Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
Наталья Панченко
В Крыму не утихают земельные скандалы, а уже новый состав прокуратуры автономии продолжает следовать заветам своих предшественников и оспаривать незаконные постановления Совмина по земле. Очередное заседание правительства оказалось знаменательным — Совет министров АРК полностью, без создания каких-либо рабочих групп, удовлетворил "земельный" протест прокуратуры и не разрешил сбор документов на выделение земли под застройку в районе села Лучистого.
Форосский парк основан в первой половине XIX века. Здесь на площади 70 га произрастают свыше 200 видов и форм деревьев и кустарников, большинство из которых экзотических пород. Парк является памятником садово-паркового искусства общенационального значения. При этом земли природно-заповедного фонда относятся к особо ценным и могут быть проданы только на основании постановления Кабинета министров Украины с согласия Верховной Рады Украины. Очевидно, этот законодательный момент не особо волновал Совет министров АРК, когда в июле прошлого года он незаконно, как считает Генпрокуратура Украины, продал 41 га парковой земли. Ущерб, причиненный государству, оценивается в 42,6 млн. грн. При этом правительство автономии, утверждает Генпрокуратура, с превышением своих полномочий заключила с авиакомпанией "Aepocвiт" два договора купли-продажи земельных участков государственного санатория "Форос" площадью 665,3 тыс. кв. м за 22 млн. грн.
Как выяснилось на заседании Совмина во вторник, крымское правительство не только продало "Aepocвiту" землю, но еще и сдало ему в аренду на 49 лет участок площадью 30,6068 га, в том числе 0,8586 га защитной прибрежной полосы. Ежегодная арендная плата была утверждена в размере 20 тыс. грн. за прибрежную полосу и 686,5 тыс. грн. — за остальную территорию.
Прокуратура АРК подготовила протест на три постановления Совмина, согласно которым "Aepocвiт" стал обладателем и арендатором форосской земли, выдвинув два основных аргумента. Во-первых, все эти земельные участки расположены в границах поселка Форос, где земли государственной и коммунальной собственности еще не разграничены. А во-вторых, полномочиями по распоряжению землями в границах населенных пунктов обладают местные советы, но никак не Совет министров Крыма. Оказалось, что еще весной руководство "Aepocвiта" пыталось соблюсти законодательство и попросить земельки у Форосского поссовета. Тот заявление авиакомпании рассмотрел на внеочередной сессии 12 мая 2004 года, результат: "решение по данному вопросу не принято большинством голосов".
Совмин, уже второй раз с начала года рассматривающий протесты прокуратуры АРК на земельные решения, определился со своей позицией очень быстро. Протест прокуратуры был удовлетворен полностью, а не частично, как предлагалось, никакие рабочие группы никто не создавал. В чем дело? Возможно, в том, что премьер Сергей Куницын находился в Киеве, а заседание правительства вел его первый заместитель Анатолий Корнейчук. Вице-премьер проявил неслыханную настойчивость и не пошел ни на какие компромиссы, может, для избежания лишней (и личной) головной боли на фоне последних проверок Генпрокуратуры.
Как сообщил председатель Республиканского комитета по земельным ресурсам Евгений Жагорников, "Aepocвiт" уже получил государственный акт на право собственности на форосскую землю. Так что теперь прокуратура АРК намерена обратиться с иском в суд и ставить вопрос "о признании незаконными полученных актов и фактическом возврате земли".
Хочется надеется, что фактический возврат форосской земли осуществится. А еще -что определится судьба имущества санаторного комплекса "Форос", которое в прошлом году должностные лица "Укринвестбуд" госуправления делами администрации президента Украины без согласования с Фондом госимущества продали тому же "Aepocвiту". Как уже рассказывала "1К", это имущество значилось в списке не подлежащих приватизации. Вследствие незаконных действий была сокращена сеть государственных лечебных учреждений, а государственное имущество стоимостью 63,7 млн. грн. перешло в собственность коммерческих структур.
Скупое нынче правительство на своем заседании под председательством А. Корнейчука не разрешило 130 гражданам, преимущественно депортированным, начать "сбор материалов предварительного согласования месторасположения земельных участков" в районе с. Лучистого под Алуштой. Сначала в совминовских документах значилось, что земля выделяется под жилищное строительство, что явно не понравилось первому вице-премьеру. "Согласно существующему законодательству, выделение земли под жилищное строительство осуществляется местным советом в границах населенного пункта, а по этому постановлению 130 человек должны получить землю за границами населенного пункта. Для того чтобы по закону этот вопрос решать, необходимо, чтобы голова Лучистовского сельского совета разработал генеральный план застройки, вышел с предложением в Верховную Раду АРК с просьбой увеличить площадь под населенный пункт, и уже в границах населенного пункта выделять землю под жилищное строительство", — отметил А. Корнейчук. И даже реплика Е. Жагорникова о том, что это, мол, для дачного строительства, не смогла изменить ви-це-премьерское мнение. Корнейчук подчеркнул, что завизировать это постановление не может. Вообще-то визирование по южнобережным землям входит в обязанности его коллеги Владимира Раенко, но он на этот раз уже оказался "в отпуске" (!).
К сторонникам принятия этого постановления примкнули вице-спикер Ильми Умеров ("Это решение нужно принять. Просто сейчас отвергнуть и не принять никакое решение будет неправильно") и министр Совмина Ольга Удовина, которая как-то сильно, до заикания, волновалась в тот день и почти умоляла принять документ ("По поручению председателя СМ готовилось это постановление. Это не инициатива Рескомзема, это инициатива лучистовского сельского головы и тех людей, которые подали заявления").
Масла в огонь, подлила вице-премьер Виталина Дзоз, которая после совместного с вице-премьером Геннадием Бабенко анализа заявила, что "из этих 130 человек 80 — люди, прописанные по земельному участку, т.е. автоматически это предполагает, что земельный участок у них уже есть". Кстати, ведь никто не удосужился посмотреть, а что это, собственно, за люди, не затесался ли среди действительно нуждающихся депортированных какой-нибудь просто любитель южнобережной земли.
Подальше от греха и прокурорских протестов — решил А. Корнейчук. Проект постановления отклонили. Но так и осталось тайной — что за дома или дачи собирались вырасти под Демерджи, как и прочие проекты постановлений Совмина, утвержденные на заседании. В силу непонятной тяги к повышенной секретности крымское правительство лишило журналистов возможности не только стать обладателями судьбоносных документов и поведать народу о решениях крымской исполнительной власти, но и хотя бы глазком взглянуть на них. Интересно, что пытаются скрыть чиновники от крымчан?