Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Полуостров" N 31 (133), 5 - 11 августа 2005 года

Владимир Черкашин: У нас одна проблема — с Меджлисом

Верховный атаман Крымского казачьего Союза о своей организации и отношениях с крымскими татарами

— Когда и для чего была создана ваша организация?

— Крымский казачий союз (ККС) существует с 1992 года. Официально мы зарегистрировались 22 января 1993 года в соответствии с законом Украины о регистрации объединений граждан. К сожалению, казаки сейчас выведены в ранг общественной организации. Известно, что казачество, как и крымские татары, которые были депортированы, подвергалось гонениям. 24 января 1919 года Львом Троцким было подписано секретное циркулярное письмо о расказачивании казаков и репрессиях по отношению к казачеству, в соответствии с которым проводилось массовое их уничтожение. Вот скажите, можно ли разъевреить евреев или разболгарить болгар? Но молодая Советская власть умудрилась расказачить казаков. Более 2 миллионов людей было расстреляно, а основная масса — насильственно депортирована целыми станицами в различные регионы бывшего Советского Союза.

Наша организация создана для того, чтобы на крымской земле были мир и спокойствие. Чтобы и крымскотатарские дети, и русские, и украинские, и еврейские спокойно ходили в школу, спокойно отдыхали. Чтобы старики не ощущали притеснений ни с какой стороны. Я, как верховный атаман, ставлю перед своими казаками задачу показать себя добрыми делами, а не каким-то мордобоем или тем, кто больше штанов с лампасами пошьет. К сожалению, некоторые политики, например, Надир Бекиров, пытаются сравнить нас с Ку-клукс-кланом, Легионами смерти, черными сотнями... Хотя сколько существует Крымский казачий союз, а я его возглавляю с 2001 года, мы ни одного человека не изнасиловали, не ограбили, не убили, не совершили никакого преступления. Напротив, мы занимаемся действительно добрыми делами. Так, за наши организационные сбережения ежегодно на протяжении четырех лет проводятся детские спортивно-патриотические игры "Казачьи забавы". В этом году игры были посвящены 60-летию победы в Великой Отечественной войне и прошли у подножья горы Демерджи, в состязаниях участвовало более 150 ребятишек, подготовленных казачьими общинами ККС. Мы шефствуем над симферопольским детским приютом. В каждой общине созданы детские воскресные школы. И заметьте, что мы не учим детей разбирать автоматы и мины, делить людей по национальному признаку, а мы ведем их в храм и вместе со священнослужителями объясняем им 10 божьих заповедей.

— На какие средства существует ваша организация?

— Сегодня в Крыму зарегистрировано более 20 организаций с казачьими названиями. Руководители этих организаций бегают по Совету министров АРК в надежде получить какие-то средства. Я же своим атаманам и казакам сразу сказал: бюджетная дыра автономии до такой степени глубокая, что тешить себя убеждениями, что кто-то что-то даст, абсолютно безнадежно. Не думайте, что вам только за то, что вы пошили себе штаны с лампасами, кто-то даст копейку. А посему покупайте себе гипсового поросенка, напишите на нем: "На казачьи забавы, для детей". И каждый месяц, если у вас в общине образовалась копейка какая-то, в эту копилку забрасывайте. И как раз за год вы этого поросенка наполовину наполните. И плюс — нам люди помогают, которые знают, что дети — это наше будущее. Есть бизнесмены, которые с вниманием относятся к нашим мероприятиям.

— Часто говорят, что вас финансирует чуть ли не Генконсульство России...

— Это глупости. Бред. Никто копейку нам не дает. Если бы мне давали деньги так, как Меджлису дают, то, вы извините меня, был бы Крым...казачьим, и крымские татары стали бы казаками!

— На Дону или, скажем, на Кубани, казачество имеет давние традиции. В Крыму же, как известно, никогда не было казаков...

— Когда казачество было ассимилировано Советской властью на территории бывшего Советского Союза, в Крыму тоже появились терские, донские, кубанские, запорожские казаки. А раз они появились, то началось и их движение. Тем, кто сегодня говорит, что казаков здесь никогда не было, я обычно отвечаю так: раньше татар в Крыму тоже не было, они здесь появились, раньше Крым не был украинским, а сейчас он им стал. Сегодня существование казаков на полуострове — свершившийся факт. Появление нашей организации восприняли положительно и украинские, и российские казачьи формирования. Поэтому это уже история. Произошел факт возвращения крымских татар на крымскую землю? Произошел. Появились сегодня здесь казаки? Да. Ну, куда уже денешься? А сейчас наша задача — нормальное, доброе сотрудничество со всеми. Мы ходим по одним и тем же улицам, порой неосвещенным, с теми же самыми ямами и канавами. Мы все вместе вступаем в одно дерьмо, и это дерьмо не смотрит, русский ты или крымский татарин. У нас у всех одинаковые условия жизни, и мы должны вместе сделать эти условия лучше.

— По каким параметрам принимают в казаки? Может ли любой желающий стать членом вашей организации?

— Нет. Для того, чтобы человек стал казаком, он приходит в общину, пишет официальное прошение и какое-то время ходит кандидатом. Мы смотрим, на что он способен. Если он — пьяница, лодырь или уголовщиной от него разит, естественно, этот человек не может быть казаком. И после того, как он пройдет испытательный срок, на большом круге община решает, принять его в казаки или нет. После чего в православном храме он принимает присягу, где его посвящает атаман в казаки и вот только тогда он становится казаком и к нему может быть применено традиционное казачье наказание.

Вот почему я подчеркиваю — там, где казаки Крымского казачьего союза, там нет провокаций, там нормальная рабочая обстановка. Посмотрите, мы полтора месяца стояли на симферопольской площади Ленина в поддержку Конституции и правительства. Но самое главное: мы не допустили там провокаций. Казаками были задержаны и переданы правоохранителям лица совершавшие преступления и правонарушения. Как только мы ушли, там началась вакханалия. Мне неприятно, когда говорят, что возникают конфликты между крымскими татарами и казаками. Да не возникает их никогда! Я, напротив, казакам объясняю: имейте холодную голову при решении каких-то вопросов. У нас никаких проблем с крымскими татарами не было, и нет. У нас одна проблема — с Меджлисом, представители которого толкают свой народ на конфликт, после чего сами уезжают и оставляют своих сограждан у "разогретой сковородки".

— А национальность имеет значение при приеме в казаки?

— Национальность значения не имеет. Только православная вера. Вот, например, несколько лет назад по какому-то недомыслию Ильми Умерову Украинское казачество присвоило звание казачьего генерала. Но, во-первых, для того, чтобы человеку присвоили казачий чин, ему необходимо отказаться от своей веры, принять крещение в православном храме. Во-вторых, после этого он должен принять присягу казачеству. И только после того, как человек стал казаком, ему могут присвоить казачий чин. Ну, может быть, господин Умеров скрыл от своих собратьев, что он стал православным...

Если же кто-то приходит из каких-то корыстных побуждений, хочет половить рыбку в казачьей воде, то он быстро понимает, что к чему, и уходит восвояси. Тем более, когда узнает, что у казаков ККС существует традиционное казачье наказание: провинился — ложись на лавку. У нас, к сожалению, такие наказания были. Настоящий казак, получив свою порцию, встает и говорит по казачьи: "Спасибо братья-казаки, за науку" и без зла продолжает с казаками работать дальше.

— Вот вы говорите, что вы — настоящие казаки, а все остальные — ненастоящие. Где доказательства?

— Когда меня избрали в 2001 г. атаманом, знакомые спрашивали: слушай, а у тебя с головой все в порядке? Ты что, к "ряженым" подался? Было и в ККС, без слез не вспомнишь. Были и "атаманчики" которые видели только в себе казачество. Но четыре года назад создали православную, крепкую, сплоченную с единой формой организацию, и 9 мая казаки, участвующие в параде, слышали аплодисменты людей! Многие сегодня пользуются словом "казак" и пытаются создать какое-то подобие "казачества", испортить наши отношения с кем-то, поссорить. Что-то случилось, например, в Алупке, мне говорят, смотри, что ваши казаки наделали. Да не наши это казаки! Да и были ли вообще там казаки?! Когда вы говорите "казаки", то проверьте, пощупайте там их. Меня, как атамана, возбуждает этот негатив, он не нужен нашей организации, мы все знаем, что слово "казак" пишется и читается и слева направо, и справа налево одинаково, поэтому нам, естественно, не безразлично, когда кто-то на казаков ставит грязное пятно.

— Слово "ряженые" обижает казаков?

— Пусть "ряженые" обижаются. На совете атаманов Крымского казачьего союза я сказал: если только где-то в городе встречаете одетого под "казака", или если кого-то видите в пьяном виде, немедленно, кем бы он ни был с казачьим чином — общипать его как петуха, снять с него все казачьи принадлежности, в пакет, с документами — и ко мне! И пусть он ко мне приходит со своим атаманом, и будем разговаривать уже по-взрослому, с этим "казачком", точнее, спрашивать, почему он называет себя казаком?

Наши казаки одеты в единую, утвержденную Советом атаманов ККС, черную форму с шевронами казаков Крымского казачьего Союза, аккуратно подогнанную с лампасом, все подстриженные, в фуражках или беретах и, упаси Боже, если пьяный будет. Все казаки прекрасно понимают, когда мы все вместе на мероприятиях, значит — в походе, а раз в походе, то СПИРТНОЕ УПОТРЕБЛЯТЬ ЗАПРЕЩЕНО. Мы своим казакам не рекомендуем ходить в камуфляже, т.к. сегодня все сторожа имеют камуфляж, но если казак не может пошить себе форму, временно допускаем ношение камуфляжа но с нашитым лампасом и шевроном ККС.

— Правда, что среди казаков много бывших военных?

— Не только военных. Среди казаков много бывших работников спецслужб, правоохранительных органов. Хотя у нас есть и доктора наук, два академика, кандидаты наук, то есть люди, которые имеют ученые степени, а также врачи, учителя, программисты и казаки, имеющие высшее и специальное образование.

— Рядовые казаки, кроме того, что участвуют в ваших мероприятиях, работают где-то?

— Обязательно. Казак должен работать, он не должен на печке сидеть. На печке сидит кацап, мужик. Вот они сидят, ждут, пока ему миску принесут... Казаки у нас, в основном, все работают. Сегодня трудно казаков оторвать даже на какое-то мероприятие. Все заняты, как и остальное население Крыма. Экономически мы не имеем возможности поддерживать их. Люди это прекрасно понимают.

— Часто говорят о пророссийских, проукраинсикх казаках. Вы к каким себя относите?

— Казаков никогда не было ни пророссийских, ни проукраинских. Это национально озабоченные политики-импотенты начинают сегодня делить казаков на украинских и русских... Не было никогда казаков ни украинских, ни русских, а был казачий народ.

Представители Украинского казачества собирались создать крымскотатарский казачий полк. Я говорю: вы там нормальные люди? Как можно объединить два народа в одном: крымскотатарский и казачий? Кто в него пойдет-то? Это просто будет оскорбление для тех же крымских татар! Оскорбление их национальности и веры. Кто и зачем их хочет вовлечь в эту авантюру? Я, допустим, на месте крымских татар воспринял бы это как оскорбление.

— У вас шашка есть?

— Есть. Подарили. Но она не боевая. А лошади нет. Я всегда говорю, что мы живем в XXI веке. Казаки сегодня должны сидеть не на кобыле верхом, а на современной технике, использовать компьютеры, быть грамотными, ходить в храм, быть православными. Помнить, что существует 10 заповедей Божьих. Православный человек всегда их чтит и никогда их не нарушит, а значит, никого не обидит, поможет старому, защитит слабого и через это не переступит. Вот что самое главное в казачестве.

Досье "Полуострова"

Владимир Черкашин, Верховный атаман "Крымского казачьего Союза", казачий генерал. Родился в 1952 году в Челябинске. Образование высшее юридическое. Долгие годы работал в органах внутренних дел в Крыму, России, Средней Азии.