Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Николай Семена (Симферополь)
Не успели новоизбранная Верховная Рада Крыма и новоназначенное ею правительство отметить 100 дней своей работы, как дали знать о себе очередные усилия по "смене власти". Крымское агентство новостей сообщило о том, что готовится фактический развал фракции "Стабильность", составляющей большинство парламента автономии (61 голос). В это же время в интервью газете "Сегодня" прозвучало заявление Леонида Грача о том, что "фракция коммунистов не намерена играть в игры по отстранению крымского правительства, которое запланировали известные силы на осень… Мы не будем подыгрывать ни одной из двух частей ныне расколотого большинства в Верховном Совете…" Итак, налицо уже не единичные утверждения, с одной стороны, о "расколе большинства", а с другой — о новом "отстранении крымского правительства". Так что же за сценарии разрабатываются в Крыму на осень?
Расстановка сил и "разведка боем"
Нет сомнения, что узловыми моментами будущих сценариев должны быть два события: очередная сессия Верховной Рады Крыма, которая откроется 18 сентября, и довыборы депутатов в парламент автономии, назначенные на 22 сентября. Тот факт, что лидер крымских коммунистов публично отказался от участия в "играх", свидетельствует как минимум о двух вещах. Во-первых, инициатива исходит не от него, а, следовательно, речь идет не о политическом реванше. Во-вторых, речь также вообще не идет о политическом характере разрабатываемых сценариев, поскольку худо-бедно, но истекшие 100 дней новой власти показали, что альтернативы спокойствию и слаженности в работе, которые пришли на смену ушедшему в прошлое перманентному конфликту властей, нет, поскольку новые показатели работы значительно лучше предыдущих. И это признается не только в самом Симферополе, но главное, органами власти в городах и районах, которые перестали пребывать в положении между симферопольскими молотом и наковальней и, наконец, получили долгожданную возможность нормально работать. Следовательно, в этом случае речь идет о реализации планов передела власти со стороны других, неудовлетворенных нынешним состоянием дел групп.
Кто претендует на передел власти в Крыму, видно из событий последних недель, разворачивающихся вокруг парламента автономии, и из того, кто выдвинул свою кандидатуру в депутаты по трем округам на предстоящие довыборы. По заявлению заместителя председателя Верховной Рады Крыма Ильми Умерова, которое он сделал на заседании пресс-клуба рыночных реформ, ряд депутатов Верховной Рады Крыма изъявили желание выйти из проправительственной фракции "Стабильность" и создать другие фракции, которые в чем-то будут ей противодействовать. Он отметил, что пока не располагает информацией о поступивших заявлениях с желанием создать новые депутатские объединения и не уточнил, кто именно намерен покинуть "Стабильность". Вице-спикер заявил, что в случае сентябрьского обострения ситуации в парламенте и правительстве автономии, о чем "разговоры идут и идут довольно интенсивно", он "будет участвовать в этих процессах, но только как стабилизатор". Подтвердил эту позицию крымских татар и народный депутат, глава меджлиса Мустафа Джемилев. "Мы эти перевороты поддерживать не будем, хотя у нас с председателем Совмина Крыма Сергеем Куницыным как-то не складываются конструктивные отношения", — сообщил он Крымскому агентству новостей. По словам главы меджлиса, крымские татары недовольны работой премьера, "но не настолько, чтобы стремиться его снять, потому что альтернативы нет".
При этом Мустафа Джемилев подчеркнул, что до сентября еще есть время. "Предстоит серьезный разговор с Куницыным, потому что, в самом деле, столько проблем, а он практически ничего для нас не делает". С председателем Верховной Рады Крыма Борисом Дейчем, отметил Мустафа Джемилев, "проблем нет". "Дейч оказался деловым, конструктивным", — подчеркнул он.
Методом исключения в список участников будущего "процесса" можно не вносить ни коммунистов (10-15 человек), ни депутатов крымских татар (7 человек), ни 30-35 депутатов — членов "Команды Куницына", ни 9 глав администраций регионов, ни 14 представителей правоохранительных органов, кровно, как и регионы, заинтересованных в стабильности, ни 11 депутатов членов Аграрной партии Украины, которых возглавляет давний соратник Куницына, нынешний его заместитель, экс-представитель Президента Анатолий Корнейчук. Таким образом, анализ ситуации подтверждает мнение местных наблюдателей о том, что в список большинства не попадают представители комитета "Прозрачная власть", которым руководит Андрей Сенченко (2 депутата), и 5-6 депутатов, входящих в группу, которая избиралась под лозунгами Русского блока и от партии "Союз", идейным и неформальным лидером которой является народный депутат Украины Лев Миримский. Конечно, располагая столь малыми силами, очень трудно проводить свою линию, но если "вода камень точит", то не исключено, что число единомышленников несложно увеличить за счет фракции "Стабильность", т.к. больше неоткуда. Отсюда и разговоры.
Однако и это задача не из простых. На всех предыдущих сессиях большинство решений принимались 70-80, а иногда и 90 голосами, что свидетельствует о наличии стабильного большинства на стороне Бориса Дейча и Сергея Куницына. С другой стороны, никто кроме них не смог создать свою фракцию, то есть если "Стабильность" формально насчитывает 61 депутата, то оставшиеся 36 — отнюдь не монолит. А если учесть, что неформально в большинство входят больше 70 депутатов, то оставшиеся 20 с лишним составляют даже не две, а три или четыре группы, ибо из 10 депутатов уже можно было бы создать фракцию. И если сделать это до сих пор не удавалось, значит, речь идет только о создании ситуативного объединения для решения разовой задачи. И это видно по действиям депутатов вне парламента и даже далеко за его пределами.
"Разведкой боем" стала недавняя публикация в газете "Крымская правда", которая выступила с "разоблачениями финансовых махинаций правительства" (правда, еще прежнего). Автор статьи ссылался на слова начальника Управления ценных бумаг и фондового рынка в Крыму Анатолия Тихончука, кстати, недавно уволенного. Но тут даже не это главное. Важно другое — в этой публикации присутствует интерес главного редактора "Крымской правды" Михаила Бахарева, который намерен стать крымским депутатом от округа N 25, хотя это не укладывается ни в один из известных сценариев. А обвинения в адрес правительства — что может быть лучшим материалом для его предвыборной кампании? Однако его атака захлебнулась после того, как министр финансов автономии Александр Гресс доказал на цифрах некомпетентность автора и газеты.
Очевидно, что на новых выборах более осторожную (то есть правовую!) позицию будут занимать и суды Крыма, сыгравшие в предыдущей кампании едва ли не главную роль. Тот факт, что недавно один из судей местного Железнодорожного суда Симферополя был задержан при попытке получения взятки в 5 тысяч долларов за нужное решение, несомненно, приведет к тому, что председатель Апелляционного суда Крыма Михаил Тютюнник обратит внимание судейского корпуса на необходимость быть взвешенными при принятии решений. В таких условиях участники процесса от оппозиции могут рассчитывать исключительно на законные, предусмотренные регламентом, методы смены людей в руководящих креслах. Но многого ли они смогут добиться таким путем?
Что в арсенале?
Как известно, в начале августа в Ялте состоялись переговоры администраций президентов Украины и России (Медведчук — Волошин). В ходе этих переговоров были подписаны соглашения между ОРТ и ТРК "Черноморская" о трансляции в Крыму программы "Время". Андрей Сенченко, выступая отнюдь не в роли ведущего одной из программ крымской ТРК (его официальный статус), вел переговоры с заместителем главы ОРТ и консультантом АП РФ Маратом Гельманом. "Мы благодарны украинским властям за то, что они отнеслись благосклонно к нашему сотрудничеству, и считаем сегодняшнее подписание соглашения важным шагом в деле сближения России и Украины", — заявил в Ялте Марат Гельман. С другой стороны, уважаемый Андрей Виленович, как он это часто делает в течение последнего времени, представил коллегам из Москвы дело таким образом, что именно он главным образом определяет течение жизни в крымском парламенте, но его влияние не плохо было бы укрепить. Словом, Сенченко, как утверждают информированные круги, вероятно, просил помощи россиян, чтобы увеличить свои возможности и получить должность главы правительства. Не секрет, что российской администрации такой вариант событий не мог не понравиться, и вполне возможно, что поддержка ему была обещана. Взамен он мог обещать поддержку всем российским проектам, хотя это вряд ли имеет смысл — Крым и так заинтересован в участии российского бизнеса.
Естественно, что Андрей Виленович не может рассчитывать на успех, обладая всего двумя голосами, с другой стороны, он не может не предполагать, что этот секрет Полишинеля скоро станет известен окружению пока несведущих Волошина и Гельмана. Поэтому логично предположить, что он срочно обратился за поддержкой к Льву Миримскому, чтобы хоть в какой-то степени изменить ситуацию. Как рассказывают некоторые крымские депутаты, был срочно разработан сценарий привлечения на свою сторону многих представителей большинства. Лев Миримский провел ряд встреч с депутатами, в их круг, по всей видимости, входил и Леонид Грач, который первым и обнародовал этот план. Надежда была на то, что Грач питает надежды на определенный реванш. Однако сам Леонид Иванович не мог не помнить, чьими усилиями он был смещен с поста спикера и что оба этих политика сыграли в этом далеко не последнюю роль, а потому он, видимо, просто не захотел быть использованным еще раз, ведь не секрет, что при любом раскладе ему будет трудно вернуться в Крым. Поэтому он даже не выдвигает свою кандидатуру в "родном" 25-м округе на довыборах…
Насколько этот сценарий может быть реализован? Не исключено, что инициаторы процесса смены власти смогут изменить политическую ориентацию нескольких депутатов, но наблюдатели считают, что им вряд ли удастся получить большинство. И вот почему.
У каждого свой план…
Во-первых, чтобы заполучить нужное большинство, Андрею Сенченко надо привлечь на свою сторону тех депутатов, позиция которых сегодня определяется администрацией Президента Украины, — глав администраций, работников правоохранительных органов и так далее. Но их действия никогда не могут быть направлены против человека, близкого к администрации Президента, — Сергея Куницына. С другой стороны, Андрей Сенченко, просчитав первый этап своего плана, вряд ли просчитывает второй. А ведь он сам может быть только частью чужого, более яркого проекта…
Поэтому почему бы уважаемому Льву Миримскому, который хорошо знает Андрея Сенченко как экс-премьера, не попытаться реализовать свой собственный сценарий. Лев Юльевич, как опытный в крымской политике человек, не может не понимать, что Андрей Сенченко не является легко проходимой кандидатурой в кресло премьера, и он-то просчитывает, что необходимое для этого согласие Президента вряд ли будет получено — слишком сложная история, слишком мало лояльности к Президенту. По мнению крымских наблюдателей, скорее всего его план может состоять в том, чтобы, действуя на первом этапе вместе с Андреем Сенченко и добившись отстранения Сергея Куницына, попытаться обеспечить кресло премьера не Сенченко, уже сыгравшему свою роль в крымской политике, а другому человеку, более близкому к себе бизнесмену и более близкому к АП, чем даже сам Миримский, — Василию Хмельницкому. Кроме того, Льву Миримскому нужна фигура, которая сможет обеспечить имидж его проекту в высших властных структурах…
Бывший народный депутат Украины Василий Хмельницкий, на прошлых выборах член избирательного списка Партии зеленых, как и все социологи страны, был уверен в политическом успехе неполитической партии. Поэтому вместо того, чтобы обеспечить себе победу на мажоритарном округе, всемерно содействовал созданию и развитию избирательного движения "Жінки за майбутнє України". Во время выборов политологи и журналисты много писали о заинтересованности Людмилы Кучмы в успехе этого проекта. Но "зеленые" не преодолели избирательный барьер. Плохо подготовленным оказалось и движение "Жінки за майбутнє України". Оставшийся без национального депутатского мандата, Василий Хмельницкий, вероятно, рассчитывал на назначение в структуру исполнительной власти. Назначения не последовало. И вот Хмельницкий отважился попытать счастья в Крыму, выдвинув свою кандидатуру в незанятом пока 30-м округе. Сам же Лев Юльевич выдвинулся кандидатом в соседнем 25-м — традиционно спикерском! — округе. Поэтому многие наблюдатели в Крыму расценивают тандем Лев Миримский (спикер) и Василий Хмельницкий (премьер), как вполне укладывающийся в возможный сценарий. Одна лишь деталь требует внимания. В случае отставки крымских спикера и премьера первым депутаты выбирают нового спикера, и его кандидатура не требует согласования с Президентом.
Насколько такой блестящий сценарий может быть осуществлен — трудно сказать, хотя крымские наблюдатели выше оценивают его яркость, чем реалистичность. Пока понятно, что масштабы этой задачи вполне могут превышать возможности участников и инициаторов процесса. Во всяком случае, его реализация стала бы значительным ослаблением позиций команды Президента в Крыму, что вряд ли понравится Леониду Кучме, всегда пытающемуся держать руку на пульсе крымской жизни и не упускать инициативы.
http://www.mirror.kiev.ua/