Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Уже 15 лет одна из моих профессий — советник. Она не публична и состоит, между прочим, и в том, чтобы вовремя говорить неприятные вещи. Публичность этого обращения к вам — людям, большинство из которых — за исключением М. Джемилева — в разные годы в той или иной степени использовали мои советы, связана с остротой момента, переживаемого Крымом.
Вы — адресаты моего письма — очень разные. Но именно вы в сложном и противоречивом единстве сегодня олицетворяете Крым. Это может нравиться или не нравиться (в том числе и мне...). Но это реальность.
Поэтому я хочу публично поставить перед всеми вами и перед каждым персонально ряд неприятных вопросов. В моем понимании — это "повестка дня для крымской автономии".
Ваши публичные (!) ответы на эти вопросы и совместное (да-да...) обсуждение вами этой повестки дня не просто назрело — это уже не вопрос "политики" и не вопрос вашей взаимной "любви", а вопрос совести.
Как профессиональный эксперт — я считаю это настоятельно необходимым. Как ваш рядовой избиратель — я этого от вас требую. Как журналист — я хочу вынудить вас отвечать, даже если вы хотели бы промолчать.
Вот мои вопросы:
1. Не кажется ли вам, что процесс деградации крымской "автономной политики" снача- ла — в мелкую провинциальную возню, а потом — в нечто более постыдное, недостойное и аморальное, принимает необратимый характер?
Вспомните, Николай Васильевич и Леонид Иванович, — мы с вами явно не для того вкладывали душу и нервы в создание этой автономии, чтобы получился такой уродец... Тогда у нас были более высокие цели. Сегодня один из вас мудро молчит. Другой — говорит, но только с позиции одной из политических партий.
Может быть, мы создали что-то не то? ... Тогда давайте об этом скажем. Ведь это мы — Багров, Грач, Форманчук, Полапа, Клименко, Козубский... — затеяли в 1990-м всю эту песню.
А, может быть, еще не поздно исправить?
2. Не кажется ли вам, что в последние лет десять крымская власть (независимо от фамилий) демонстрирует патологическую неспособность генерировать стратегические идеи, отвечающие статусу автономии? И наоборот, — она (также независимо от фамилий) обладает выдающимися способностями деформировать любые идеи в процессе их реализации.
Примеров — миллион. Не хочу вас утомлять. За все годы существования автономии упущено столько возможностей для мощного и красивого экономического старта, что просто зло берет... Крым фатально упускает время в конкуренции причерноморских регионов, утешая себя сказками насчет "ордена на груди планеты".
Борис Давидович, Вы же не можете не чувствовать, что Ваша прошлогодняя попытка начать давно назревшую дискуссию как-то плавно сошла на нет? Оскудел талантами "остров Крым"? — не верю. Взгляните, сколько наших земляков, вырвавшись из этой тихой заводи, становятся лидерами в бизнесе, политике, творчестве...
Киев виноват? — тоже не верю. В другом причина.
3. Согласны ли вы, уважаемые вожди, что реально действующей конституцией автономии стал негласный договор о "понятиях" теневого земельно-рекреационного бизнеса, пронизавший все клетки ее организма?
Вопрос риторический — вы об этом знаете. Уже несколько лет все административные здания полуострова — одна большая земельно-санаторная биржа, а большинство носителей депутатских мандатов и служебных удостоверений — брокеры, маклеры и операторы этой биржи...
Вам не кажется, что это пора остановить? И дело не в том, что это рано или поздно остановят генерал Г. Москаль или Президент В. Ющенко. — Дело в том, что это стало болезнью и идеологией крымской власти (аж до последнего сельсовета), подлинной платформой известных политических партий, основной валютой расчетов. Ведь не думает же никто ни о каком населении и ни о каком развитии...
Какое развитие и какие инвестиции?
Сергей Владимирович, Вы ведь знаете, что никаких пятизвездочных отелей строить уже негде, а главная "фишка" сезона последних лет — участочек под элитную высотку и коттеджный поселочек, от которых ни уму, ни сердцу, ни людям, ни бюджету. Если это — развитие курорта, то я — не инвестиционный консультант, а цветной телевизор...
4. После такой жесткой прозы — поговорим о высоком.
Да, "Остров Крым" географически предрасположен к тому, чтобы быть заповедником и последним бастионом уходящих режимов (последний обломок Российской империи, "заповедник застоя" в начале перестройки, "коммунистический заповедник" в середине 90-х).
Не хватит? Разве вы не видите опасности и исторической бесперспективности попыток сохранения "заповедника кучмизма"? В Крыму собираются делать ЭТО? — или я чего-то не понимаю?
Наверное, крымским политикам вредно слишком часто перечитывать Василия Аксенова. Его "Остров Крым" — игра ума.
Безусловно, славянское население Крыма в силу особенностей его формирования — особая политико-ментальная группа. Ее мировосприятие — смесь реликтового советского менталитета "всесоюзной здравницы", помноженного на страхи перед крымскими татарами, "бандеровцами", "украинизацией" и стремление отгородиться Перекопом и статусом автономии от процессов в материковой части Украины.
Господа и товарищи политики считают моральным строить на этом предвыборные технологии?
Да, в Крыму нет авторитетных демократических сил. Крымские "оранжевые" — не лидеры общественного мнения. Пока их мало — даже чтобы быть "политическими комиссарами". Придя во власть (а это непременно произойдет) — они останутся во "враждебном окружении", в том числе в крымском информационном поле.
Но, так или иначе, Оранжевая революция разбудила гражданское сознание множества людей всех политических цветов. Это означает начало конца теневой политики, основанной на тех или иных формах покупки депутатов или сбора карточек для голосования.
И, если при этом в крымском парламенте продолжается торговля мандатами — это уже диагноз... Больной перед смертью потел...
У меня такое ощущение, что попадая в знакомый сессионный зал без окон, видя знакомые стены, кресла, лица и портьеры, привычно обнимаясь и целуясь, участники этого действа попадают в психологическую ловушку... Все как всегда... Мы при власти... Все пройдет, пронесет, как-нибудь образуется...
5. Да не будет уже по-старому. Но то, что после Оранжевой революции не Донбасс, а Крым — самое уязвимое звено и наиболее серьезный полигон испытания на прочность украинского государства — это абсолютно ясно, не так ли?
Может быть, кто-то думает, что в Киеве этого не понимают? — Не надо строить иллюзий. Ничего личного, но объективно: в Украине еще никогда не было такой талантливой команды у власти.
Если бы они не понимали, то с учетом п. 3 (см. выше) проблема большинства в сессионном зале элементарно решилась бы с помощью прокуратуры. При этом население, т. е. избиратели, просто с восторгом восприняли бы громкое разоблачение ряда известных лиц. А носители карточек для голосования нажали бы кнопки за кого угодно. И, заметим, совершенно бесплатно...
То, что с Крымом пока ничего такого не делают — признак силы, а не слабости.
6. Не опасаетесь ли вы, что "технологи", провоцировавшие в 2004 г. раскол Украины, не остановятся перед тем, чтобы... не хочу дальше произносить...
При очевидном росте политического напряжения внутри России, борьба за Крым (в том или ином смысле) будет для "имперски озабоченной" части российского истеблишмента соблазнительным способом выпускания пара и собственного пиара. А тут тебе — и флот, и ЕС, и НАТО, и 60 лет Победы, и годовщина депортации, и Сталин, и выборы-2006, и казаки, и послемайданная мода на палатки...
И еще, между прочим, то, что принято прикрывать рапортами о героических успехах на ниве межнационального согласия — что за-15 лет интеграция в крымский социум крымскотатарского народа так и не произошла. Крымскотатарское сообщество — "параллельный мир", живущий в своей системе ценностей и интересов...
И это — самый драматический провал крымской автономии.
Да, у элиты крымскотатарского народа не очень заметна встречная динамика не только в риторике, но и арсенале практических действий. Уважаемый Мустафа Джемилев, разве нет хотя бы доли смысла в моих словах?
Но в основе крымской национальной (и земельной!) политики никогда не было понимания того, что идеология крымскотатарского движения -это своего рода религия, выработанная в изгнании и впитываемая с рождения. Она стала основой национального самосознания. Это — смысл жизни, "зов предков", "пепел Клааса" и "сердце Данко" одновременно. И соседям это нужно понять и принять как данность.
7. Не кажется ли вам, что формирующуюся в Крыму идеологию политического реванша нужно немедленно (пока еще возможно) переформатировать в идеологию развития?
Считаете ли вы, например, возможным внятно заявить о том, что объявленный курс Президента Украины Виктора Ющенко на европейскую интеграцию — это подарок для крымского туризма, и Крым не просто поддерживает этот курс, но и имеет амбициозные намерения стать одним из региональных лидеров евроинтеграции Украины?
Да, это потребует не только переворота в мозгах. Это потребует признания ошибок, урока правды о прошлом, если хотите — покаяния и, скажем так, ротации многих кадров.
Но это — выход и исторический шанс. Быть может, не для отдельных личностей. Но для Крыма.
Как вы думаете – способны ли те несколько десятков ключевых фигур крымской политики, которые находятся под воздействием вашего интеллектуального биополя, понять, что ситуация в Крыму — вопрос не региональной политики, и не их собственной безопасности, а национальной безопасности Украины?
8. И в завершение — риторический вопрос насчет излюбленной крымской страшилки насчет "раскачивать лодку".
Сергей Владимирович, Леонид Иванович, ну согласитесь, что лодку, даже с точки зрения элементарной физики, легче раскачивать ЕСЛИ ОНА СТОИТ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ...
Искренне Ваш,
Андрей КЛИМЕНКО,
заслуженный экономист АР Крым, г. Ялта
Мои уважаемые адресаты!
Я очень надеюсь, что, несмотря на неприятные эмоции, которые большинство из вас, наверняка ощутили, читая это послание, и даже, несмотря на те нелестные междометия, которыми вы могли сопровождать прочтение, я заставил вас задуматься.
Если это так, то вы не станете тянуть с ответом. — Не мне. Себе. И Крыму.