Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Голос Крыма" N 17 (595), 22 апреля 2005 года

Алуштинский полигон шовинизма

С началом массового возвращения крымскотатарского народа на Родину и по сей день решение земельного вопроса является одним из основополагающих в процессе обустройства десятков, вернее, сотен тысяч крымских татар. Государство не в состоянии обеспечить процесс возвращения в полном объеме и, вероятно, крайне заинтересовано в самостоятельном обустройстве крымских татар. В свою очередь они призывают власти не противодействовать восстановлению исторической справедливости и оказывать посильную помощь, в частности, в выделении земельных участков для строительства жилья, проведении коммуникаций к новым жилым массивам. Однако по прошествии пятнадцати лет доброй воли крымских властей крымские татары так и не дождались. Фактически местные власти, саботируя процесс возвращения крымских татар-южнобережцев в родные селения и города, официально проводят в жизнь политику превращения Судакского, Алуштинского, Ялтинского регионов Крыма в землю обетованную лишь для послевоенных переселенцев и их потомков. Осуществляя неприкрытую политику дискриминации крымских татар по национальному и религиозному признаку, власти автономии вместе с тем неустанно, лицемерно твердят о толерантности, терпимости, межнациональном согласии, интеграции в украинское общество и т.д. В затянувшейся борьбе с новоявленными "феодальными князьками" Южнобережья крымскотатарская общественность открыто призывает президента Украины В. Ющенко направить в Крым следственные группы Генеральной прокуратуры с целью проверки деятельности властей Южнобережья всех уровней.

На фоне политико-правового беспредела в отношении крымских татар особого внимания заслуживает деятельность властей Алуштинского региона. По схеме расселения возвращавшихся крымских татар Постановлением Совета министров АР Крым от 05.06.1992 г. N 143 было предусмотрено расселение в населенных пунктах Алуштинского горсовета в 1992-1996 гг. 8000 человек или около 2000 семей при коэффициенте семейности 4 человека.

К 1993 г. были решены вопросы выделения земель: по Изобильненскому (Корбекуль) сельсовету — 244 участка; по Лучистовскому (Демерджи) — 4,3 га; по Малореченскому (Кучук-Узень) — 175 участков; по Приветненскому (Ускут) — 30 га; по Маломаякскому (Кучук-Ламбат) — 10 участков.

По состоянию на 01.03.1993 г. возвратилась 941 семья или 3764 человека.

Сложившуюся ныне ситуацию в Алуштинском регионе мы попросили прокомментировать председателя Алуштинского регионального меджлиса, начальника отдела по вопросам межнациональных отношений горисполкома Умера Чобанова.

— В Алуштинский регион, насчитывающий 24 населенных пункта от с. Арпат (Зеленогорье) до Партенита, вернулось 3330 крымских татар, 17 болгар, 16 немцев, 12 греков, 3 армян. На средства государства и международных организаций, предусмотренные для депортированных граждан, в течение пятнадцати лет построено, выкуплено и отремонтировано 105 квартир (крымским татарам — 84, болгарам — 6, армянам — 2, русским — 13).

В начале 1990-х гг. для депортированных граждан в селах Алуштинского региона было выделено 1264 земельных участка, в основном в труднодоступной, пересеченной горной местности, малопригодной для строительства жилья. В г. Алушта выделен один участок, в поселке Партенит земельные участки депортированным гражданам не выделялись. При горисполкоме на квартирном учете состоят 600 очередников по спискам депортированных граждан. На получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в г.Алушта подали заявление 1,5 тысячи депортированных граждан, по региону — 2 тысячи. Сегодня положение 3 тысяч депортированных граждан, проживающих и обустраивающихся в пятнадцати массивах компактного проживания в недостроенных домах, времянках, вагончиках, подвалах, не отвечает человеческим нормам. Остаются нерешенными проблемы по водо-, электроснабжению, телефонизации, газификации, строительству дорог, опорных стен, транспорту, приему теле- и радиопрограмм. Часть депортированных граждан проживает в общежитиях, требующих ремонта.

— Так в чем же причина многолетней преступной бездеятельности властей Алушнинского региона?

— Если до депортации 1944г. Крымские татары сосотавляли подавляющее большинство в Судакском, Алуштинском и Ялтинском регионах (более 75%) и по численности достигали свыше 70 тыс. человек, то в настоящее время смогли вернуться в Алушту 3 тысячи, в Ялту — менее 2 тысяч крымских татар. Причина этого — в проводимой государственной политике, не допускавшей южнобережцев в села и города, из которых они поголовно были выселены. Отказы местных властей тысячам крымских татар на получение земельных участков для строительства жилья и ориентация государственной программы по расселению депортированных граждан в северные, степные районы Крыма, подтверждают это. Чтобы обмануть общественность и закрепить репатриантов — уроженцев ЮБК в степных районах придумывались всевозможные причины, запрещающие крымским татарам возвращаться в родные селения. Это и всесоюзная здравница, перенаселение, трехкилометровая зона, запреты на прописку. Сегодня нет Союза, союзной здравницы, а запреты остались. Когда заселяли Крым в 1940-1970 гг. и планировали довести численность населения в Крыму до 3 млн. чел. — это было в интересах советского режима. Находились средства, земля, финансы, и никто не заикался, что будет нарушена экология и на курорте будет поставлен крест. На пахотных землях, в садах, недалеко от моря строили тысячи жилых домов для переселенцев, как грибы после дождя вырастали микрорайоны. Теперь же, когда речь идет о нескольких десятках тысяч крымских татар, выдумываются все новые причины, якобы на основании которых нельзя им жить в родных местах. Вновь заявляют о курортных, рекреационных, стометровых зонах, границах и генпланах поселков, ценных виноградниках. Кому-то выгодно запугать общественность, распространяя слухи и небылицы, вновь создать образ врага, противопоставить народы друг другу, ужесточить законы, применить репрессивные меры, а самим продолжать властвовать, наживаясь на собственности, отнятой у народа.

— Когда речь идет об одном выделенном крымскому татарину земельном участке в г.Алушта складывается впечатление, что землю в черте города не выдавали никому.

— Ничего подобного. С 1992 г., после погромов в Красном Раю, Дегирменкое, жителям г. Алушта было выделено свыше 1 тыс. участков под дачи, огороды, гаражи. Получается, что тем, кто владел в Алуште домами, квартирами, власть помогла получить дополнительно еще и участки, которые ныне передают в собственность. Представленные земельные массивы входят в черту города, рядом коммуникации, инфраструктура, дороги, магазины. Не надо строить больниц, школ, детских садов. И все это проделано с той лишь целью, чтобы эти земельные массивы не были выделены возвращающимся южнобережцам. Еще тогда Алуштинский меджлис определил 18 земельных массивов для выделения крымским татарам. Однако шесть из них были предоставлены последепортационным переселенцам.

— Но ведь власти официально заявляют, что земель в черте города для выделения крымским татарам нет. Так ли это на самом деле?

— Подобного рода заявления являются дезинформацией. В последнее десятилетие сотни гектаров земли на ЮБК проданы, переданы в долгосрочную аренду, выделены под строительство стадионов, аквапарков, гостиниц, резиденций, эллингов и др. Тысячи гаражей, дач, огородов расположены в городской черте, на которых ведется жилищное строительство. В течение г. в г. Алушта было продано 14 земельных участков общей площадью 9,9 га. За первое полугодие г. была осуществлена продажа пяти земельных участков общей площадью 28,9 га. Управлением земельных ресурсов подготовлено к продаже в Алуште 11 земельных участков общей площадью 29 га. Если же вопрос касается крымских татар, то им либо отказывают, либо загоняют в горы, предоставляя участки подальше от коммуникаций, на оползневых, малопригодных для строительства землях, с тем, чтобы люди как можно дольше и мучительнее обустраивались, вечно решая социально-бытовые проблемы.

— Перенаселение региона — одна из так называемых причин, по которой отказывают в выделении земли южнобережцам. Соответствуют ли подобные утверждения действительности?

— Многие крымские татары, подававшие в начале 1990 гг. заявления на получение земли, уже умерли, так и не получив земельных участков. Теперь дети и внуки требуют восстановления своих прав на землю, которую так и не возвратили их родителям. Сегодня имеются объективные причины, по которым настало время возвратить крымских та- тар в Алуштинский регион, одна из них — уменьшение численности населения. Так, согласно статистическим данным, динамика численности населения в регионе следующая: с 1944 г. в опустевшие поселки Алуштинского региона заселили 20 тысяч переселенцев из России и к 1960 г. довели численность до довоенного уровня, т.е. до 24,9 тыс. человек. С 1960 по 1993 гг. численность жителей Алуштинского региона увеличилась на 40 тысяч человек и достигла 64,3 тыс. человек. С 1994 г. численность населения в Алуштинском регионе начала сокращаться и за последующие 10 лет уменьшилась на 12,9 тыс. человек и составила 51,4 тыс. чел. к концу 2003 г. Уменьшение численности населения в Алуштинском регионе на 20% негативно сказалось в производственной и социальной сферах. Возник дефицит специалистов, служащих и рабочих во всех отраслях региона, что составляет более 500 вакансий. Смертность в два раза превышает уровень рождаемости, преобладают жители пенсионного возраста, треть жилого фонда пустует и используется только для отдыхающих в курортный сезон или принадлежит гражданам из других регионов и государств. Желание крымских татар и их потомков вернуться в Алуштинский регион компенсирует убыль населения в регионе, остановит превращение поселков в дачи, не даст погибнуть селу и сельскому хозяйству. Игнорирование же и нерешение проблем крымских татар приведет к нагнетанию обстановки в регионе.

— Алуштинский региональный меджлис открыто обвиняют в том, что предлагаемая схема выделения земель для обустройства крымских татар грозит уничтожением виноградарства в регионе. Так ли страшен черт, как его малюют?

— Как мы уже отмечали, в начале 1990 гг. в селениях Корбекуль, Шума, у подножия Чатыр-Дага были выделены порядка 600 участков по шесть соток на оползнях и крутых склонах, куда нельзя подвести коммуникации, свет, воду, проложить дороги. Они пригодны для выпаса скота. В прежние годы наши предки использовали эти участки лишь для этих цели. Крымские татары не в состоянии обустраиваться на таких землях, поэтому половина выделенных в 1990-х гг. участков не застроена. Необходимы огромные капиталовложения как государства, так и неподъемные затраты самих застройщиков, тогда как в черте г. Алушта есть массивы земель, на которых можно обустроить и расселить крымских татар без значительных государственных затрат. Мы указываем эти земли, но местные власти всячески саботируют их выделение под предлогом, что это особо ценные земли, виноградники. Действительно, часть предлагаемых нами земель (примерно третья часть — 82 га из 258 га) приходится на близлежащие к городу виноградники, преимущественно уже старые. Так, к примеру, в центре г. Алушты находятся 5 га виноградников. Четыре года назад здесь располагался старый персиковый сад, и, когда мы предложили выделить его под расселение крымских татар, сад срочно распахали и высадили виноград. Хотя по санитарным нормам выращивать в городе виноград запрещается, так как эту культуру необходимо опрыскивать химикатами, распахивать, что вызывает аллергические заболевания у населения. Пустующие же земли в черте города, указываемые нами, срочно распахиваются под виноградник либо продаются по заниженным ценам коммерсантам, подставным лицам депутатов, родственникам, зарубежным инвесторам. Хотя за чертой города имеются сотни (если не тысячи) гектаров земли, где можно и нужно выращивать виноград. Так, в совхозах-заводах Алуштинского региона эта культура выращивается на площадях: с/завод "Алушта" — 649,3 га; с/завод "Таврида" — 361,3 га; с/завод "Малореченский" — 401,46 га; с/завод "Приветненский — 324,24 га; с/завод "Эфиромасличный" — 114,5 га.

Всего виноградники занимают в Алуштинском регионе 1736,3 га площадей. Поэтому те 82 га виноградников, предлагаемых под обустройство крымских татар, не несут никакой угрозы виноградарству в регионе. Более того, в этой связи необходимо обнародовать не менее важную информацию, тщательно замалчиваемую властями и СМИ.

В последние годы НПАО "Массандра", специализирующаяся на возделывании винограда и производстве вина, вероятно, в связи с сокращением мощностей (а может, и по каким-либо иным, неведомым пока нам причинам) передано сельским советам Алуштинского региона более 10 тыс. гектаров земли: Маломаякский с/с — 1115 га; Алуштинский г/с — 2710 га; Малореченский с/с — 1398 га; Приветненский с/с — 5300 га.

Вместе с Ялтинским регионом общая площадь переданных НПАО "Массандра" земель составляет более 15 тыс. гектаров!

Так что есть где развернуться виноградарям крымским татарам. Наши предки издревле трепетно относились к этой культуре и неспроста слыли искусными виноградарями. Почему бы и сегодня не продолжить традиции наших предков, ведь до войны крымскими татарами селения Ускут производилось столько винограда, сколько ныне не производит весь Алуштинский регион. А какие сорта винограда выращивали наши предки! Ведь крымскотатарскую культуру ведения виноградарства нам еще предстоит возродить. А инсинуации об угрозе и уничтожении виноградарства со стороны крымских татар явно придуманы нашими недругами. Просто депутаты максимально политизируют вопрос о земле с тем, чтобы получить максимальные дивиденды от их реализации.

— 4 апреля в Алуштинском регионе работала комиссия Верховной Рады и Совета министров АРК. Каковы выводы и предложения комиссии, депутатов, крымских татар?

— С 1992 г. это уже седьмая по счету комиссия такого уровня. Однако годы идут, а ситуация в Алуште так и не меняется. Но тем не менее в соответствии с действующим земельным законодательством, земельные участки, не вошедшие в границы жилых поселков, находятся в распоряжении Верховного Совета и Совета министров АРК, которые при наличии доброй воли своими решениями могут выделить землю депортированным гражданам для строительства жилья через Республиканский комитет по делам национальностей и депортированных граждан или другие юридические лица. Пример такого решения есть, это постановление СМ АРК от 26.10.2004 г. N 541, по которому шести юридическим лицам (ООО "Солар Сити", Шеруд, Рудом, Доман, Легион, БАСД) отвели земельные участки площадью 303 га по большой Ялте. Выделенный земельный массив такой площади для депортированных граждан полностью бы разрешил земельную проблему и напряженность в регионе. С целью обеспечения депортированных граждан земельными участками для строительства жилых домов согласно схеме расселения крымских татар в Алуште, утвержденной Постановлением СМ АРК от 05.06.1992 г. N 143 (по которому было предусмотрено возвращение и расселение в населенных пунктах Алуштинского горсовета 8 тысяч крымских татар, что также подтверждено решением Алуштинского горисполкома от 26.03.1993 г. N 283, невыполненых до сих пор), мы предложили комиссии принять решение по отводу земельных массивов общей площадью 258,2 га под индивидуальное строительство жилья депортированным гражданам в Алуштинском регионе: в черте г. Алушта — 142,7 га; по Маломаякскому сельсовету — 37 га; по Партенитскому поссовету — 28,5 га; по Малореченскому сельсовету — 50 га.

Комиссии также представлены предложения по стабилизации ситуации и снятию напряженности в регионе:

Временно прекратить в Алуштинском регионе продажу земли и передачу ее на длительный срок в аренду, пока не будет решен вопрос обеспечения депортированных граждан землей.

Определить и подготовить земельные массивы, примыкающие к существующим поселкам для предоставления земельных участков депортированным гражданам.

Выделить земельные участки депортированным гражданам по Алуштинскому региону согласно представленной схеме: Партенитский поссовет — 200, Маломаякский сельсовет — 250, Изобильненский сельсовет — 600, Лучистовский сельсовет — 400, Малореченский сельсовет — 550, Приветненский сельсовет — 200, Алуштинский горсовет — 1500 земельных участков.

Привлечь к ответственности должностных лиц, препятствующих и не выполняющих Постановления правительства по обеспечению депортированных граждан земельными участками.

На 2005 год существенно увеличить финансирование Программы по обустройству и социально-культурному развитию депортированных граждан в Алуштинском регионе.

— Возможно ли резервирование земель для еще не вернувшихся из мест депортации крымских татар?

— Иллюзий быть не может. Никакого резервирования земли не будет, так как это противоречит Закону о земле. Местные громады представляют депутатский корпус, который принимает решения отнюдь не в пользу крымских татар. Они не заинтересованы в возвращении крымских татар, так как придется делиться властью, привилегиями, землей, средствами и т.д. Нет крымских татар — нет проблем. Такой была политика Компартии, в этом же направлении продолжает работать нынешний депутатский состав Алуштинского горсовета.

— Не знаю, но все, что происходит в Алуште с крымским татарами, напоминает мне оккупационный режим. Теперь на примере Ялты, Алушты, Судака я начинаю понимать, почему жители прибалтийских республик, западные украинцы называли оккупационной власть, установленную на их родине после войны. Неужели депутаты сами не ведают, что творят?

— По доброй воле еще в первой половине 1990-х гг. можно было решить почти все проблемы, которые мы вынуждены рассматривать только сегодня. Но доброй воли у депутатов нет. Отношение к нам, конечно, разное. Одни — шовинистически настроенные — даже слышать не хотят о крымских татарах. Есть и те, кто лоялен к крымским татарам. Это жизнь, и реагировать болезненно остро, наверное, не стоит. Однако бросается в глаза стремление определенных лиц, находящихся у власти, в депутатском корпусе противопоставить жителей Алушты, Партенита, Кучук-Ламбата обустройству крымских татар-алуштинцев.

Акт депортации, репрессий по отношению к крымскотатарскому народу официально осужден государством и признан преступлением. Поэтому цивилизованным путем необходимо восстанавливать в правах крымских татар. Однако часть депутатов пользуется тем, что в Украине не принят закон о реабилитации, и заявляет, что проблемы, как, впрочем, и депортированных, не существует.

Ибраим Абдуллаев.