Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Голос Крыма" N 15 (593), 8 апреля 2005 года

"Большой тройке" не нашлось места и на сессии ВР Крыма

5 апреля на заседании президиума крымского парламента принято решение не включать в повестку дня 7-й сессии ВР АРК вопрос об установке в Ливадии памятника лидерам "Большой тройки".

На включении этого пункта в повестку дня настаивали депутаты-коммунисты А. Иванов, А. Бондарь. По словам А. Иванова, проект постановления ВР АРК об установке памятника прошел процедуру согласования в парламентских комиссиях и, согласно регламенту, должен быть вынесен на сессию. Тем не менее президиум ВР АРК политизирует этот вопрос и блокирует его включение в повестку дня. В. Киселев, ведущий заседание президиума, тоже призвал А. Иванова "не политизировать" этот вопрос и "не втягивать Верховную Раду в решение вопросов, которые ей не присущи". После бурной дискуссии с коммунистами вопрос был поставлен на голосование. В результате только 5 из 15 членов президиума крымского парламента высказались за включение данного вопроса в повестку дня сессии.

Подготовила Гульнара Усеинова



Против установки памятника злодею XX века выставим "живые кордоны"

Предполагаемая еще в феврале установка памятника "большой тройке" в Ялте и на время замороженная крымским правительством, похоже, реально реанимируется с подачи лидера коммунистов Грача. Время от времени (как правило, перед выборами) подкидывающий петарды в народ одиозный лидер решил добить злополучный вопрос, обратившись к ливадийским депутатам. Он утверждает, что установка памятника является "нашим долгом перед памятью многих миллионов воинов, отстоявших честь и независимость, мирное развитие человечества, актом восстановления исторической правды и благодарности павшим и живым участникам Великой Победы", "забыв" добавить, что тирану мы должны еще и памятью миллионов людей, уничтоженных им. Вместе с тем Грач признал, что многие украинские политики уже высказались против установки памятника, однако они, по его мнению, "должны уважать чувства крымчан". "Мы же не кричим, что надо снести самовольно установленный Меджлисом в центре Симферополя памятник диссиденту Петру Григоренко. Мы уважаем чувства инициаторов его установки, пусть и они уважают наши", — заявил он.

Мы обратились к крымскотатарским политикам с вопросом: "Какой механизм противодействия установки десятитонному бронзовому монстру Церетели вы могли бы предложить?"

Ильми Умеров, заместитель председателя Верховной Рады АРК, член Меджлиса крымскотатарского народа:

— Главная задача Грача — вызвать в Крыму конфликтную ситуацию. Это очередной пиар-ход лидера коммунистов в преддверии предстоящих выборов с тем, чтобы собрать свой электорат. Ведь принцип коммунистов — чем хуже, тем лучше, и на антитатарской пропаганде Грач хочет продемонстрировать свою власть и влияние.

В первую очередь нам необходимо делать различные политические заявления, направленные против установки памятника. Если это не возымеет действия (что и происходит сейчас), противостоять всевозможными методами: если этот "груз" будет доставляться поездом — перекрытием железной дороги, автотрассы — в случае доставки автофургоном и т.д. Если же этот памятник установят под покровом ночи, он попросту будет разрушен. Но памятник Сталину в Крыму стоять не будет.

Решат Аблаев, заместитель председателя общественно-политического движения "Миллет":

— Среди тех, кто настаивает на установке памятника много таких, кто служил в НКВД и под руководством этого палача творил беззакония. Считаю, что ветеранам войны и национального движения необходимо объединиться (может, даже создать оргкомитет) и, надев все ордена и медали, выйти с пикетом на центральную площадь Симферополя, продолжив его в Ливадийском дворце. В качестве одного из лозунгов предлагаю изречение древнего философа: "Восхваление своих императоров и тиранов — удел рабов".

Садык Берберов, глава крымского отделения Партии мусульман Украины:

— Во время поездки в одну из прибалтийских республик, если не ошибаюсь, в Латвию, нам показывали памятник первому секретарю, установленный еще в советские времена. "Народный фронт" сохранил его, но к памятнику водили школьников и, показывая на него, говорили: "Дети, этот человек хотел лишить вас будущего", — и те дружно плевали на памятник.

Сейчас нам следует обратиться к Президенту Украины с предложением, чтобы он наложил мораторий на установку памятника. Если же мы физически не сможем противодействовать этому (трудно оказывать сопротивление мощи государства), то памятник может вызвать международный скандал, если мы превратим его в плевательницу — ведь тогда "прстрадают" памятники Рузвельту и Черчиллю. Русскоязычному населению установка памятника ничего особенного не дает, а наш народ оскорбляет до глубины души.

Васфи Абдураимов, преподаватель Крымского государственного инженерно-педагогического университета:

— В целях того, чтобы памятник злодею двадцатого века не осквернил крымскую землю, все средства хороши, вплоть до его полного разрушения.

Нариман Казенбаш, председатель Ассоциации крымских татар ветеранов войны и труда:

— Вся наша семья — отец, мать и я (мне тогда было 10 лет) во время войны были в партизанском отряде. Когда Крым был освобожден от немцев, отец ушел с регулярной армией и дошел до Берлина, а нас с мамой депортировали. Думаю, вам понятны мои чувства, и я убежден, что установке этого памятника надо оказать массовое противодействие — пикетами, акциями протеста и не только крымским татарам, а всем, кто пострадал, испытал на себе последствия политики этого монстра.

Эмине Авамилева, председатель Лиги крымскотатарских юристов "Инициум", член Меджлиса крымскотатарского народа:

— Есть юридические механизмы решения этой проблемы, которые еще никто не отменял: обжаловать решение местных органов в суде, регулируемых законом Украины о местном самоуправлении. Мое твердое убеждение: вся эта возня с установкой памятника именно в Крыму не что иное как происки пятой колонны, а отдельные политики (думаю, вы догадываетесь, о ком я говорю) манипулируют общественным мнением, будируя время от времени проблемы, создающие напряженность в нашем регионе. И противостоять таким политиканам, на поводу которых идут местные власти, можно усилиями общественности, объединениями граждан. Не следует недооценивать потенциал третьего сектора — общественных организаций, способных оказать серьезное противодействие такого рода циничным деяниям.

Февзи Кубединов, председатель партии "Адалет", член Меджлиса крымскотатарского народа:

— Каким бы видом транспорта не передвигался этот груз — железнодорожным, морским, автомобильным — мы обязательно будем предупреждены. Нами ситуация отслеживается, и на пути следования памятника обязательно будут выставлены живые кордоны. Партия мобилизована, и представители "Адалет" (около 1000 человек по всему Крыму) а также тех, кто выразил желание принимать участие (а в их числе не только крымские татары) не допустят установки памятника и намерены стоять до конца. И так называемым казакам не надо выступать с угрозой: "Еще посмотрим, кто кого". На местах мы проводили опрос по данной ситуации. 90% населения, в числе которого представители многих национальностей считают установку памятника Сталину недопустимой в Крыму и уверены, что не надо создавать здесь очаг напряженности и конфликта.

Эскендер Бариев, председатель Крымскотатарского молодежного центра, член Меджлиса крымскотатарского народа:

— Один из самых лучших вариантов — перекрыть пути следования памятника. Поскольку чем ближе к месту его установки, тем более вероятна конфликтная ситуация.

Хубедин Курбединов, один из лидеров Координационного Совета общественно-политических сил крымскотатарского народа:

— Сначала необходимо предпринять акции мирного характера — пикеты, митинги, обращения власть предержащим. Если они будут использованы и не дадут положительного результата, надо будет организовать живую цепь из числа желающих, препятствующую установлению памятника. Думаю, таких людей окажется немало.

Подготовила Лентара ХАЛИЛОВА.