Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Полуостров" N 14 (116), 8 - 14 апреля 2005 года

Польза всего народа

Васви АБДУРАИМОВ, политолог

Многие проблемы крымскотатарского народа сегодня связаны с отсутствием в его рядах единства и крайним дефицитом по-настоящему общенациональных авторитетов. Единства нет ни в экономике, ни в политике, ни в вопросах культуры, и даже в вере. Такое удручающее положение связано со многими причинами, главная из которых — нарушение процесса естественного развития этноса, вызванное репрессиями 44-го года и последующих десятилетий, что привело к разрушению компактного ядра нации, ликвидации его государственности, полному упадку культуры, и, как итог, к системному кризису этноса.

Понимая всю пагубность этнического раздрая, логичным было бы направить энергию и инициативы народа на его преодоление и достижение жизненно необходимых консолидации и солидарности. Однако процесс атомизации этнического организма почему-то набирает все большие обороты, проникает вглубь, принимая смертельно опасный для народа характер. Такого не наблюдалось даже в высылке.

Там, под угрозой полного физического вымирания, сработал инстинкт самосохранения. Тогда ресурсов нации хватило и для выживания в нечеловеческих условиях в новой совершенно незнакомой природной и социально-экономической среде, и для выработки четких ясно осознаваемых стратегических целей. ВОЗВРАЩЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ВОЗРОЖДЕНИЕ стали главным целеполаганием национальной идеи, которая объединила нацию, несмотря на ее географическую дисперсность и фрагментарность.

Ситуация кардинально изменилась после воз вращения в Крым значительной части народа. Сохраняющаяся географическая разделенность этноса усугубилась размыванием национальной идеи. Для тех, кто еще находится в высылке, актуальным остается физическое возвращение в Крым. Для тех, кто уже в Крыму — единственная забота — обустройство и решение насущных обыденных бытовых проблем. К пространственной разделенности добавилось социальное расслоение, неизбежное при рыночной экономике.

Единственным инструментом, способным упорядочить жизнь этноса в этих непростых условиях может быть только государство. Оно концентрирует в себе различные запросы и интересы в обществе, вычленяет главные приоритеты, принимает решения, не позволяющие социуму саморазрушиться. Поэтому классической формой бытования любого этноса является совпадение этнических границ с политическими. В этом случае этническое ядро в достаточной мере защищено и потому имеет возможности для своего естественного развития. А жизнь этноса наполняется глубоким смыслом, предначертанным свыше. И если мы — крымские татары — хотим осмысленной этнической жизни — никакой альтернативы построению национальной государственности нет! Нам нужен не совет представителей при президенте государства пусть даже дружественного нам украинского народа, а своя собственная крымская государственность! В этом и должна заключаться главная стратегическая цель нации.

Сегодня Крым — автономная республика в составе Украины. Автономия, лишенная каких-либо возможностей позитивно влиять на жизнь народа. Потому что крымских татар, как этноса, нет в этой автономии. Мы не участвуем в принятии и исполнении управленческих решений даже на местном региональном уровне. А должны бы и можем. Мешает отсутствие властных полномочий. Эти полномочия появляются тогда, когда есть ясно выраженная коллективная воля получить их. Коллективной воли нет, потому что нет должного единства. Вывод — первоочередной задачей народа является достижение этнической консолидации, в первую очередь, политической, как необходимого условия приобретения властных полномочий. Политическая консолидация достижима тогда, когда есть цели и задачи общенационального характера, понятные и бесспорные для каждого здравомыслящего члена этнической общности. Такими задачами являются ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ — ЦЕЛОСТНОСТЬ — ВОЗРОЖДЕНИЕ. Возрождение через целостность, целостность через государственность. Путь к государственности на первом этапе — наполнение автономии соответствующим содержанием — полномочиями для самоуправления региона. Полномочиями не для самоуправства

чиновников и элиты, а для самоуправления народа через механизмы представительной демократии.

Мы не можем не считаться с существующими реалиями. Сегодня, согласно законам Украины, политической структурой, полноценно участвующей в выборах в качестве субъекта, может быть только партия. И если крымскотатарский этнос желает быть самостоятельным субъектом этнополитики, в том числе и в выборном процессе, ему необходимо заняться партийным строительством. Есть ли у крымских татар необходимые ресурсы для этого? Да, есть! Неразумно было бы начинать работу с чистого листа. Партия должна вырасти на базе уже существующих общественно-политических организаций. В том числе и на базе региональных структур Курултая-меджлиса!? Но на совершенно иных, а не на практикуемых там сегодня принципах. Дружная работа с ясной конечной целью позволит, наконец, преодолеть политические разброд и шатания в крымскотатарской среде. Единство нужно не само по себе, не вокруг вождей по принципу круговой поруки и политической благонадежности, а вокруг конкретного дела. Таким делом сегодня может стать работа по созданию общенародной массовой ПАРТИИ.

Вопрос о судьбе ныне существующей, достаточно влиятельной в крымскотатарской среде, структуре Курултай-меджлис надо бы адресовать ее вождям. Каким они видят будущее свое и своего детища? Декларируя создание демократического института народного представительства, авторитеты Курултая-меджлиса с этой задачей явно не справились. Сегодня налицо симптомы превращения Курултая-меджлиса в жесткую тоталитарную систему, обслуживающую интересы ее верхушки. И второй момент. При существующем выборном законодательстве Курултай-меджлис, не будучи партией, не может самостоятельно участвовать в выборах и будет в очередной раз призывать крымских татар поддерживать ту политическую силу в Украине, которая поделится дивидендами с его лидерами. Только с интересами народа это не имеет ничего общего. Настоящее представительство появится тогда, когда крымскотатарский народ будет сам, без посредников, делегировать во власть своих представителей на условиях признания ими стратегических целей нации, способности делегированных во власть в конкретной политической и исторической ситуации делать все зависящее от них для движения к конечной цели.

Но это не означает ликвидацию института представительного органа как такового. КУРУЛТАЙ как общенациональный съезд, видимо, сохранится как высший моральный авторитет, но не более. И только при условии, если это будет действительно съезд всего крымскотатарского народа: и тех, кто живет в Крыму (ядро), и тех, кто за его пределами (фрагменты и диаспоры). Нынешняя структура Курултай-меджлис таковым объективно считаться не может.

Внешними ресурсами этнической и политической самоорганизации народа могли бы стать инвестиции в национальную экономику родственных крымским татарам тюркских и мусульманских государств. Часть прибылей от экономической деятельности национальных предприятий, инвестируемых по целевому назначению, должна быть направлена на финансирование партстроительства, деятельности партии и содержание партаппарата. При целенаправленной профессиональной работе в этом ключе можно было бы привлечь колоссальные ресурсы! Структура партии должна быть максимально приближена к традиционным формам этнической самоорганизации, с преобладанием горизонтальных связей. Никакого демократического централизма и подчинения сверху донизу! Партия не должна стать клубом денежных мешков, нуворишей и "избранных", каковыми являются практически все современные украинские партии, а должна стать массовой всенародной организацией. Сегодня классический принцип совпадения этнических границ с политическими должен означать одно — объединение крымскотатарского народа в одну политическую силу — ПАРТИЮ. Нам нужна партия как прообраз политического будущего Крыма. "Польза всего народа" — этот принцип должен стать руководящим в деятельности такой партии и сегодня, и в будущем.

Некоторые считают достаточным искать единства только на основе веры. Бесспорно, религия является важнейшим фактором консолидации народа. Однако в условиях этнического выживания одного духовного единства явно недостаточно. Принцип единства из духовной сферы должен распространиться на конкретную область принятия политических, социальных и экономических решений, которые скажутся на положении крымскотатарского народа в завтрашнем дне. Инструментом политического единства нации как условия для выражения коллективной воли и получения властных полномочий в Крыму, необходимых для принятия тех самых важнейших решений, сегодня может быть только массовая общенародная ПАРТИЯ. Работу по ее созданию надо было начинать еще вчера, чтобы выйти из анабиоза, в который народ впал, растерявшись перед обрушившимися на него внешними и внутренними напастями и бедами. Не поздно начать и сегодня!