Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Первая крымская" N 14 (70), 15-21 апреля 2005 года

Сажать начали с донецких. Кто следующий?

Олег Полищук, Ирина Пахомова

С арестом главы Донецкого облсовета Бориса Колесникова — правой руки и личного друга Рината Ахметова — нанесен серьезный удар не только по позициям "донецких". Бывшей власти и приближенным к ней бизнес-структурам дан вполне определенный сигнал: в стране больше нет неприкасаемых. Это относится и к отдельным личностям, и к целым регионам. Донецк, живший последнее десятилетие по своим правилам, ощутил радикальное вмешательство — из колоды выдернут ключевой игрок, нарушен микроклимат, под угрозой вся система, терпеливо выстраиваемая с середины 90-х годов прошлого века. При этом попытки новой оппозиции сделать из арестанта "узника совести" пока не имеют заметного успеха — правоохранители мотивы задержания объясняют сугубо криминальными причинами.

Арест подкрался незаметно

По мнению одних массмедиа, приписывание г-ну Колесникову роли "серого кардинала" Донбасса — это явная переоценка его роли в жизнедеятельности региона. Другие отмечают, что недавний статус нынешнего арестанта вовсе не ограничивался руководством облсовета. По мнению влиятельного "Зеркала недели", "у Бориса Викторовича много ипостасей, которые будут всплывать в этом деле. Ближайший друг и деловой партнер Рината Ахметова, создатель и, как говорят, фактический хозяин целого ряда крупнейших в Украине бизнес-структур, глава донецкой областной организации Партии регионов, разработчик областного бюджета, один из руководителей и идеологов избирательной кампании Виктора Януковича и прочая, и прочая, и прочая. Как говорят люди, лично знакомые с Колесниковым, этот человек может в Донецке самостоятельно решать любые конкретные проблемы. Если инкриминируемое Колесникову вымогательство будет доказано, это будет обвинение против всей правящей в Донбассе политической элиты. Потому что Колесников тесно связан деловыми интересами со всеми влиятельными персонами региона. Потому что методы его работы в политике и бизнесе типичны для Донецка и широко там распространены. Потому что улики и показания в деле Колесникова станут ниточками, за которые можно будет раскрутить другие, еще более резонансные вопросы и другие, еще более резонансные фигуры".

Смотрите, кто сидит

Фамилию Колесников широкая общественность Украины услышала только в конце 90-х, когда то, что называли донецким кланом, всерьез разрослось и приобрело некий общегосударственный статус. До этого даже в регионе о существовании 42-летнего уроженца Мариуполя знали только сведущие люди. В 1980 г. начав свою карьеру в торговле, к началу 90-х наш герой принялся строить собственный бизнес, возглавив в 1991 г. неизвестную на то время фирму "Юг". Времена тогда были неспокойные, в Донецке нередко звучали выстрелы и взрывы. За громкими убийствами президентов известных фирм как-то незаметной осталась насильственная смерть предпринимателя, контролировавшего центральный рынок. А к концу 90-х фактическим хозяином центрального рынка становится фирма "Юг", ставшая впоследствии и партнером сети закусочных McDonald's. Вскоре в регионе появилась продукция кондитерской компании "Киев-Конти", которая, как оказалось, контролируется Борисом Викторовичем.

Наиболее бурно успехи г-на Колесникова проявились в 1998 г., когда он занял пост вице-президента ФК "Шахтер" и был избран в областной совет. В 1999 г. Борис Викторович очень много сделал для победы Леонида Кучмы, который в традиционно "красной" Донецкой области с неплохим отрывом неожиданно опередил лидера коммунистов Петра Симоненко. А уже в мае 2000 г. Борис Колесников возглавил областной совет депутатов.

По-настоящему известным человеком в Украине Борис Викторович стал после съезда в Северодонецке. Выступая на нем, Колесников, решив сделать Януковича президентом хотя бы части Украины, бросил в зал клич провести на всех территориях Юго-Востока референдум о "создании нового украинского юго-восточного государства в форме федеративной республики" со столицей в Харькове. Поэтому, когда он 6 апреля шел на допрос в Генпрокуратуру, думал, что будет давать показания по "делу о сепаратизме". Но политика здесь оказалась ни при чем.

От семи до двенадцати

Генпрокурор Святослав Пискун с трибуны ВР огласил, что г-на Колесникова подозревают по сугубо уголовной статье в вымогательстве передачи чужого имущества с угрозой убийства. Такое преступление предусматривает лишение свободы на срок от семи до 12 лет. Дело, по словам генпрокурора, возбудили еще 25 марта, хотя сам криминальный эпизод произошел несколько лет назад. А министр внутренних дел Юрий Луценко в ответ на обвинение в политическом преследовании заявил нардепам: "Какая политика, уважаемые? Натуральный бандитизм".

У милиции есть доказательства того, что Колесников лично "давил" на бывшего руководителя торгового центра "Белый лебедь" Владимира Пенчука с тем, чтобы он передал акции предприятия людям Ахметова. Чтобы понимать, о каких масштабах вымогательства идет речь, нужно сказать, что это самый большой универмаг в Донецке, который состоит из двух четырехэтажных зданий, в которых размещено множество торговых точек, включая, к примеру, такие, где торговали золотом и швейцарскими часами.

Чтобы "клиент" был более сговорчивым, на него было совершено три покушения: один раз Пенчука пытались взорвать, дважды в него стреляли из автоматического оружия. Говорят, что у милиции есть даже видеопленка, на которой не выдержавший давления хозяин "Белого лебедя" подписывает вместе с женой документы о передаче своих акций новым хозяевам. Процедура эта якобы происходила... в свежевырытой могиле на одном из донецких кладбищ.

Так ли это на самом деле, неизвестно, но именно Пенчук стал главным свидетелем против Колесникова. (Сын Пенчука Борис уже рассказал еженедельнику "Граниплюс", что на его отца давил Колесников и семья была вынуждена отдать акции под угрозой смерти). А когда это стало известно депутатам, чтобы спасти свидетеля, министру ВД Луценко пришлось срочно высылать самолет в Донецк, чтобы эвакуировать в Киев его семью, которую теперь держат под двойной охраной из бойцов "Беркута" и "Грифона". Другие фигуранты по делу тоже покинули Донецк, правда, в ином — неизвестном — направлении. Сразу после задержания Колесникова, убыли с исторической родины все новые учредители торгового центра "Белый лебедь", среди которых и брат Рината Ахметова — Игорь.

А в минувшую среду стало известно, что против Колесникова свидетельствует и бывший глава фонда "Золотой скиф" Константин Воробьев, которого тот также принудил оставить свой пост.

Революции не ожидается

На этом весьма несимпатичном фоне Партии регионов пока не очень удается сформировать из сидельца Колесникова образ нового лидера-оппозиционера, как это некогда получилось с Юлией Тимошенко, посаженной в тюрьму во времена Кучмы. Практически сорвались акции и в регионах, лишь в Донецке новая оппозиция смогла организовать более-менее массовый митинг. В Киеве удалось собрать более 60 палаток в Мариинском парке, но их скоро, судя по всему, снимут по решению суда. Не сбылись и заявления о всеукраинской забастовке и даже новой революции, громко обещанных экс-кандидатом в президенты Виктором Януковичем.

Зато пошли в ход весьма нестандартные акции. В среду в милицию позвонил неизвестный,- сообщив о минировании 40 вагонов, стоящих на путях недалеко от плотины Киевской ГЭС. Бомбист пообещал взорвать вагоны, если Колесникова не выпустят на свободу. Как и следовало ожидать, угроза оказалась ложной.

По сути, оппозиция сама загнала себя в тупик. Вряд ли ей удастся развернуть массовые акции неповиновения, и уже очевидно, что власть за год до выборов спровоцировала оппозиционеров на откровенный фальстарт, продемонстрировавший их малочисленность и слабость.

Виктор Ющенко начал демонстрировать, что на карте Украины не осталось неконтролируемых Киевом территорий, и в конце концов оправдывать ожидания своих избирателей. Лозунг "Бандитам — тюрьмы" был одним из основных в ходе избирательной кампании президента, так что действия, видимо, будут проистекать в том же направлении.