инакомыслящими. Впрочем, Леониду Грачу и руководству меджлиса это должно понравиться. С другой стороны, исчезни "исламские радикалы" с политической арены, с кем они будут бороться?