Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Коммунист Крыма", N 17 (625), 28 апреля 2005 года

О моменте истины для крымчан

Один из последних опусов, помещенный в интернет-издании "Майдан", так и называется: "Для Крыма наступил момент истины?" В своем сочинении на заданную новыми хозяевами и разработанную одним специалистом "широкого профиля" тему оно обращается к Николаю Багрову, Леониду Грачу, Борису Дейчу, Мустафе Джемилеву и Сергею Куницыну с "повесткой дня для крымской автономии". Хотя на самом деле вся "повестка" сводится к нескольким и не первой свежести вопросам из жизни автономии.

Деградирует не по дням, а по часам политика официального Киева

Я не буду пространно говорить сейчас о людях, чьи фамилии прозвучали вместе с моей в упомянутом сочинении "экономического советника", но свое отношение к сему сокровищу "истины" хочу высказать. Во-первых, утверждается факт, что происходит "процесс деградации крымской "автономной политики", который приобретает "необратимый характер". Согласен, мысль не лишена оснований. Вопрос в ином: автор считает, что процессы в Крыму зависят исключительно от крымских политиков. В частности, от названных им людей. Действуй они, несмотря на расхождения в своих идейно-политических пристрастиях, исключительно во благо Крыма, все было бы замечательно.

Вот здесь и коренится главная ошибка. Во-первых, те же пристрастия мешают некоторым действовать в интересах Крыма, вернее, — его населения. Получается бурная деятельность в личных меркантильных интересах, или в политических и вполне материальных интересах тех лиц и сил, которые за ними стоят. Во-вторых, Крым — это не отдельно взятое государство, а составная часть Украины, пусть и обладающая правами автономии. Следовательно, процессы в Крыму неотделимы от процессов во всей Украине и, прежде всего, в ее столице. Более того, в большинстве случаев они как раз порождаются тем, что происходит в Киеве. Поэтому, если уж говорить о деградации крымской политики, надо вначале посмотреть, что происходит с украинской политикой, особенно после прихода к власти "оранжевого" крыла буржуазии.

Становясь практически односторонней, строго ориентированной и предельно зависимой от Соединенных Штатов, деградирует не по дням, а по часам политика официального Киева. Курс на НАТО, попытки вытеснения Черноморского Флота из Севастополя, фактический отказ от самой идеи Единого Экономического Пространства (нельзя же свести его исключительно к зоне свободной торговли!), разрыв с Кубой и Белоруссией, — это зримые признаки деградации украинской внешней политики. То же самое происходит и во внутренней политике — "ручной режим" в управлении экономикой с каждым днем приближает ее развал и обещает новые беды для подавляющего большинства граждан страны, в том числе и для крымчан. В гуманитарной сфере торжествует откровенно националистическая идеология, ставящая своей целью уничтожение православно-коллективистской культуры, всего русского и превращение страны в духовную периферию Запада.

Эта же политика насаждается в Крыму. Ее проводники, а таких нашлось немало и в среде "старой власти", не говоря уже о местных "оранжистах" и Меджлисе, как раз и являются деградирующей составной местного крымского политикума. Те же, кто оказывает сопротивление наступлению духовного мракобесия и экономического произвола, — представляют собой защитников ключевых интересов основной массы жителей полуострова. Иначе говоря, признаки деградации налицо, но сам процесс не приобрел и не сможет приобрести тотальный характер. По крайней мере, пока на полуострове остаются силы, нацеленные на социальную справедливость, интернационализм и дружбу с Россией. Ведущей среди них является, и об этом говорить много не надо, Блок имени Богдана Хмельницкого.

Кое-кто в Киеве и их "пятая колонна" в Крыму пытаются вести дело к "уродцу"

Опаснее всего то, что некоторые господа, рассуждая о деградации, начинают высказывать сомнения в целесообразности существования автономии. На протяжении последних полгода такие публикации появлялись не только в Интернете, но и в центральных киевских СМИ не последнего пошиба: "Зеркало недели", "День", "Киевский телеграф", др. На некоторые из них, особенно вышедшие из-под пера "советников" высшего руководства Крыма, мне уже приходилось реагировать, как и на этот выпад: "... мы с вами явно не для того вкладывали душу и нервы в создание этой автономии, чтобы получился такой уродец [ ] Может быть, мы создали что-то не то?" Ход мысли прост до неприличия: если получилось "не то", надо, понятное дело, его ликвидировать, а дальше строить уже "то". Кто заинтересован в ликвидации автономии, в Крыму знают все, от мала до велика.

Поэтому, на словах заботясь о благе крымчан, такие "советники" и их патроны на деле отрицают право населения полуострова жить в родной и привычной культурной и духовной среде. А раз появляются альтернативные устремления, в том числе, как правило, либо среди бизнес-элиты и управленческого слоя АРК, либо среди меджлисовских радикалов, говорить о нарушениях полномочий Автономной Республики Крым, как это произошло при последнем назначении на должность председателя Совета министров Крыма, нам придется все чаще.

Создавали же мы как раз "то", что хотели. Сегодня бы не мешало вспомнить, как развивались события в начале 90-х годов. Крым оказался единственным регионом, где только чуть больше половины населения, имеющего право голоса, высказалось во время референдума за независимость Украины. Затем возникло мощное движение за возвращение полуострова в состав России. Одновременно в Крыму появились поезда с "миротворцами"-галичанами. Обстановка была накалена до предела. Помнится, в то время никто не упоминал об "уродце". Наоборот, радовался, что наличие автономии позволяет хоть как-то защитить наших людей от "революционной демократии" распоясавшихся националистов.

С другой стороны, радикальные настроения распространились и среди крымчан. Было недалеко до прямого конфликта, в который неминуемо оказалась бы втянутой Россия. Надо ли говорить, что могло произойти? Вспомним, как "Московские новости" писали в те дни, что Киев и Москва готовы по поводу Крыма обменяться ядерными ударами. Кстати, Украина тогда обладала третьим в мире ядерным потенциалом. Но мы сумели успокоить людей. И не последнюю роль при этом сыграл сам факт наличия автономии. Затем, все об этом знают, была конституция, которая позволила перевести процесс окончательно в мирное, правовое и демократическое русло.

Короче, создали мы вовсе не "уродца". Это теперь кое-кто в Киеве и их "пятая колонна" в Крыму пытаются вести дело к "уродцу", чтобы впоследствии получить некоторые основания для ликвидации автономии вообще. А после этого поступить с нами, как в Германии ранее с полабскими славянами, — послушных ассимилировать, иных -сами понимаете, как поступить с ними. Вот и получается, что тот, кто рассуждает об "уродце", на деле выступает против жизненных основ большинства населения полуострова. Можно также напомнить, что в январе 1991 года, когда решалось, быть или не быть автономии, за ее учреждение проголосовали более 93% избирателей полуострова.

Пристрастия мешают некоторым действовать в интересах Крыма

Что касается теневой стороны экономических проблем полуострова, то пишут, что "реально действующей конституцией автономии стал негласный договор о "понятиях" теневого земельно-рекреационного бизнеса, пронизавшего все клетки ее организма". Более того, "уже несколько лет все административные здания полуострова — одна большая земельно-санаторная биржа, а большинство носителей депутатских мандатов и служебных удостоверений — брокеры, маклеры и операторы этой биржи..."

Что же, подмечено верно. Даже больше и резче сказать можно было бы. Но в том-то и дело, что происходит все, о чем говорит советник, "уже несколько лет". Не все годы существования автономии, а "несколько лет". Иначе говоря, хотя кое-кому и не хочется этого делать, косвенно вынуждены признать, что в те годы, когда я возглавлял Верховный Совет автономии, ничего подобного не происходило. А те, кто пытался совмещать служебные удостоверения с брокерскими и иными талантами, вынуждены были либо покинуть Крым, либо с ними поступили по закону. Это я к тому, насколько иные "советники" неуклюжи, когда по вопросу "земельно-рекреационного бизнеса" обращаются одновременно и ко мне, и к Сергею Куницыну или Борису Дейчу. Надо ли пояснять, что говорить следовало бы как раз с теми, кто руководит или руководил Крымом эти "несколько лет"!? И уж совсем напрасно не находят нужным обратиться на предмет "земельно-рекреационного бизнеса" персонально к т.н. Меджлису. В Коране не только изложены право и мораль, но исходя из Корана, они являются неотделимыми друг от друга, а потому совпадают. Во всяком случае, с формальной точки зрения. Особое внимание в Священной Книге мусульман уделяется правам собственника. Аллах велит отсекать ворам руки, что, кстати, во многих случаях исполняется и поныне. Теперь позволим задаться вопросом: разве захваты чужой земли или квартир -это не нарушение заповедей Аллаха? Я понимаю, что Аллах не в состоянии увидеть все многочисленные факты попрания его воли. Но в Крыму вроде бы существует власть, которая должна проводить в жизнь закон и не позволять некоторым зариться на чужое добро. А, кроме того, в Крыму еще существуют бдительные господа, которые все видят, слышат и здесь же формируют "повестки истины". Интересно, по сколько штук в день? И еще интереснее: почему они молчат, когда речь идет о Меджлисе? Очевидно, вопрос этот из числа риторических.

Такие, похоже, искренне переживают за судьбы украинского государства. Их очень беспокоит, что "после Оранжевой революции не Донбасс, а Крым — самое уязвимое звено и наиболее серьезный полигон для испытания на прочность украинского государства"?! Вот именно, у автора упомянутой публикации в интернет-издании "Майдан" так в оригинале — "Оранжевая революция" с большой буквы! Мы тоже переживаем, но иначе, чем советник. Мы действительно переживаем за Государство Украинское, но не за "оранжевую" страну, как он. Мы и будем крепить подлинную, а не оранжевую Украину. В том числе и силами Блока имени Хмельницкого. В силу этого, впредь рекомендуем подобным образом "озабоченным" обращаться с "повестками" исключительно по "родственным" ему с. недавних пор адресам.

Для Крыма наступили трудные времена

Для Крыма сейчас наступили трудные времена... В течение нескольких последних десятилетий сначала в СССР, а затем и на постсоветском пространстве произошел социально-психологический надлом, в ходе которого наши народы в значительной мере приобрели своеобразный комплекс неполноценности перед Западом. Сейчас и крымчане почувствовали наступление своего момента истины, на собственном опыте еще раз убеждаясь, что недавние киевские "революционеры", вместо наведения порядка, организуют товарный дефицит и снижают импортные пошлины на зарубежные товары, нанося один за другим смертельные удары по национальному производителю, а затем за одну ночь, как это уже было с трастами, ограбили народ как минимум на 300 млн. долларов.

Сейчас "новая власть" готовится пойти на сдачу наших национальных интересов Западу в обмен на поддержку ее режима. Стремясь как можно скорее и любой ценой попасть в Европу, губит экономику и социальную сферу, вступая в НАТО, разлагает армию и ведет к ликвидации отечественного военно-промышленного комплекса, последнего, что осталось с великих времен СССР. Для Крыма, как важнейшей военно-морской территории, это влечет за собой угрозу политической зависимости от США и Турции.

Приход Анатолия Матвиенко в кресло руководителя Совмина автономии эксперты уже предложили "считать началом третьего этапа "завоевания" Крыма Украиной", поскольку послушное большинство нынешнего парламента АРК показало, что при хорошей торговле с ним можно пренебречь интересами Крыма и крымчан, забыть о завоеванных конституционных позициях в отношениях между центром и Автономией. Некоторые крымские круги, купленные обещанием принятия "отдельного закона о выборах в Верховную Раду АРК" и последующего пере-

хода к управляемой админресурсом мажоритарной системе выборов в парламент Крыма, забыли общие и необходимые истины: история дала Крыму и крымчанам уникальный шанс самореализации — потребовать у центра выполнения решения Конституционного Суда и утверждения широких экономических, политических и культурных полномочий Автономии, с каждым годом все более утрачиваемых благодаря неразумным и нечистоплотным политическим маклерам.

Репатриационные процессы в Украине отразились прежде всего на этническом составе населения Крыма. По данным первой Всеукраинской переписи населения 2001 года удельный вес крымских татар вырос в 5,3 раза. 248,2 тысячи крымских татар образовали в Крыму третью по численности, после русских и украинцев, этническую группу. Кроме того, только из задокументированных согласно правительственным решениям, 62 тысяч жертв конфликта в Приднестровье, трех тысяч беженцев войны из Абхазии или почти двух тысяч — из Чечни, Крым принял наиболее значительное их число. И украинцы, и русские, и крымские татары, и представители других 127 этносов и национальных групп имеют гражданское право на стабилизацию в Крыму.

Но если сегодня государство не будет пресекать в Крыму вакханалию, дошедшую в сфере земельных отношений уже до побережья Коктебеля и возвышающуюся до уровня Ай-Петри коррупцию, независимо от этнической, конфессиональной и политической принадлежности ее попечителей, — наступит момент истины и для культур. Оказавшись на историческом распутье, брошенные под удары Западной цивилизации, они будут вынуждены либо подчиниться господствующей тенденции (найдя в ее русле место под солнцем и тихо умереть, поскольку глобализация, как видим, не ведет автоматически к развитию планетарной демократии), либо попытаться предложить собственный возможный ответ на вызов времени и обстоятельств. С непредсказуемым исходом.

Не лучше ли, имея Крым — наш общий дом, быть заинтересованными сохранить в нем мир и благополучие?! Придерживаясь принципов, как сказал один умный человек, "в силу которых построенный дом должен сохраняться так же долго, как и материал, из которого он сделан". Несомненно, это хорошие слова именно той истины, к которой нам, крымчанам, следовало бы прислушаться.

Леонид Грач,
Народный депутат Украины, первый секретарь Крымского рескома КПУ