Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымское время" N 86 (2176), 6 августа 2005 года

Так-так-так, Виктор Андреевич и Андрей Викторович!

Как сын президента "присвоил" помаранчевую революцию

Президенту в последние недели не позавидуешь. Сначала — "маленькая Ходынка" на Говерле. Потом — преданная всеобщему осмеянию ликвидация ГАИ. За ней — скандал вокруг образа жизни сына.

Не выдержав всего этого, Виктор Андреевич отправился передохнуть к нам в Крым. Поскольку премьер автономии Матвиенко не успел к этому времени подготовить для президента царские апартаменты в Массандре, Ющенко пришлось остановиться в старой президентской резиденции на Южном берегу. Однако и тут ему не дали по-человечески отдохнуть...

Не успел старший Ющенко помириться с автором скандальных материалов в "Украинской правде" Сергеем Лещенко, а пресс-секретарь президента Ирина Геращенко призвать журналистов поставить точку в скандале вокруг образа жизни Ющенко-младшего, как Виктора Андреевича ожидала новая напасть.

Сын нашего президента определенно станет вскоре персоной не менее известной, чем его папаша. Если помните, репортеры долго гадали, откуда у студента Андрея Ющенко деньги на роскошный пентхаус, шикарный "бумер" и навороченный мобильный телефон. Разъяснения, данные по этому поводу отцом и сыном революции, мало кого удовлетворили, а тут, понимаешь, вдруг разоткровенничался первый зампред украинской налоговой Николай Катеринчук.

Как оказалось, пентхаус, "бимер" и платиновая мобила — это так, побрякушки, ибо Андрей Викторович, как бы это выразиться, взял да и "присвоил" оранжевую революцию. Нет, я, конечно, не о высоком народном порыве к свободе и демократии, Андрей Викторович присвоил "всего лишь" права на символику оранжевой революции.

Николай Катеринчук откликнулся на скандал вокруг сына президента. "Это искусственно созданный скандал, — заявил господин Катеринчук. — Это провокация. Знаю Андрея как порядочного, молодого, но очень профессионального человека".

А потом ничтоже сумняшеся заметил: "Хотел бы добавить к своим словам, что Андрей Ющенко имеет авторские права на все политические бренды, которые использовались во время оранжевой революции. Это к тому, что кто-то пытается считать доходную часть бюджета Андрея Ющенко".

Разумеется, сразу после этих слов вспыхнул очередной скандал. Если и это всего лишь "провокация", то, согласитесь, провокатором в таком случае следует признать самого Катеринчука.

Рассказал зампред налоговой и о том, как Андрей Ющенко получил авторские права на символику оранжевой революции. "Я ему лично их передал. Это было после победы в третьем туре. Передача прав произошла с участием нотариусов, и на сегодняшний день они все принадлежат именно Андрею Ющенко. Это все бренды, которые вы видели во время избирательной кампании, — это и "Так!", и подкова, и другие. В момент проведения избирательной кампании наша символика должна была быть юридически защищенной от использования другими. Это было необходимо, чтобы не выпускалась продукция аналогичного вида, но с противоположным смыслом. Почему символику зарегистрировали на меня? Потому что было принято такое решение в штабе, ведь я возглавлял в нем юридический блок", — сообщил господин Катеринчук.

Однако заметьте, Катеринчук передал Ющенко-младшему права на символику революции в тот момент, когда этой революции уже ничто не угрожало, — после победы в третьем туре. Какая на то была необходимость, налоговик не пояснил, но, я думаю, вы и сами можете это додумать.

"В то время многие смотрели на меня косо, — вспоминал Катеринчук, — говорили, что Катеринчук, мол, уже стал богатым человеком".

Между тем, как выясняется, богатым человеком стал Андрей Ющенко.

Ющенко-старший пока никак не отреагировал на очередной скандал вокруг своего сына. Вступиться за Андрея опять пришлось пресс-секретарю президента Ирине Геращенко. По ее словам, регистрация символики избирательной кампании Виктора Ющенко на его семью проводилась исключительно с целью юридической защиты брендов и ни о каком коммерческом их использовании речи не идет.

Геращенко подчеркнула, что символика избирательной кампании 2004 года была зарегистрирована на семью Ющенко "с целью прежде всего юридической защиты символики и брендов от использования ее в грязных технологиях и от элементарного воровства". Однако какие уж грязные технологии после победы в третьем туре выборов. А до тех пор символика принадлежала Катеринчуку, который, если мы ничего не путаем, все-таки не является членом семьи Виктора Андреевича.

Помаранчевая революция давно превратилась в хороший бизнес. Маечки, шарфики, флажочки, часики с логотипами шли, да и пока еще идут очень хорошо — во всяком случае, в Киеве и на западе "незалежной". Например, на Майдане флажки со словом "Так!" можно приобрести за 5—20 гривен. А компания "Украинский сувенир", помимо прочих символов оранжевой революции, продает фотоальбомы "Так, Украйно!" по 288 гривен и часы с надписью "Так!" на циферблате по 192 гривны. И так далее.

Эксперты затрудняются сказать, какую точно прибыль приносит Андрею Ющенко обладание авторским правом на символику революции, однако сходятся во мнении, что эта прибыль значительная. По некоторым оценкам, основанным на инвестициях, вложенных в узнаваемость и раскрутку во время предвыборной кампании брендов революции, они стоят около ста миллионов американских (чьих же еще?) долларов.

"Революция кормит своих детей", — заметил в связи с открывшимся обстоятельством московский "КоммерсантЪ".

С другой стороны, Геращенко заявила о том, что семья президента не получает никакой прибыли от производства сувениров и товаров с революционной символикой. Но ведь кто-то же зарабатывает на продаже этих побрякушек — их ведь даром прохожим не раздают?

Так ведь?

Тогда пусть Катеринчук, Геращенко и оба Ющенко расскажут людям о механизме, благодаря которому производители получают право использовать революционную подкову. Иначе выходит еще непонятнее, чем в случае с арендованным "БМВ", подаренным телефоном и работой в консалтинговой фирме. После победы революции сын нового президента нотариально зарегистрировал на себя права на использование оранжевой символики, однако денег за это ни с кого не берет — парадокс!

Я не знаю, может быть, с Андреем за это расплачиваются телефонами, машинами, квартирами и шампанским; может быть, он — бессребреник. Однако вот как в таких случаях обстоят дела в цивилизованных государствах.

Там основной доход владельцы прав на бренды получают в виде отчислений от производителей. Платежи бывают двух видов — роялти, то есть отчисление процентов с дохода или прибыли, а также разовый платеж на определенный срок и территорию пользования.

В нашем случае, полагают эксперты, скорее всего, надо говорить о роялти. Исходя из практики, отчисления правообладателю могут составлять от 10 до 50 процентов от валового дохода или прибыли компании, а объем рынка украинской революционной символики ориентировочно оценивается в миллионы долларов.

Так что доходы студента Ющенко, если, повторюсь, он не альтруист-бессребреник, исчисляются внушительнейшими суммами. Даже сам Николай Катеринчук не знает, во сколько теперь можно оценить доход Андрея Ющенко: "Это зависит от того, какие заключены лицензионные договоры на использование брендов". По словам зампреда налоговой, этими брендами интересовались в Западной Европе, Канаде и Америке. "Интерес к символике проявляли многие дизайнеры европейского уровня, не говоря уже о производителях разных видов товаров в Украине. Я уже не веду дела семьи Ющенко, которые я вел до и во время избирательной кампании, поэтому мне тяжело говорить. Но я думаю, что это суммы немаленькие", — резюмировал замглавы ГНАУ.

"Более точно состояние сына президента можно будет определить ближе к 1 апреля следующего года, когда подойдет срок подачи декларации о доходах", — сказал Катеринчук.

Вот только первого апреля у нас в стране по старой закоренелой привычке никто никому не верит.

Александр Мащенко