Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Наталья Грачева
На прошлой неделе у села Войкова в Первомайском районе загорелся склад с 42 тоннами непригодных и запрещенных ядохимикатов. Тушение осложнялось тем, что, даже залитые пеной, пестициды продолжали гореть, выделяя едкий дым. Полдня потребовалось пожарным, чтобы справиться с огнем. В течение полутора лет на этот склад свозили ядохимикаты из 8 хозяйств района. Его собирались наглухо забетонировать и превратить в химический саркофаг. Что с ним делать теперь, после пожара, никто не знает. Как и с сотнями тонн непригодных ядохимикатов по всему Крыму. На сегодняшний день всего лишь 334 тонны непригодных и запрещенных к использованию пестицидов находится на базах центрального хранения в Джанкойском и Бахчисарайском районах. По данным Главного управления МЧС Украины в Крыму, за прошлый год специалисты подразделения радиационной и химической защиты перегрузили в новые емкости (пластиковые 200-литровые бочки) более 20 т ядохимикатов, а всего за последние четыре года сотрудники МЧС перезатарили около 200 т просроченной химии.
В то же время около 500 тонн старой сельхозхимии мертвым грузом лежит на складах хозяйств по всему Крыму. Пока никто не придумал ничего лучше, чем постепенно свозить эти опасные запасы в более крупные хранилища. В идеале — вместо ныне существующих 144 складов должно остаться десятка полтора. Но работа идет медленно: как всегда,
благие намерения тормозятся отсутствием финансов. Их трудно найти и хозяйствам, и районным бюджетам (если склад уже приобрел статус бесхозного).
Самыми проблемными в этом отношении районами считаются Белогорский, Сакский и Симферопольский. Там не только наибольшее количество складов с просроченными химикатами, но и основная часть бесхозных хранилищ: предприятия, которым они раньше принадлежали, распались или обанкротились.
Например, ничейным остается склад в селе Маленьком Симферопольского района, где среди прочих средств защиты растений в рассыпающейся от старости таре хранятся печально знаменитый ДДТ, а также препараты, содержащие ртуть и цианиды. Склад стоит на берегу реки, и страшно даже представить, что может произойти, если все это попадет
в воду. Как сообщил заместитель председателя Симферопольской райгосадминистрации Владимир Деревянкин, в Маленьком начались работы по превращению химсклада в саркофаг. Районный бюджет нашел для этого 14,5 тыс. грн.
Но, пожалуй, самое неподходящее место для просроченных ядохимикатов — курортное Южнобережье. На территории Большой Ялты расположены два хранилища для просроченных ядов. Оба находятся на территории Гурзуфского поссовета: у МДЦ "Артек" и совхоза-завода "Гурзуф", Но вряд ли их будут превращать в саркофаги. Когда найдут деньги, тонны ядохимикатов, скорее всего, перезатарят и вывезут под Бахчисарай либо Джанкой.
Но полностью избавиться от ядовитых веществ Крыму удастся не скоро. Уже подсчитано, что вывоз на одно из украинских предприятий по утилизации (в Сумы или Харьков) и переработка 1 кг сельхозхимии обойдется 8 — 12 грн. Следовательно, чтобы полностью очистить Крым, требуется как минимум 10 млн. грн.
Одним из больных мест хранилищ непригодных пестицидов в сельской местности остается либо отсутствие, либо ненадежная охрана. Кстати, как подозревают пожарные, причиной возгорания на складе в Первомайском районе стал поджог. Полуметровый забор и один сторож на обширной территории — легкая преграда на пути злоумышленников.
Их порой не смущают даже заваренные двери: они просто-напросто пробивают дыры в стенах или крыше. Раньше ядохимикаты таскали в основном для своих огородов (бесплатно же!), а года четыре назад в Джанкойском районе непригодные удобрения использовали для... рыбалки: сыпали в ставки и даже в Северо-Крымский канал, всплывшую рыбу тащили на рынок. Сейчас химию все чаще воруют на продажу. На рынках дачникам и огородникам предлагают запрещенные и не выпускаемые уже лет 15 — 20 препараты. Торговля ведется с размахом, химикаты расфасованы не только в самодельные пакеты, но и в упаковки, изготовленные типографским способом. Естественно, адрес изготовителя на них не указан. Крымчанам предлагают запрещенные, зато дешевые вофатокс, метафос, хлорофос (средства от насекомых-вредителей), нитрофен (для борьбы с сорняками), медный купорос (лекарство от болезней деревьев и кустарников) и другие.
Среди просроченных и запрещенных пестицидов, которые сегодня хранятся на крымских складах, многие содержат вещества, относящиеся к 1-му классу опасности, то есть самые вредные. При попадании в организм, даже через кожу или органы дыхания, они могут не только серьезно повредить здоровью, но и привести к смертельному исходу. Соединения мышьяка, хлора, ртути, свинца, селена, фосфора, цианиды — это далеко не полный перечень того, что лежит на складах. Для человека контакт с этими ядами может аукнуться серьезными заболеваниями бронхов и легких, почек, печени, поражениями кожи, желудка и кишечника, онкозаболеваниями.
Селу Войкову повезло: ветер во время пожара дул в другую сторону, опасности для жителей не было и нет. Но в тот день на складе в числе прочего горела и сера. Так что войковцам в ближайшее время лучше под дождь не попадать: он может оказаться слегка разбавленным серной кислотой.